Посещение детского сада – это смена режима, правил поведения и стиля общения. Там ребёнок постигает азы самостоятельности и организованности, развивает навыки, учится общаться в кругу сверстников и взаимодействовать с взрослыми. А главное – попадает из тесного круга близких людей и привычной домашней обстановки в совершенно другой и незнакомый мир.
Как подготовить ребёнка к детскому саду, чтобы адаптация прошла как можно легче, рассказала психотерапевт и психиатр Анастасия Плахута.
Подготовительный период
(за 3-6 месяцев до детского сада)
1. Оставляйте ребёнка с родственниками, няней, в baby-клубе на несколько часов.
2. Ходите с ребёнком в гости, приглашайте других малышей к себе, учите его основам общения, посещайте детские площадки.
3. Научите:
- Одеваться и раздеваться самостоятельно, с небольшой помощью;
- Просить о помощи, если что-то не получается;
- Кушать ложкой за столом, не играть с едой;
- Отучайте от памперсов
4. Придерживайтесь распорядка дня, как в детском саду:
- Кормите ребёнка в одно и то же время;
- Включайте в рацион блюда, которые дают в детском саду;
- Научите ребёнка посещать туалет заранее, а не когда он уже не в состоянии терпеть;
- Оставляйте утром время для спокойного похода на горшок;
5. Наблюдайте за жизнью ближайшего детского сада, рассказывайте о происходящем. Рассказывайте, как вы сами ходили в детский сад, что там было интересно и весело.
Задача родителей — сформировать позитивное отношение к детскому саду.
6.Играем в «детский садик»
Если ребёнок будет знать, что его ожидает в садике, адаптация пройдет успешней.
- Постройте из любого материала «детский сад», в нём «группу», «раздевалку», «спальню».
- Выберите участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурка самого ребёнка и др.
- Соблюдайте режим настоящего садика. Утром игрушки приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они едят, играют, гуляют, спят. А вечером всех зверят забирают домой родители.
Адаптационный период
(первые дни в садике)
Первые 2-3 дня приводите ребёнка только на прогулку на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. В вечерней прогулке тоже желательно поучаствовать. Ребёнок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители, и они вместе уходят домой.
В течение первой недели постепенно увеличивайте время пребывания. Оставлять ребёнка на дневной сон не рекомендуется.
С середины второй недели забирайте малыша сразу после сна. К окончанию 2-ой недели – уже после 16 часов.
1. Дайте ребёнку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас. Если малыш плачет, недолго утешайте его, принимайте его эмоции и твердо уходите.
2. Не затягивайте раздевание.
3. Говорите, когда вернётесь: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать, поиграть и погулять». Сдерживайте своё обещание.
4. Если малышу трудно расставаться с мамой, в первое время лучше приводить папе, бабушке или няне.
Возьмите с собой игрушку, которая будет знакомиться с детсадовскими игрушками.
5. Вечером хвалите ребёнка за время в садике, что он учился лепить, рисовать и тд. Говорите, как соскучились по нему.
6. Уделяйте ребёнку больше внимания: играйте вместе, рисуйте, читайте, гуляйте. В присутствии малыша с гордостью рассказывайте знакомым, какой он взрослый: уже ходит в садик.
Показатели успешной адаптации
– Малыш выдерживает режим и правила детского сада;
– Если капризничает, то быстро успокаивается;
– Интересуется играми, может спокойно играть;
– Общается с детьми и воспитателями;
– Ест предложенную еду;
– Спит или спокойно лежит во время тихого часа;
Какие бы замечательные книги по воспитанию детей вы не читали, каких бы гуру психологии не слушали, никто не может знать лучше Вас как Вам воспитывать своего ребенка.
Успешной и легкой адаптации;)