В начале конфликта Черное море можно было без преувеличения назвать российским (и турецким) озером. Другие морские державы, не в последнюю очередь украинский флот, имели минимальный контроль. Конечно, за исключением прямого турецкого вмешательства, Россия пользовалась почти полной свободой действий.
Флагман Украины, фрегат «Гетман Сагайдачный» , был затоплен у причала в Николаеве, когда российское наступление приблизилось. Корабли, которые вступили в прямой бой с русскими, не преуспели. Патрульный катер "Славянск", у которого не было значительной противовоздушной обороны, был потоплен 3 марта 2022 года российской авиацией. Корабли в портах Украины на Азовском море были уничтожены или захвачены по мере продвижения российских войск.
Таким образом, в течение нескольких дней после начала боевых действий украинский флот практически не существовал. Между тем, русские корабли пользовались полным господством, имея возможность перемещаться у берегов Одессы с очевидной безнаказанностью.
Однако. После ряда крайне неприятных потерь на данный момент Россия практически потеряла контроль над морем, и ее флот по большей части укрылся за слоями защитных бонов в портах, как можно дальше от Одессы. Он переместил почти все свои основные активы в порт Новороссийск на восточном побережье Черного моря, перенаправил свои линии снабжения «Сирийского экспресса» так, чтобы они больше не использовали Черное море, и в целом свел патрулирование к минимуму.
В то же время судоходство в порты Украины продолжается беспрепятственно и что эти суда туда возят - можно только предполагать.
Ну, и как такое произошло? Оставим в стороне потери, понесённые нашим флотом в результате применения противником различных видов ракет.
Помимо них, мы видим яркий пример того, как новое средство вооружённой борьбы может приводить к успеху, пока против него не будет создано противоядие. Таким средством оказались малоразмерные беспилотные катера, так называемые Unmanned Surface Vessel, USV.
Трудно назвать их чем-то невиданным, ещё в 1898 году Никола Тесла изобрёл и запатентовал дрон Теслы, на тот момент длиной 1,2 метра, высотой — 1 метр
Устройство управлялось по радио. Это казалось настолько невозможным, что чиновник патентного бюро отказался оформлять документы, пока лично не убедился в работоспособности изобретения. Дальнейшего применения оно не нашло, поскольку управлять им можно было только наблюдая за его перемещениями.
Другое дело наше время. Основным технологическим инструментом стала высокопроизводительная двусторонняя спутниковая связь, такая как Starlink и Kymeta, обе из которых были замечены в использовании. Они позволяют осуществлять навигацию и нацеливание с участием человека на протяжении всей миссии. Люди доказали свою способность лучше адаптироваться к тактической ситуации и быстрее реагировать, чем полностью автоматизированные аппараты.
Украина строит большое количество таких USV — более 100, согласно публичной информации. Те, которые задействованы в наступательных миссиях — по крайней мере, те, о которых сообщалось — эксплуатируются ГУР (Главной разведкой Украины) и СБУ (Службой безопасности Украины), а не традиционными ВМС. ГУР известны беспилотниками Magura, в то время как СБУ ассоциируются с беспилотниками типа Sea Baby.
Трудно себе представить, что какие-либо украинские корабли традиционных типов могли бы противостоять российскому флоту и авиации. Справиться же с беспилотниками оказалось достаточно сложно.
Их небольшой размер означает, что они не особенно уязвимы для противокорабельных крылатых ракет, в то время как их скорость и размер обеспечивают достойную защиту от торпед. Они менее уязвимы в порту, поскольку им нужна минимальная береговая инфраструктура для запуска. И вообще, нет необходимости размещать их в порту предсказуемым образом. Крылатые ракеты и дистанционное оружие могут потенциально нацеливаться на их места хранения, но это менее опасно, чем когда они находятся на военно-морской базе.
Их единственная главная уязвимость — с воздуха и главный их враг - вертолёты. Украинской стороной были предприняты усилия по решению этой проблемы, добавлены ракеты ПВО, но проблема остается. Их уязвимость снижает их эффективность, но не мешает им действовать до сих пор. И какова бы ни была их уязвимость, она все равно меньше, чем у большинства надводных боевых кораблей.
Трудно представить, что эти беспилотники были бы столь же эффективны, если бы боевые действия начались всего на несколько лет раньше, до того, как стали доступны новейшие спутниковые коммуникации, такие как Starlink и Kymeta. Подгадил Маск, этого не отнять. Но это уже не исправить. Увидим ли мы столкновения между морскими беспилотниками, подобные тем, какие происходят уже между воздушными - время покажет.
..........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала:
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3