Найти в Дзене
Андрей Гороховик

Тигры Восточной реки. Часть 1

(начало здесь и здесь) Итак, первая часть обещанного обзора по стилям хакка. К хакка кюн обычно относят около двух десятков стилей и школ. Наиболее известными стилями хакка провинции Лянгуан, являются Бай мэй, Лун син и вся группа стилей Южного богомола. Несмотря на выведение своих генеалогий от монахов, Шаолиней и книжных героев династии Мин, на деле, как уже говорилось раньше, гуандунские стили хакка начали попадаться на глаза публике (обычно в Гуанчжоу) только в конце ХIХ века. Когда мы рассматриваем какие-либо малозначимые в государственном масштабе и, соответственно, слабо задокументированные события, как правило, мы имеем дело с несколькими информационными пластами. Первый - это устные предания. Касаемо китайских боевых искусств, обычно это то, что перенесено на бумагу в начале ХХ века, и что в качестве достоверного источника информации в расчет лучше вообще не принимать. Второй пл

(начало здесь и здесь)

Итак, первая часть обещанного обзора по стилям хакка. К хакка кюн обычно относят около двух десятков стилей и школ. Наиболее известными стилями хакка провинции Лянгуан, являются Бай мэй, Лун син и вся группа стилей Южного богомола. Несмотря на выведение своих генеалогий от монахов, Шаолиней и книжных героев династии Мин, на деле, как уже говорилось раньше, гуандунские стили хакка начали попадаться на глаза публике (обычно в Гуанчжоу) только в конце ХIХ века.

Гуанчжоу в 1890-е годы.
Гуанчжоу в 1890-е годы.

Когда мы рассматриваем какие-либо малозначимые в государственном масштабе и, соответственно, слабо задокументированные события, как правило, мы имеем дело с несколькими информационными пластами.

Первый - это устные предания. Касаемо китайских боевых искусств, обычно это то, что перенесено на бумагу в начале ХХ века, и что в качестве достоверного источника информации в расчет лучше вообще не принимать.

Второй пласт - это официальная история. История китайских боевых искусств - продукт, как минимум, дважды политизированный в ХХ веке, и так же мало имеющий отношение к реальности, как и устные предания века ХIХ. Ситуация схожая с Российской историей после 1917 года - в Китае, после революции 1911 года, бандиты, пираты и члены тайных обществ вдруг резко стали революционерами и борцами против маньчжурской династии, в частности, и имперского строя в целом.

Местами историзм проглядывает, но, в основной массе, это те же устные предания, сначала перекочевавшие на страницы романов в жанре Уся с налетом национализма, а затем ставшие "официальной историей."

Ну и третий пласт - это тонкий ручеек сохранившихся уездных и окружных хроник, правительственных меморандумов и отчетов иностранных наблюдателей. Несмотря на войны, революции и иностранные оккупации, приведшие к уничтожению огромного пласта культурных и исторических ценностей, этот "ручеек" по своему объему "тонкий" очень относительно.

Однако, увы, мало кто спешит лезть в архивы, для того чтобы копаться в малозначимых, на первый взгляд, местечковых записях.

Но даже то, что оцифровывается в последние годы, плюс уже открытые ранее архивы в свободном доступе, а так же здравый смысл и логика, как одни из важнейших инструментов при изучении истории как науки, вполне могут принести свои плоды.

Попробуем бегло пробежаться по всей совокупности имеющейся у нас информации и проведем небольшой исторический экскурс по главным действующим лицам того времени.

Как уже отмечалось ранее, классификация гуандунских школ по этнолингвистическим традициям имеет свои недостатки. Вполне вероятно, что когда-то в прошлом боевым искусствам хакка обучали только людей одной этнической принадлежности. Но когда в 1920-е годы ряд стилей хакка, пробиваются на рынок боевых искусств в Гуанчжоу, они становятся современными школами, открытыми для всех, кто может заплатить за обучение.

Линь Яогуй (林耀桂, Лам Ю Гвай, 1874-1965), создатель стиля Лун Син цюань (龙形拳, Long Xing Quan) происходил из семьи, жившей в уезде Хуэйян, и в которой уже имелось несколько поколений мастеров боевых искусств. С 6 лет он изучал семейный стиль –  Линь Цзя Цюань (林拳拳, Лам Га Кюнь). Первые 10 лет он учился у своего деда Линь Кинчжана (Лам Кин Чуня). Затем у своего отца Линь Юня (Лам Юэня). К 21 году он уже овладел этим стилем и преподавал в семейной школе.

-2

Семейная легенда гласит, что истинным мастерством Линь овладел только после встречи в 1900 году с монахом Тай Юком, живущим в горах Лофу. В течение четырех напряженных лет Линь Яогуй развивал свои бойцовые навыки в монастыре Хуашутай на вершине горы.

Горы Лофу. Храм Хуашутай
Горы Лофу. Храм Хуашутай

Когда Линь Яогуй вернулся в свою деревню, он собрал все, чему научился, и создал стиль Дракона - Лун Син цюань (龙形拳). Он начал преподавать, женился и у него родилось несколько детей.

В начале 1920-х годов Линь Яогуй со своим старшим сыном отправился в Гуанчжоу, потому что услышал, что там требуются учителя боевых искусств. Он основал несколько школ, в которых ему помогали преподавать несколько старших учеников.

Легенда гласит, что он победил русского боксера в публичном поединке, что, в итоге, и прославило Линя на местном уровне. Эта история очень стилизована*. Тем не менее, на юге Китая было много иностранных борцов и боксеров, и эти матчи были популярной формой развлечения на рынках. Боевые поединки также были одним из способов, с помощью которых молодые мастера боевых искусств могли утвердиться на рынке боевых искусств, особенно на таком переполненном и насыщенном, как рынок Гуанчжоу 1920-х и 30-х годов.

* Это такая национальная китайская забава бить русских или британских боксеров (в зависимости от политической ситуации и географии происходящего))

В то время было обычным явлением нанимать в армию мастеров боевых искусств, для обучения военнослужащих. Через протекцию своего знакомого Линь Иньтана Линь Яогуй был нанят армейским инструктором, параллельно руководя собственной школой боевых искусств. Он также отучился в колледже, чтобы получить квалификацию и подготовиться к проведению массового учения солдат*.

*По поводу обучения, могут быть несколько вариантов. Во-первых, возможно ему действительно могло понадобиться какое-то базовое школьное образование, для преподавания военным. Но, наиболее вероятно, что под "обучением в колледже" понимается обучение по программе Ассоциации Цзинъ У. Гуандунский филиал Ассоциации был официально основан в апреле 1919 года, но активную деятельность развернул только начиная с 1921 года. Базовый курс Цзинъ У длился два года, а полный шесть лет. В отличие от всех других региональных отделений, гуандунской Ассоциации Цзинъ У было разрешено привлечь к обучению инструкторов, специализирующихся на южных стилях. Одним из этих мастеров, преподававших в Гуандунском филиале, и был Линь Иньтан - приятель Линь Яогуя.

-4

В 1930-х годах некоторые ученики Линя заинтересовались набирающими популярность Тайцзицюань стиля Ян (太极拳) и Люхэбафа (六合八法拳), начав обучаться у мастеров этих стилей, что наложило в дальнейшем отпечаток на их линии передачи.

-5

Когда японцы в 1937 году вторглись в Китай, Линь Яогую было около 60 лет. Он переехал в Британский Гонконг, где ему предложили должность инструктора в штабе пожарной команды. За 8 лет он подготовил там множество учеников. Когда в 1945 году японцы были изгнаны из Китая, Линь вернулся в Кантон, чтобы руководить своими школами. Двое его сыновей остались в Гонконге.

-6

В 1947 году в Гуанчжоу прошел турнир по боевым искусствам. Местная газета опубликовала статью, посвященную биографии Линь Яогуя, и дала ему прозвище «Дунцзян-лаоху» (Старый тигр Восточной реки).

Последующие годы жизни мастера были омрачены ухудшением здоровья. В начале 1950-х годов, когда ему было за 70, у него случился инсульт. Варианты лечения в КНР того времени были не очень продвинутыми. Когда коммунистический Китай стал немного более открытым, к 1960 году Линь смог вернуться в Гонконг, воссоединиться с женой и сыновьями и получить улучшенное медицинское лечение.

Линь прожил до 91 года и скончался в 1965 году (по другой информации в 1966 году). Его ученики и сыновья продолжили традицию Лун Син Цюань в Гонконге, В 1970-х годах, когда студенты стали эмигрировать из Гонконга и Южного Китая, стиль начал распространяться по всему миру.

-7

Источники:

1.Обзор устных историй о происхождении Лун Син цюань см. В базе данных Института Тайпин.

2. Article: Written by R Zandbergs References: Wu Hua Tai oral history; Real Kung Fu magazine 1976; Inside Kungfu: Chinese Martial Arts Encyclopedia 2015.

3. Benjamin N. Judkins, Jon Nielson, The Creation of Wing Chun: A Social History of the Southern Chinese Martial Arts Hardcover.

(продолжение следует)

Андрей Гороховик, Минск. Август 2024 г.