Как взрослый и самостоятельный человек семнадцати с половиной лет мой старший сын прекрасно знает свои права. И родительские обязанности.
Не могу сказать, что это прямо бесит, но да. Есть такое.
Например, этот мой сын однажды решил, что у него есть право жить в благоприятной для гармоничного развития обстановке. И мы с отцом должны ему такую жизнь обеспечить.
Благоприятная обстановка для гармоничного развития взрослого и самостоятельного человека семнадцати с половиной лет включает в себя многое. В том числе, регулярные разговоры на волнующие темы. Короче, любит человек поговорить.
А нам деваться некуда, приходится слушать. Мы же родители. У нас обязанности.
Дети: Стас, 17 лет, Паша, 8 лет, Вадим, 6 лет.
Рассказывала уже много раз, что Стас у меня очень разговорчивый парень. Особенно сильно он любит разговаривать со мной. Не знаю почему, правда.
Восемнадцать лет человеку будет в декабре, а он мне до сих пор такое рассказывает. Такое! Какое матери и знать-то не надо. Но это, ребята, другим не надо знать. А я, видать, особая. Я знаю. Иногда даже про себя думаю - а вдруг всё-таки у него есть от меня секреты? А потом такая - да не, бред какой-то. Потому что если бы секреты были - Стас бы мне про это рассказал!
А тут пару дней назад сидели мы с мужем, смотрели телевизор. Паша с Вадей в детской играли. Стас у себя в комнате на гитаре трунькал и пел. А с пением у него, если помните, так себе. То есть, на гитаре играет он классно. Просто поёт - тоже. А когда пытается всё совместить - получается чёпопало.
Всё это - результат того, что мама однажды была права. Когда отдавала сына в музыкальную школу. Которую этот сын бросил через несколько лет. Потому что ходить лень было. Очень уважительная причина для того, чтобы бросить музыкалку, если что.
В общем, Стас, после того, как у него пару раз получилось чёпопало, захотел об это поговорить. Ну и явился к нам. С гитарой, разумеется. Ну, чтобы два раза туда-сюда не ходить. А сразу своё чёпопало маме с папой и предъявить.
-Я, - сказал он, - не понимаю, что делаю не так. И почему у меня не получается петь. Я раньше думал, что самое сложное - это научиться играть на гитаре. А петь - ну какие там могут быть сложности? Помню, как долго учился делать баррэ...
Баррэ??? И не стыдно при родителях такие слова говорить? Взрослый, типа?
-... научился, - продолжал Стас. - Ты знаешь, мама, что такое баррэ?
Что такое баррэ, я, конечно, не знала. Я даже как оно пишется только для статьи посмотрела. Но вот так просто взять и ответить Стасу - нет, не знаю - не могла. Я же, ребята, в этом деле - калач тёртый. У меня Паша - огородник. Я давно поняла, как это важно - лишнего не болтать. Чтобы потом лекцию про лёжкость лука на полтора часа не слушать.
-Вот, что такое баррэ, - не дождавшись ответа, сказал Стас. И подошёл ко мне поближе. И прямо в лицо предъявил гитару. На которой потом показал, как и где надо пальцами струны зажимать, чтобы это баррэ получилось.
Я не хотела этого знать, но мне пришлось. Теперь я в сфере зажимания гитарных струн стала чуточку образованней. Обращайтесь, если что. Помогу чем смогу.
-В итоге оказалось, - закончил свою речь Стас, - что играть на гитаре научиться было легче, чем петь! Так обидно, кто бы знал!
-Понимаем, - посочувствовали мы с отцом. И посмотрели на него, типа, всё? Или мы ещё чем-то можем помочь?
-Всё! - объявил Стас. - Выговорился.
Мы с отцом аж выдохнули сперва. А потом так переглянулись, мол - но проблему-то решать как-то надо? Не дело это, когда дитё страдает. Родители мы или где? Кто, если не мы?
-Это, - решился батя, - Стас. Давай, начинай играть чего-нибудь. Вместе споём. Посмотрим, что можно сделать.
Стас тут же перехватил поудобнее гитару. И начал играть КиШа, Проклятый старый дом. Это у него самая-самая проблемная песня. Он там в ноты вообще ни раз не попал.
Стас начал играть. На звуки из детской вышли Паша и Вадим. Встали рядом. Отец начал петь.
И вот, ребята, думайте, что хотите, но он тоже не попадал в ноты. И я не одна это заметила! Пашу аж перекосило немного от услышанного. Стас закончил играть.
-Алексей, - сказала я, - ты не попадаешь в ноты.
-Мне тоже так показалось, - подтвердил Паша.
-Ой, всё, - обиделся Алексей, - тогда я не знаю.
-Ладно, - решила я, - давай, Стас, играй. Я с тобой буду петь!
И вот просто представьте. Начали мы с ним петь. Я по сторонам посмотрела, а там - Пашу опять перекосило. И муж сидит с таким лицом, типа, фу, Ксеня, и ты ещё что-то про меня говорила?
Допели мы со Стасом. Я так на всех собравшихся зыркнула, мол, только попробуйте сейчас что-нибудь сказать! Без вас всё сама поняла уже!
И тут Паша, у которого лицо только-только после услышанного разгладилось, предложил:
-Давай, Стас, я с тобой спою, - и сел рядом с братом.
-И я! - сразу же стал наводить суету Вадюха. И тоже уселся рядом.
Стас начал играть. Паша дождался нужного момента и запел. Вадим сразу подхватил.
Так в тот день мы выяснили, что во всём доме петь в ноты у нас умеют только два человека из всей семьи. Паша и Вадим. Не знаю, почему у них получилось. Но Стас, слушая, как поют братья, стал подстраиваться под них. И получаться стало и у него.
И вот теперь уже какой день Стас просит Пашу сидеть с ним и слушать, как он поёт. Паша сидит, слушает, а потом вносит правки, так сказать. А вечером, когда домой из детского сада возвращается Вадим, то ещё и он присоединяется. Ну, Вадюха там, конечно, больше пляшет и саблей деревянной по полу стучит. Но Стас сказал, что это тоже помощь.
А сегодня вечером, когда Стас опять стал играть, а Паша с Вадей - петь, я заглянула в комнату. Паша меня заметил и петь перестал. Я быстренько спряталась.
-Паш, ты чего? - спросил Стас. - Давай петь.
-Я что-то стесняюсь, - признался Паша.
-Не стесняйся, - попросил Стас. - Только ты и Вадя можете мне помочь. Знаете, как обидно, когда играть умеешь, а петь не получается?
Паша не ответил.
-Очень обидно! - завёл свою шарманку Стас. - Никогда не думал, что это будет так сложно! Сложнее, чем даже научиться играть баррэ! Знаешь ли ты, Паша, что такое баррэ?
На этом месте я просто закрыла дверь в комнату. В конце концов, я зачем троих детей родила, как вы думаете? Уж наверное не для того, чтобы вот это всё баррэ слушать!
У братьев, если что, тоже обязанности есть друг перед другом! Вот и пускай сами разбираются!
P.S. Вадюха потом признался по секрету, что ему и так нравилось, как Стас пел. Нормально всё было, сказал. Плясать и саблей по полу стучать ему ничего не мешало. Вовсе не обязательно было что-то менять.