Посмотрела фильм, какой давно собиралась. "Гении", 2023 года. О Сэмюэле Беккете. Беккета я не люблю и не понимаю. И кино ничего в моем к нему отношении не изменило. Но сама картина понравилась. Не как фильм-биография - с ней авторы обошлись весьма вольно. Как художественное высказывание.
Интересно раскрыли проблему взаимоотношений писателя с женой. Жена в кино - это такая архитепическая жена гения. Понимающая и поддерживающая. Шаблонно готовая в случае чего "подносить патроны". Казалось бы, мечта, а не жена. Но мечта оказывается с подвыподвертом.
Оказывается, это самоотверженная женщина готова любить талант только не признанным, она умеет быть счастливой рядом с талантом только в несчастье. Успеха своего гениального мужа она не выдерживает. Почему? Потому что она страшная собственница? Потому что она желает, чтобы талант другого, отдельного человека, служил только ей? Потому что она ужасно в себе не уверена? Потому что у нее нет своей жизни и своего мира? Все вместе.
Героиня и сама признается: ее самая счастливая пора - время, когда во время войны они жили уединенно в каком-то ветхом домике, жили без денег, питаясь картошкой, найденной на окрестных полях, жили без надежд на будущее. Когда, годы спустя, писатель наконец обретает известность, когда ему предлагают то одно, то другое - женщина злится. Она уверяет своего мужа, что никто по-настоящему не понимает его таланта, что никто не достоин его пьес. Хотя на самом деле, ей, конечно просто до дрожи страшно. Потому что успех - это соблазны. Это деньги и поклонницы.
И вот такое, конечно, тяжко. Тяжко, когда пытаются решать за тебя, когда тебе пытаются внушить, что то, к чему ты шел всю жизнь - это все пустое, ненужное, вредное. От такого хочется убежать. Герой и убегает. Сразу, как только встречает живую, непосредственную, веселую и при этом неглупую женщину. Женщину, готовую не только обожать, но и с увлечением вместе работать.
Сбегает, впрочем, герой наполовину. Сердцем. Долгом он остается с "подругой дней его суровых". От самоотверженности ведь не так-то просто отмахнуться, чтобы при этом не чувствовать себя последней сволочью. Казалось бы, детей нет, чувства остыли - ну отпустите друг друга с добрыми пожеланиями. Но нет. Больше того, в благодарность за годы служения, герой на своей самоотверженной женщине женится. До этого все как-то было лень да и не зачем. Женщина в своем самоотречении ничего такого "мещанского" и не требовала - она его любила бескорыстно. И вот, когда уже любовница нарисовалась, решили заключить брак. Причем из соображений сугубо прагматических. Женщина много вытерпела, от много отказалась (по сути, от своей собственной жизни, так никем и не став) и заслужила наследство. Забавная коллизия! Отличная иллюстрация для всех, кто считает, что брак - это исключительно про любовь. И тем, кто ждёт от другого безусловной жертвенной любви, - тоже наука. Если человек готов отказаться ради другого от самого себя, то, может статься, этого другого он потом захочет съесть.
Герой так и не смог уйти от жены. Она уже совсем во что-то карикатурное превратилась - натурально в какую-то злющую бабищу, отчитывающую мужа на манер пушкинской старухи: дурачина ты, простофиля, хлеб купил вчерашний, персики не те. А он слушает, вздыхает, терпит. Она ведь на него жизнь положила и как же она без него.