Детские игры и площадки - это не просто развлечение, но и отражение культуры, общества и технологического прогресса. На протяжении тысячелетий они эволюционировали от простых забав с подручными материалами до сложных игровых комплексов и цифровых развлечений.
В этой статье мы отправимся в увлекательное путешествие по истории детских игр и площадок, начиная с древних цивилизаций и заканчивая современностью. Мы рассмотрим, как менялись игрушки, игры и места для развлечений, какие факторы влияли на их развитие, и как они отражали изменения в обществе и понимании детского развития.
От египетских кукол до виртуальной реальности, от уличных забав до инклюзивных игровых пространств - эта история покажет нам, как человечество училось ценить детство и создавать для него особый мир игры и открытий.
Древний Египет
В Древнем Египте дети играли в самые разные игры и игрушки. Среди них были кости, разновидность уличного хоккея и настольная игра под названием "сенет". Среди других игрушек были куклы, тянучки и резные игрушки с подвижными частями.
Вы будете рады узнать, что на этом веселье не заканчивалось. Египтяне были отличными мастерами резьбы по дереву. Посмотрите на эту игрушку с лошадью и всадником.
Веревка отсутствует, но вы можете увидеть, где она была бы закреплена. Игрушка выглядит очень добротно выполненной, и легко представить себе ребенка, бегающего по дому с этой игрушкой, которая тянется за ним.
Также в древнем Египте существовала игра в кости.
Средневековье и Новое Время
В данные этапы времени детские игры не отличались какой-то креативностью, но появились первые упоминания детских площадок. Так, например, Одной из первых упоминаний детских площадок в мировой истории является картина художника Жака-Лорана Агаса «Площадка для игр».
В Европе до 19 века не существовало учреждений, которые бы занимались организацией специального пространства для детских игр и досуга. Дети были предоставлены сами себе, в качестве предметов для игр использовались подручные предметы и хозяйственные отходы*
*источник
Вот как нидерландский художник Питер Брейгель Старший изображал "Детские игры". Хотя это не является конкретной сценой, которую видел автор, можно предположить, что, исходя из символов, которые он стремился передать, разнообразие игр не было особенно велико.
Важно отметить, что к этому времени уже достаточно сильно распространились виды игр, например игра в мяч.
Хотя эти игры существовали еще заведомо до средних веков, но распространение культуры, колонизация, переселение народов и увеличение численности населения сыграли свою роль в распространению этих игр, поэтому мы можем видеть всё чаще различные упоминания -
В 1555 году священник Антонио Скаино написал трактат «На игре в мяч». В ней он описывал соревнование, которое считают прародителем тенниса, но в том числе в одной из глав есть описание игры, где нельзя бросать мяч руками, а целью является пересечение мячом обозначенной зоны на противоположной стороне поля.
Когда появились детские площадки?
Первые детские площадки появились в конце 19 века.
Концепция детских площадок возникла в конце 19 века под влиянием педагогических концепций и движений за социальные реформы. Одним из первых примеров специально предназначенного игрового пространства для детей были "песочные сады" в Германии, которые ввел Фридрих Фребель в середине 19 века. Эти песочницы были частью широкой образовательной концепции Фребеля для раннего детства.
В Соединенных Штатах движение за создание детских площадок набрало обороты в конце 1800-х и начале 1900-х годов. Под влиянием проблем урбанизации и безопасности детей, реформаторы начали осознавать ценность создания специально отведенных мест для игр. Первая площадка в США была построена в 1887 году в парке Золотые Ворота в Сан-Франциско. Движение получило дальнейший импульс благодаря таким деятелям, как доктор Лютер Гулик, который основал Ассоциацию детских площадок Америки в 1906 году, позже ставшую Национальной ассоциацией парков и отдыха.
Ранние детские площадки, известные как "модельные площадки", включали различное оборудование, такое как качели, карусели и конструкции для лазания, хотя по сегодняшним стандартам они считались бы небезопасными. Со временем дизайн площадок эволюционировал, уделяя больше внимания безопасности и инклюзивности, принимая во внимание рекомендации специалистов по детскому развитию для создания сред, поддерживающих физическое, когнитивное и социальное развитие.
История развития детских площадок в России и Советском Союзе
История детских площадок в России и СССР начинается с конца 19 века. Первая детская площадка в России была открыта в Санкт-Петербурге в 1894 году при поддержке царской семьи. На этом мероприятии детям предлагались чай и булочки, что подчеркивает важность и праздничность события
Детская площадка в Санкт-Петербурге положила начало целой сети подобных объектов в стране. В 1895-1896 годах детские площадки начали появляться и в других городах, таких как Москва, Томск, Иркутск, Самара, Киев, Саратов, Екатеринослав (ныне Днепр), Тверь и Ярославль. Эти площадки стали важным элементом городского благоустройства, способствуя улучшению условий для детского досуга. Но на первых детских площадках нужно было заранее регистрироваться, а за площадками были назначены ответственные лица.
Первые детские площадки создавались на общественных началах. Городские власти предоставляли земельные участки, а организацией и финансированием занимались различные инициативные группы и меценаты. Например, в городе Бердичеве место для детской площадки было арендовано еще в мае, а за несколько дней до открытия его утрамбовали. Площадка представляла собой бывший пруд, засыпанный песком и огороженный небольшим забором. Вокруг были установлены скамейки для отдыха, но отсутствовали деревья и трава, где можно было бы провести время с детьми.
В 1909 году по инициативе и под руководством Культурно-просветительной комиссии, созданной при Обществе обывателей и избирателей Петербургской части, была организована первая обывательская детская площадка. К. К. Неллис отмечает, что комиссия с самого начала своей деятельности обратила внимание на тяжелое положение детей из менее обеспеченных слоев населения, которые летом были вынуждены проводить свободное время на грязных и душных дворах или прямо на улице.
Обществу выделили участок для обустройства площадки, после чего комиссия активно приступила к работе. Была организована ограда, установлены ворота и соответствующие вывески. Благодаря частным пожертвованиям, площадка получила богатую коллекцию игрушек, что позволило начать её полноценную деятельность.
Безвозмездную помощь площадке оказывали члены спортивных обществ, обучая детей спортивным играм и гимнастическим упражнениям. Врачи также играли значимую роль, периодически осматривая детей, посещавших площадку.
В Советском Союзе строительство детских площадок стало массовым явлением начиная с времен Хрущёва.. Одним из ярких примеров является создание детских площадок при строительстве первого советского микрорайона с хрущевками в Москве. Ландшафтники под руководством Алексея Балдина разработали уникальные игровые объекты, такие как фигуры животных и горки в виде ракет. Эти проекты стали прототипами для многих других площадок по всему СССР
Одна из первостепенных задач, объединяющая все детские площадки того времени - переместить детей с опасных улиц, на развивающие детские пространства.
Развитие детских площадок в послевоенный период
После Второй мировой войны, в условиях восстановления разрушенных городов, строительство детских площадок стало приоритетным направлением. В послевоенные годы, на фоне демографического бума, потребность в детских игровых пространствах резко возросла. В каждом микрорайоне проектировались и строились площадки, которые должны были удовлетворить потребности детей разных возрастов.
Особое внимание уделялось развитию физической активности детей. На площадках устанавливались гимнастические снаряды, качели, карусели и песочницы. В СССР приоритетом часто оставались простота и массовость — оборудование должно было быть доступным для массового производства и устойчивым к интенсивному использованию.
Детские площадки как часть идеологии
В СССР детские площадки также несли идеологическую функцию. Игровое оборудование часто отражало достижения советского государства и его идеалы. Например, горки и ракеты(да-да, те самые) символизировали успехи в освоении космоса, а макеты танков и самолетов воспитывали в детях патриотизм и уважение к вооруженным силам. Воспитание детей в духе коллективизма и любви к Родине было важной задачей, и детские площадки стали частью этой воспитательной работы.
Период застоя и новые веяния
В 1970–1980-е годы, в период так называемого застоя, развитие детских площадок продолжалось, но в более консервативном ключе. Стандартные конструкции, такие как металлические качели, карусели и горки, стали символом советского детства. В то же время, на фоне относительного экономического благополучия, в крупных городах начали появляться более разнообразные и сложные игровые комплексы.
Однако к этому времени уже начали зарождаться первые идеи о необходимости создания более безопасных игровых пространств. Внимание к травматизму на детских площадках росло, но массовое использование металлических конструкций и асфальтового покрытия оставалось преобладающей практикой.
Настоящее Время
В настоящее время детские площадки, как та, что изображена на рендере, становятся не просто местом для игр, а полноценными архитектурными объектами, в которых отражаются современные подходы к дизайну и детскому развитию.
На примере этого детского комплекса, с доминантой в виде осьминога, можно увидеть, как игровое пространство становится сценой для приключений и исследований. Такие тематические площадки стимулируют детское воображение, предлагая различные сценарии игры, которые способствуют физическому развитию и социальной активности.
Здесь можно наблюдать сочетание эстетики и функциональности: осьминог с его многочисленными щупальцами, оборудованными горками и лазалками, становится центром притяжения, создавая уникальный игровой опыт.
Кроме того, площадка интегрирована в природное окружение, что создает гармонию между архитектурой и ландшафтом. Это подчеркивает тенденцию использования экологичных материалов и создания природных зон для игр. Вся площадка спроектирована с учетом безопасности: мягкие покрытия и прочные конструкции минимизируют риск травм, обеспечивая при этом разнообразие игровых элементов. Помимо этого, одна из современных тенденций - создание полноценных комплексов. Также можем увидеть другие элементы - лавочки и др.
Таким образом, современная детская площадка, как та, что изображена на рендере, является примером комплексного подхода к созданию игровых пространств, которые не только развлекают, но и развивают детей, делая городской ландшафт более интересным и многофункциональным.
А что насчёт площадок будущего?
Ответ на данный вопрос найдете здесь - ссылка 😊
Понравилась статья? Оставьте комментарий и поставьте лайк:)
Шелби - Пожалуй, лучшие детские игровые пространства
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы быть в курсе новых публикаций и обсуждений! 🌟
🎥 YouTube
📢 Telegram
📝Дзен
🎵 Тик-Ток