Найти тему
Трибун

Живу, но этого мало!

Григорий Александрович Медынский (Покровский) (1899-1984).

Весьма интересный автор. Его творчество акцентирует внимание на воспитании нового человека и проблемах советского общества.

Много времени посвятил педагогике. Занимался ликвидацией беспризорности. Читал антирелигиозные лекции. В первом своем рассказе "Мёд" (1925) затронул проблемы морали, социальной педагогики.

В следующем, уже большом произведении "Самострой" (1930) главной темой стало строительство новой жизни и формировании новой личности в эпоху социализма.

В тридцатые годы Григорий Александрович участвовал в строительстве московского метрополитена. Также напечатал роман «Девятый "А"».

Годы войны провёл на агитационной работе, попутно собирая материал для двухтомного романа "Марья" о нелёгком труде женщин-колхозниц в годы войны. Вот что он писал об этом времени:

"Колхоз, отдавший почти всех мужчин фронту, не справился с уборкой, и хлеб ушел под снег. Но фронт требовал своего, и сюда, в Волчиху, пришел приказ родины: обмолотить и сдать хлеб. И вот сложную молотилку, "сложку", отработавшую на одном участке, нужно перевезти на другой: тянет её трактор, а женщины расчищают дорогу.
…В этой фигуре я как-то сразу почувствовал то бремя, которое легло на советскую женщину в годы войны, весь ее не выразимый никакими словами подвиг, всю ее нравственную красоту".

Именно этот роман (1945-1949) стал самым известным его произведением.

Но главное направление творчества Медынского — это проблемы педагогики и воспитания. Многолетний опыт автора в этой области воплотился в двух повестях.

В 1954 году вышла в свет "Повесть о юности". Она стала отражением завершившейся к тому времени дискуссии о совместном образовании мальчиков и девочек. (Напомним, что эксперимент с раздельным обучением в средних школах в ограниченных масштабах проводился в СССР с 1943 по 1954 год, уже в 1950 году вызвал общесоюзную дискуссию относительно необходимости его продолжения и по её итогам был свёрнут полностью).

Однако самой сложной в реализации оказалась другая повесть, "Честь" (1959). На работу его побудило такое письмо:

"Бывший заключённый описывал свой жизненный путь: лишившись в войну отца, он сбился с пути с пути, наделал глупостей, попал на скамью подсудимых, затем в Воркуту. Там он все осознал, прочувствовал, был амнистирован, но остался в Воркуте как вольнонаёмный рабочий, чтобы загладить свою вину перед родиной.
Сын героя, отдавшего жизнь за народ, пошел против народа, совершил преступление, потом осудил это преступление и самого себя. Разве это не благодарная тема?"

Повесть, вызвавшая большой резонанс, была посвящена детской преступности. В этом произведении автор подвергает критике как семью, так и общество, — людей, которые больше интересуются собой, нежели жизнью коллектива.

Медынского одолевали сомнения по поводу выборной темы. Он писал:

«Разве в этом наша жизнь? Нет, не в этом. Но это - в нашей жизни, зло в добре, мрак во свете. Так что же делать? Пройти мимо? Это, конечно, спокойнее, но это значит примириться со злом, если не раскрывать и не обличать его средствами искусства. Великое искусство прошлого никогда не избегало темы зла, потому что избегать её - значит, оставлять зло в неприкосновенности. В чем же заключается пафос революции и моральная сила коммунистического идеала, как в не в преодолении зла и в торжестве всего лучшего, честного, сознательного и передового?».
-2

Первый объект авторской критики — это формализм, от которого страдает главный герой. Именно зацикливание родителей на себе порождает в подростке недоверие к людям.

Школа, в которую попадает герой, тоже не помощник в деле воспитания. Директор ввиду восстановления совместного обучения обеспокоена, что в результате пострадает дисциплина и успеваемость. Она не очень рада новым подопечным-мальчикам, ведь её школа — на хорошем счету. Для неё Антон — всего лишь некая единица. Директор не пытается разобраться в его личности, а просто решает подавить его строгой дисциплиной.

На этой почве проистекает интересный конфликт учителя и директора. После происшествия с Антоном в кино, где он устроил скандал, и его задержали, на всю школу прогремело по радио сообщение о его проступке. У директора Елизаветы Ивановны и учителя Прасковьи Петровны взгляды на эту ситуацию, на положение героя разошлись:

– Елизавета Ивановна! Я вас не понимаю! Я не просто учитель. Я – классный руководитель! И потом: должны, не должны… Это – формально! Мы – педагоги! А Шелестов мой ученик, и вы поручили мне заняться этим делом. А теперь… Мне нужно было поговорить с ним, с матерью, вообще разобраться, подготовить актив, и вдруг… Теперь мне все испортили!
– Как это – «испортили»? – тоже повышая голос, возразила Елизавета Ивановна. – Как может испортить общественное воздействие? Это использовать нужно, а вы… И пожалуйста, поменьше этого: поговорить, побеседовать… Таких гнать нужно, а не миндальничать с ними! На гнилом либерализме можно авторитет свой строить, а школу держать нельзя. А вы же видите, что у нас делается, нам школу спасать нужно!

И Антон чувствует, что в нём видят только хулигана… и становится им. Критике подвергается сама молодёжь, её конформизм (конформист подделывается под окружение, хотя «в душе» может быть с ним не согласен), пренебрежение честным трудом. Всем хочется легкой жизни и веселья, вся идеология кажется скучными нравоучениями. Интереснейший диалог Антона с дядей Ромой:

– А мы тут при чем, если молодые?
– Молодые… Да разве вы молодые – такие, как ты? Без пыла, запала и радости. Да, и без радости. Потому что радость в служении, в деле, в полноте жизни, в высоте, в сознании того, что ты нужен людям. Нечего губы-то кривить! А иначе для чего тебе жизнь дана? Дерево узнают по плодам, а человека по делам. Это свинья только и разная другая живность считают, что все ее дело – жить. А для человека – это возможность действовать, делать, приносить пользу. Чтобы людям был результат! Это парень один вчера сказал, монтажник. У нас, на заводе, вчера комсомольцев на целину провожали. И девчонка одна выступала: «Живу, но этого мало!» – говорит. Вот это я понимаю. Молодость не в годах, а в отношении к жизни. А вы, вот такие… Работы кругом до тьмы, жизнь наша идет в гору, а вам скучно, места себе не найдете, все прошли, все изведали и во всем разочаровались. А на самом деле ничего вы не прошли и ни черта не знаете. И откуда вы такие вылупились, недоноски?
– А что вы думаете? Если б я в войну взрослым был, я не поступил бы как Олег или, положим, Сережка Тюленин?
– Ну, это еще как сказать! – с нарастающей силой и натиском ответил дядя Роман. – Подвиг не рождается сразу. Для этого, брат, нужно щедрую душу иметь. Богатую душу, высокую душу нужно иметь. В будущее нужно верить. В дело свое нужно верить. Вез этого разве можно жизнь добровольно отдать? А ты… Пуп земли и центр мира! Ты во что веришь? Кто ты есть со своею скукой? Человек без будущего! И мало – без будущего!.. Можно так замараться, что ни в какой химчистке не отчистишься, на всю жизнь ветерок пойдет.

Но разговор не получается. Антон уже не различает, где искренность, а где ложь. Он не воспринимает советы, а если кто ему пытается помочь, — он видит в нем врага. Те же, кто его использует, им воспринимаются как друзья.

-3

И потихоньку мечущеюся душу затягивает болото. Антон врет, дебоширит. Попадает на учет в детскую комнату милиции, где перед нами сменивший ориентиры подросток. Вот цитата из диалога с милиционером:

– «Моя милиция меня бережет»… Я уж это забыть успел. Это во всех хрестоматиях есть, – усмехнулся опять Антон. – Только меня моя милиция не бережет, а забирает, – виноват, задерживает…

– А может, этим самым и бережет? – не обратив внимания на его колкость, спросила Людмила Мироновна.

– У нас, очевидно, разные понятия о слове «беречь», – с независимым видом ответил Антон.

– Да? – пристальным взглядом посмотрела на него Людмила Мироновна. – Очень жаль! А наше дело честное! Мы бережем труд и покой советских людей. И если у нас с тобой разные понятия об этом, очень жаль! И откуда у тебя это? Что у тебя за товарищи? .. По школе? Или нет? …. "

– Вы что же хотите? – твердо глянул на нее Антон. – Чтобы на дружбу я ответил предательством?

– Значит, и о дружбе у нас с тобой разные понятия, – заметила Людмила Мироновна.

– Очевидно, – пожал плечами Антон.
–Невесело! – вздохнула Людмила Мироновна. – Боюсь, Антон, это может завести тебя совсем не туда, куда нужно…"

А герой все больше уходит во мрак. Сначала по мелочи помогает друзьям хранить краденное. Это вызывает у него волнение. Но он не идёт в милицию, — у него не хватает силы воли и смелости с этим порвать. А потом уже и вместе ходят на дело. Герой одурманен лживой романтикой и все глубже тонет в болоте. До него пытается достучаться учительница. Но любой контакт он воспринимает как попытку выслужиться. Единственный человек из мира добра, которому он симпатизирует и с кем хоть немного искренен, — это девушка Марина. Она и пытается понять, что творится у него на душе.

-4

А тучи сгущаются. Антон, чтобы разобраться, бежит к родному отцу, которого никогда не видел. Чудом находит. Отец тепло встречает сына. Зато новая жена отца против такого проявления, как она выразилась, «старых грехов». И отец фактически отказывается от сына Антона. Это удар. Антон делится переживаниями с Мариной. Та понимает его и поддерживает. Антон чувствует искренность и дружбу. И даже старается завязать с преступной деятельностью.

Но дружки уже наметили новое дело и назначили место встречи. И пригрозили убить. У Антона не хватает выдержки сказать «нет». На этот раз шайка проливает кровь, их ловят и отправляют на скамью подсудимых.

На этом заканчивается первая часть повести. В ней Медынский показывает, что конформизм, формализм и неучастие в жизни человека могут привести к фатальным последствиям. Тем более нельзя ставить крест на ребенке, как это сделала директор школы.

Во второй части Антон попадает в колонию, где за него берутся воспитатели.

Вот что сказал ему на первой встречи начальник колонии:

– Ну, Антон! Давай договоримся: как будем жить? Ты знаешь, что мы имеем право досрочного освобождения?
– В тюрьме объясняли.
– При каких условиях возможно это освобождение?
– Если хорошо вести себя.
– Быть тихоньким, паинькой? .. Так, что ли? – спросил начальник. – Нет, нам не это нужно. Вот когда ты поймешь все, осознаешь, научишься и работать, и вести себя в обществе, тогда пожалуйста. Ясно?
– Ясно.

И из него начинают делать советского гражданина. Воспитывать в нем коллективизм (перестройка психологии людей предполагает, что молодой человек как личность сумеет занять активную гражданскую позицию в борьбе за справедливость, за ускорение прогресса, даже если против него окажутся «сильные мира сего»). Началась ковка характера. Но дело это длинное. Ведь если у тебя не появится характер, четкая позиция, то, как сказал Антону его друг и командир отряда: «Не пройдет и дня после возвращения, а ты окажешься снова, у своих дружков. А потом и в тюрьме».

Антон становится потихоньку частью коллектива — его отучают от конформизма, воспитывают стремление к коллективной работе. С каждым днём он всё лучше понимает свою неотделимость от общества, и общество в ответ поднимает его всё выше. В решающий момент Антон совершает подвиг — рискуя жизнью, задерживает одного из нарушителей и помогает раскрыть готовящийся бунт. Чем ближе свобода, тем выше Антон в своих устремлениях. Наконец, спустя надлежащее время, возвращается свобода и приходит новая честная жизнь.

В своей Медынский поднимает тему трудового воспитания, которого не хватает в школе. Ведь совместный труд лучше всего сплачивает коллектив. Автор прекрасно прописывает психологию персонажей, их метания и рост.

Через персонажей Медынский говорит, что нельзя отказываться от человека. И один из таких персонажей — Мишка. Мишка просто пропитан воровским миром. Он — отрицательный персонаж. Но даже его пытаются понять, найти в нём человеческое и развить. И складывается впечатление, что это из него не выбить. Но вовремя сказанное слово, прочитанная история старого вора, откладывается в памяти. Когда после неудавшегося бунта и попытки свести счёты с предателем он ждал, что воровской мир его поддержит… то ошибся. Мишка увидел коллектив, который восстал против старой жизни, которую он олицетворял. Он увидел своё одиночество. И все разговоры всплыли в памяти, — слом воровского мира показан замечательно. Примечателен диалог после в карцере:

– Счастливы вы, что взяли меня вовремя, а то бы были дела, – проговорил Мишка.
– Пожалуй! – согласился начальник. – А для чего?.. Ты думал об этом?
– Пускай лошадь думает, у нее голова большая.
– А хочешь, скажу? – не обратив внимания на глупую шутку, сказал начальник. – Для анархии! Анархию создать. Хочу – работаю, хочу – не работаю, хочу – пойду, хочу – не пойду, хочу – учусь, хочу – не учусь. Свои порядки, своя власть – малина! А для чего? Королями хотите быть. В этой малине вы хотите быть королями. Правильно? А распусти вас – стадо будет, так и будете ходить, шумки устраивать, друг на друга ножи точить… И ты думаешь, это жизнь? И ты думаешь, кто-то вам позволит такую жизнь? Мы боремся против нее, против господства, мы за это столько крови пролили и у себя уничтожили тех, кто на силе стоял!
Мишка помолчал и неожиданно трезвым тоном проговорил:
– Я две ошибки допустил…
– Ты главную ошибку допустил, – перебил его Максим Кузьмич, – ты думал, что тебя поддержат, а тебя не поддержали. Сами ребята тебя оставили в решительный момент и пошли против тебя. Вот почему у тебя ничего не вышло и не выйдет. Запомни это: ничего у тебя не выйдет и никто за тобой не пойдет. Ты один!
– Кто? Я?
– Да! Ты!.. Это вам только кажется, что вас много и что вы сильны. Только кажется! И мира-то у вас никакого нет. Вы – пыль! И народ может стереть вас, как уборщица мокрой тряпкой, одним движением. Да! Он только ждет и надеется – на исправление и возвращение заблудших сынов своих. И не зря! Люди лучше, чем ты думаешь. Да и ты сам, может быть, лучше!
Ничего не сказал на это Мишка, лег и отвернулся к стене.
– Вот и думай! – закончил Максим Кузьмич. – Хочешь идти своим путем, вниз хочешь идти – иди! Жизнь свою хочешь губить – иди! Жить тебе! Врагом народа своего хочешь быть – иди! Но знай, что жизнь тебе дана один раз!

И теперь дело только за Мишкой — финал открыт, но мне кажется, что человеческое в нем пробудилось. Надежда есть.

Медынский, как художник, брался за самые сложные темы, не любил заметать под ковер проблемы в обществе. И в своих произведениях активно их развивал.

Данная повесть — не про пионеров-героев, но не менее интересна. В ней мы наблюдаем за рождением Человека. Задача общества — всемерно это поддерживать. Но нужно помнить, что такое рождение возможно лишь в социалистическом обществе. В единственном обществе, где действительно заинтересованы в человеке.

-5

После ухода капитализма останутся те язвы, которые он породил. И одного только наличия социалистического строя недостаточно для их искоренения. Требуется неустанная борьба. И проблемы нынешнего дня придётся решать в будущем. Это будущее не допускает формализма и пустой болтовни о возвышенном. Вот что доносит автор со страниц своей повести.

Дорога наша идет в гору, все жизнь — в гору. Это и трудно и радостно — приходится напрягать шаг, иногда переводить дыхание, но зато с каждым поворотом этой крутой, непрерывно идущей ввысь дороги открывается все новое и новые дали.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц