Пушкин был связан со многими художниками: для одних позировал, с другими обсуждал иллюстрации для своих произведений, с третьими знакомился на выставках. Подробнее про любимых художников поэта мы уже рассказывали. И один из них — Карл Брюллов. Они были знакомы и восхищались друг другом. Но почему же художник так никогда и не написал портрет самого Пушкина? Оказывается, за неслучившимся портретом Пушкина кисти Брюллова скрывается трагическое стечение обстоятельств.
Первая встреча
Познакомились два гения в Москве, куда Пушкин приехал из Петербурга, а Брюллов — из путешествия по Турции, в которое он отправился из Италии, где прожил 12 лет. Впечатления об этом знакомстве Пушкин описал в письме жене:
«Он очень мне понравился… У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…»
Но художник отказался писать портрет из-за косоглазия Натальи. Зато акварельный портрет жены Пушкина сделал брат Карла Брюллова — Александр. И этот портрет стал самым известным изображением Натальи Гончаровой.
«Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня»
После знакомства Пушкин и Брюллов пересекались в Петербурге и переписывались. 25 января 1837 года Пушкин был в мастерской Брюллова и увидел рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», на котором толстый смирнский полицмейстер спал посреди улицы на ковре и подушке, а позади него два тощих полицейских сторожили его сон. По воспоминаниям, Пушкина так развеселил рисунок, что он хохотал до слез и просил Брюллова подарить его ему, но рисунок уже принадлежал другому владельцу. Пушкин был безутешен, он с рисунком в руках стал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня, отдай мне этот». Тогда Карл Павлович пообещал написать портрет Пушкина, и они даже договорились о конкретной дате. Этот эпизод позже Илья Репин изобразил на карикатурах.
Что касается обещания Брюллова написать портрет Пушкина, ему не суждено было сбыться. Через два дня была дуэль. Еще через два Пушкин скончался.
После смерти поэта
Когда пришло известие о гибели Пушкина, Брюллов был болен и даже не смог прийти на похороны. Но он сильно переживал и вспоминал тот самый рисунок, которым не поделился с другом в последнюю встречу.
Ученик Брюллова Аполлон Мокрицкий вспоминал про этот период: «Брюллов велел мне читать стихи Пушкина и восхищался каждой строкой, каждой мыслью и жалел душевно о ранней кончине великого поэта. Он упрекал себя в том, что не отдал ему рисунка».
Когда Брюллов узнал, что готовится к изданию полное собрание сочинений Пушкина, он вызвался сделать фронтиспис — рисунок рядом с титульным листом. Не сбылось и это. Но мы знаем в деталях, как бы он мог выглядеть: Брюллов хотел изобразить Пушкина с лирой в руках, на скале Кавказских гор, посреди величественной кавказской природы.
Лжебрюлловский портрет
Этот портрет показывали в Москве в 1880 году. Его воспроизвели в выставочном альбоме как работу Брюллова, датой создания указан 1836 год. Справа, над плечом Пушкина, на холсте выведена подпись «К. Брюллов», но позднее возникли сомнения в авторстве Брюллова. И до сих пор мы не знаем достоверно, кто создал это изображение поэта. Одна из версий гласит, что это этюд Кипренского к его знаменитому портрету Пушкина. Композиция похожа, однако если дата создания портрета — действительно 1836 год, как было указано в выставочном альбоме, он был написан на девять лет позже, чем портрет кисти Кипренского.
Стихотворение Пушкина про картину Брюллова
Пушкин в свою очередь тоже хотел запечатлеть в своем творчестве приятеля, но и этому намерению не суждено было осуществиться. Поэт восхищался картиной Брюллова «Последний день Помпеи» и хотел посвятить ей стихотворение, но вышло всего лишь несколько строк:
«Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон».
Пушкин и Брюллов были ровесниками — оба родились в 1799 году, — и в 2024-м мы празднуем 225-летие обоих гениев. К юбилею Брюллова при поддержке ВТБ готовится большая выставка в Русском музее, которая откроется в октябре. Там будет и грандиозное полотно «Последний день Помпеи», и виртуозные портреты его кисти, и многие другие шедевры «великого Карла».