Как защититься от спама и от уловок телефонных аферистов
Сегодня невозможно представить нашу жизнь без средств мобильной связи. Но как сделать так, чтобы мобильник всегда оставался вашим другом и помощником, а не источником бед и проблем. Омичи нередко становятся жертвами телефонных мошенников, страдают от навязчивых спам-звонков и переживают за сохранение личных данных. Тему кибербезопасности мы обсудили с директором Омского отделения Сибирского филиала компании «МегаФон» Игорем Беззубкиным.
- Игорь Анатольевич, давайте для начала разберёмся, что же вообще можно считать спам-звонком?
- Спам-звонок,говоря просто, - это входящий звонок от неизвестного вам абонента без вашего согласия. Для чего они существуют? Большая часть таких спам-звонков преследует рекламные цели. Как правило, когда вы отвечаете, идёт переключение на робота, и робот предлагает какие-то услуги, товары, проводит опросы. Бывает, что звонки рекламного характера поступаюти от физических лиц, то есть конкретных операторов, специалистов, менеджеров, которые также предлагают какие-то товары или услуги. Их называют холодными звонками для продаж. Но в целом спам-звонки — это звонки от неизвестного вам номера, на который вы не давали свое согласие.
- В последнее время учащаютсяслучаи дистанционного мошенничества, в Омске в том числе. Ваши абоненты сталкиваются с подобной проблемой?
- Да, компания «МегаФон» в автоматическом режиме с использованием алгоритмов и наработанных программ обеспечения борется с этим, ограничивает наших абонентов от подобных звонков. Для этого мы взаимодействуем с крупными операторами, используем списки, которые направляет нам Центробанк. Также с сентября 2023 года по распоряжению радиочастотного центра мы подключились к информационной системе «Антифрод». Это позволило с января определить и отсечь более 300 тысяч звонков с подставных номеров.
- Вы перечислили основные механизмы защиты, а можно что-то сказать об их эффективности в рамках статистики?
- Тут можно рассматривать по-разному. Допустим, есть у нас искусственный оператор или так называемый виртуальный помощник – Ева. Если брать статистику, то только за один месяц Ева отсекла более 78 миллионов звонков нашим российским абонентам. При этом к Евеподключены 10 миллионов абонентов, а 2 миллиона пользуются уже более плотными, профессиональными настройками этой Евы, которые дают возможность выбирать, какие звонки отсекать, какие – нет. Система работы Евы очень проста. Если у неё возникает подозрение на спам или мошенничество, она отправляет на модерацию этот номер. В дальнейшем она либо его сразу отсекает, либо предупреждает абонента о том, что вам звонит спам. Также, благодаря Еве, абонент «Мегафона» видит за счёт Voice LTE, пометку к звонку, так называемую этикетку: звонок от доставки, вам звонит «Почта России» и т. д. Либо предупреждает, что, возможно, это спам. И на ваш выбор – вы можете сбросить этот звонок, либо ответить.
- А не грозит ли это потерей важных звонков для абонента?
- Это достаточно интересный вопрос. Вы же знаете, что существует деловой этикет. В том числе он есть и в телефонном общении. Если человек не получил ответ, то звонок, если он действительно важен, можно продублировать письменным сообщением: кто звонит, по какому вопросу. Это положительно настроит того человека, кому вы дозваниваетесь. Он либо вам перезвонит, либо примет в следующий раз от вас звонок.
- А что касается личных данных, они под защитой?
- Личные данные – это, наверное, самая важная часть, которую стремятся заполучить мошенники. Личные данные аккаунтов в соцсетях, личные данные мессенджеров. Стремятся получить пароли, коды, доступ к аккаунту. И, используя ваш аккаунт, они могут рассылать от вашего имени другим абонентам какую-то информацию либо просьбы. Также они используют подставные аккаунты для того, чтобы получить эти средства. Тут есть несколько самых верных правил, которым нужно следовать в своей жизни и при работе в интернете, в сетях и мессенджерах. Первое – это не стесняться, ставить двойную идентификацию на своих аккаунтах, на своих мессенджерах. Вам приходит СМС-код, который позволяет вам ограничить доступ, и только вы сможете зайти. При этом обязательно указывайте ту свою закрытую электронную почту, куда придт в случае необходимости восстановить аккаунт ваш пароль. Есть ещё такой способ. В настройках, скрываете свой номер телефона, чтобы мошенники не видели его и не могли этим воспользоваться. Также устанавливайте сложные пароли. К примеру, есть такая настройка, которая позволяет установить пароль, используя русскую раскладку, хоть стихи напишите, но при этом набрана она будет на английской раскладке, что создает сложности для взлома пароля. Ну и другие способы, которые всячески усложняют жизнь мошенникам и не дают возможность получить доступ к вашему аккаунту или к соцсети.
- А если абонент стал жертвой дистанционных мошенников, телефонных, что делать?
- Если вы всё же стали жертвой телефонных мошенников или в отношении вас попытались произвести какие-то действия, то нужно обратиться в органы правопорядка, в полицию и написать соответствующее заявление.
- То есть, грубо говоря, компания, которая обеспечивает связь, никаким образом здесь не поможет?
- Здесь компания исполняет закон о связи и о потребителе. Мы предоставляем услуги связи, мы никак не можем самостоятельно влиять на блокировку номеров, потому что человек, заключая с нами договор, имеет право быть на доступе. И мы не можем этот доступ ограничить. Да, мошенники используют мобильную связь, но бороться с ними - это непосредственная задача правоохранителей. Что мы можем для человека сделать дополнительно? Заблокировать какой-то номер, составить чёрный список, написать провайдеру мессенджера или аккаунта и сообщить о спаме или о мошенничестве. Это тоже заблокирует работу с этого аккаунта.
- Поступают не только подозрительные звонки, но и смс-сообщения. Как можно их идентифицировать и что вообще делать?
- С СМС-сообщениями бороться проще, нежели со звонками или со взломом аккаунтов. Самое действенное и самое важное – это не открывать неизвестные ссылки, которые приходят вам в сообщении. Внимательно читайте, что там написано. К примеру, в сообщениях может быть написан Сбербанк, но только расширение стоять не РУ, а какое-нибудь РФ, РТ или ещё что-то. Не пересылайте эти сообщения, потому что так вы оказываете помощь тем же мошенникам, не отправляйте их своим друзьям, не переходите никуда по этим ссылкам, не открывайте видео. Всё это те шаги, которые способствуют либо переходу на какой-то подставной фейковый аккаунт ссылку, либо вы получаете какую-то платную подписку, для отключения которой придётся обращаться к оператору.
- А что бы вы вообще посоветовали омичам, которым поступают звонки с подозрительных номеров?
- Цель таких звонков — это в первую очередь психологически воздействовать на человека. Как правило, люди во взвинченном эмоциональном состоянии более подвержены воздействию и внушению. Первое, что необходимо, и это самое важное, вести себя спокойно. Эмоционально не реагировать на что бы вы н услышали, начиная с пресловутого сообщения, что ваш родственник сбил какого-то человека. Просто спокойно, безэмоционально выслушать, уточнить, отбиться. Обязательно поделиться информацией со своими близкими, если нет возможности дозвониться до того человека, о ком речь. Но никогда не принимайте поспешных решений, а тем более не переводите, не отправляйте никуда деньги, не сообщайте никаких кодов, смс и всего прочего.
- Спасибо за интервью. Надеемся, после того, что вы рассказали, нашим читателям будет легче идентифицировать подозрительные звонки и они не попадутся в руки мошенников.