Управление активами (asset management) стало неотъемлемой частью финансовой стратегии успешных частных инвесторов по всему миру. В условиях глобальной экономической нестабильности, грамотное управление активами позволяет не только сохранить капитал, но и приумножить его, эффективно распределяя инвестиции в различные финансовые инструменты. В таких странах, как США и Великобритания, управление активами давно стало привычным инструментом для частных лиц, для которых диверсификация портфеля и минимизация рисков являются приоритетами. Популярность этого подхода объясняется возможностью индивидуального подхода к каждому инвестору, что позволяет учитывать его финансовые цели, уровень риска и другие личные обстоятельства. На фоне успеха зарубежной практики управления активами, использование этих методов становится все более актуальным и для инвесторов в странах СНГ, где внимание к вопросам управления капиталом начинает приобретать ключевое значение.
Недавно Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (далее “AFSA”) опубликовал в открытый доступ очередной консультационный документ (consultation paper) с предлагаемыми усовершенствованиями в структуре управления активами МФЦА[1]. Сделано это с целью обсуждения выдвинутых ими предложений и получения обратной связи от всех заинтересованных лиц.
С 2018 года AFSA постепенно совершенствовало законодательную базу для инвестиционных фондов и управляющих активами в МФЦА. Первоначально были созданы Правила коллективных инвестиционных схем (CIS Rules) МФЦА для регулирования инвестиционных фондов, дополняя существующие нормативные акты[2]. В 2019 году эти правила были значительно расширены, чтобы включить в себя фонды с листингом (Listed Funds), и специализированные фонды (Specialist Funds), такие как венчурные (Venture Capital) и частные инвестиционные фонды (Private Equity Funds).
В 2023 году, на основе отзывов участников и стремления повысить привлекательность МФЦА, были внесены дополнительные улучшения. Одними из важнейших можно выделить: разрешение партнерствам с ограниченной ответственностью (Limited Partnerships) выступать в роли коллективных инвестиционных схем, и возможность для инвестиционных фондов недвижимости (Real Estate Investment Trusts) инвестировать в объекты недвижимости на стадии строительства. Также, правила были изменены для более четкого пояснения требований к иностранным управляющим, зонтичным фондам (Umbrella Fund) и инвестиционным фондам с раздельными портфелями (Protected Cell Companies). Кроме того, были внедрены новые инвестиционные структуры, включая Фонд фондов (Fund of Funds), Мастер фонд и вспомогательные фонды (Master and Feeder Funds).
По данным AFSA, на апрель 2024 года количество фондов, зарегистрированных в МФЦА, достигло 47, по сравнению с 40 в начале года, а число администраторов фондов увеличилось до 44. Этот рост отражает возрастающее разнообразие инвестиционных фондов в МФЦА, среди которых 26 хедж-фондов, 11 частных инвестиционных фондов, 4 венчурных фонда, 2 инвестиционных фонда недвижимости и по одному фонду в категориях сырьевых товаров, кредитов, криптовалют и фиксированной доходности.
Правовое регулирование
В казахстанском праве деятельность инвестиционных фондов регулируется законодательным актом об инвестиционных и венчурных фондах[3]. Законодательство Республики Казахстан об инвестиционных и венчурных фондах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан[4], закона об инвестиционных и венчурных фондах и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан[5] (п.1 ст. 2). На инвестиционные фонды также распространяется Законодательство Республики Казахстан о рынке ценных бумаг[6] и об акционерных обществах[7], если иное не установлено законом об инвестиционных и венчурных фондах.
Говоря о правовом режиме МФЦА, действующее право МФЦА основывается на Конституции Республики Казахстан, Конституционном законе о Международном финансовом центре «Астана»[8] и Актах МФЦА, которые не противоречат Конституционному закону и которые могут основываться на принципах, законодательстве и прецедентах права Англии и Уэльса и стандартах ведущих мировых финансовых центров, принятых органами МФЦА при осуществлении полномочий, предоставленных Конституционным законом; и Действующего закона Республики Казахстан, который применяется в части вопросов, не урегулированных Конституционным законом и Актами МФЦА.
Инвестиционные фонды в юрисдикции МФЦА функционируют в качестве схемы коллективных инвестиций (Collective Investment Scheme - далее “CIS”). Правила CIS содержат положения, касающиеся устава фонда, управления и работы; полномочий по инвестированию и заимствованию; процедуры регистрации; операционных обязанностей и ответственности управляющих фондами; регистрации материалов и сведений о предложении и требований к отчетности; а также приостановления и прекращения операций в CIS[9].
Структуры и функционал инвестиционных фондов в МФЦА
Инвестиционные фонды в МФЦА действуют в рамках привлечения капитала через коллективные инвестиционные схемы (CIS). CIS представляет собой механизм, при котором профессиональные управляющие фондами объединяют средства инвесторов и вкладывают их, управляя ими в соответствии с заранее установленными инвестиционными целями и параметрами[9][10]. Для создания фонда, необходимо получить лицензию МФЦА на деятельность Управляющего фондом - “Managing Collective Investment Scheme”.
Фонд может быть учрежден в МФЦА в форме инвестиционной компании (Investment Company), товарищества с ограниченной ответственностью (Limited Partnership - LP) и компании с раздельными портфелями (Protected Cell Company - PCC)[11][12].
1) Инвестиционная компания должна быть либо открытой (open ended), либо закрытой (close ended). Структура открытых инвестиционных компаний обеспечивает управление традиционными фондами с возможностью регулярных подписок и погашений, тогда как закрытые инвестиционные компании подходят для создания структуры биржевого фондового инструмента[12].
2) LP состоит из генерального партнера и партнеров с ограниченной ответственностью, где управляющий фондом является генеральным партнером, а клиенты фонда являются партнерами с ограниченной ответственностью.
3) Компания с раздельными портфелями (PCC) - это особый вид финансовых инструментов, созданный для оказания определенных финансовых услуг. МФЦА позволяет структурировать фонды и зонтичные фонды с использованием PCC. Это позволяет управляющим фондами юридически разделять активы и обязательства каждой ячейки, работая под общим управлением[12].
Кроме того, для узконаправленных целей, инвестиционный фонд может быть сформирован как специализированный фонд с определенным характером бизнеса и инвестиционными целями. МФЦА допускает следующие типы специализированных фондов:
- Исламский инвестиционный фонд;
- Фонд прямых инвестиций;
- Фонд венчурного капитала;
- Инвестиционный траст недвижимости;
- Зонтичный фонд;
- Фонд фондов;
- Фонд Мастер-фидер;
Особенности режима МФЦА для деятельности фонда
Говоря об МФЦА, нельзя не упомянуть преференциальный налоговый режим на территории Центра, который определяется Налоговым кодексом, за исключением изъятий, установленных статьей Конституционного закона о Международном финансовом центре «Астана»[8]. Участники Центра, за исключением биржи цифровых активов, до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам, полученным от оказания на территории Центра ряда услуг, в том числе по инвестиционному управлению активами инвестиционных фондов, их учету и хранению, а также обеспечению выпуска, размещения, обращения, выкупа и погашения ценных бумаг инвестиционных фондов (п.3 ст.6).
Кроме того, физические и юридические лица освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов по доходам (п.7 ст.6):
- от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи;
- от прироста стоимости при реализации акций участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или долей участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра;
- в виде дивидендов и вознаграждений по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов или вознаграждений в официальных списках фондовой биржи;
- в виде дивидендов по акциям участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра, или по долям участия в уставных капиталах участников-юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с действующим правом Центра.
В настоящее время AFSA рассматривает возможность расширения списка специализированных фондов в МФЦА, включив в него следующие категории:
- Credit funds (кредитные фонды) — фонды, которые специализируются на инвестициях в долговые обязательства, такие как кредиты и облигации.
- Digital asset funds (фонды цифровых активов) — фонды, которые инвестируют в цифровые активы, включая криптовалюты и другие блокчейн-активы.
- Exchange traded funds (ETF) (биржевые инвестиционные фонды) — фонды, чьи акции торгуются на бирже, и которые следуют за определенным индексом или корзиной активов.
- Money market funds (фонды денежного рынка) — фонды, которые вкладывают средства в краткосрочные и высоколиквидные инструменты денежного рынка, такие как казначейские векселя и коммерческие бумаги.
Расширение списка специализированных фондов повысит диверсификацию и ликвидность на рынке, привлечет новых инвесторов, усилит развитие инноваций, улучшит управление инвестициями и рисками, способствуя общей устойчивости и прозрачности финансового рынка.
Заключение
Таким образом, МФЦА продолжает активно развивать и совершенствовать свою правовую и нормативную базу, что делает его привлекательной юрисдикцией для создания и управления инвестиционными фондами. Введение различных форм коллективных инвестиционных схем, специализированных фондов, а также льготного налогового режима создает благоприятные условия для привлечения как местных, так и международных участников. Эти меры не только способствуют росту числа фондов и управляющих в Центре, но и укрепляют его позицию в качестве ведущего финансового центра в регионе, предлагающего разнообразные и гибкие финансовые инструменты для управления активами.
Исключение ответственности
Все выводы и предложения, представленные в данной статье, носят исключительно рекомендательный характер и не обязывают третьих лиц к каким-либо конкретным действиям. В случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь (WhatsApp: +7 (707) 384 83 52, электронная почта: info@lcg.kz).
Ресурсы:
- Consultation Paper AFSA-P-CE-2024-0009 from 2 August 2024 on Proposed Enhancements to the AIFC Asset Management Framework.
- Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 576-II Об инвестиционных и венчурных фондах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.).
- ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОБЩАЯ ЧАСТЬ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2024 г.).
- Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года № 576-II Об инвестиционных и венчурных фондах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.).
- Закон Республики Казахстан от 2 июля 2003 года № 461-II О рынке ценных бумаг (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.08.2024 г.).
- Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II Об акционерных обществах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2023 г.).
- Конституционный закон Республики Казахстан О Международном финансовом центре «Астана» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2023 г.).
- CIS Legal Framework. https://orderly.myafsa.com/articles/aifc-cis-legal-framework
- AIFC FINANCIAL SERVICES FRAMEWORK REGULATIONS (with amendments as of 13 December 2023, which commence on 1 January 2024). https://orderly.myafsa.com/articles/financial-services-framework-regulations
- FUND MANAGEMENT GUIDE. https://afsa.aifc.kz/uploads/FUND%20MANAGEMENT%20GUIDE.pdf