Найти в Дзене
Artem Sadchikov

Как стать бизнесменом: руководство для начинающих Источник

Оглавление

Кого называют бизнесменом и нужно ли здесь образование.

Бизнесмены — это люди, которые получают прибыль от проданных товаров или предоставленных услуг. Так можно назвать и индивидуального предпринимателя, который сам пишет тексты на заказ, и владельца производства с сотнями сотрудников и многомиллионным оборотом.

Стать бизнесменом может любой желающий, который зарегистрирует себя в соответствующем статусе. Проверять образование не станут, но получить его можно, чтобы вести дела увереннее и повысить шансы на успех. Для этого можно отучиться на специальностях:

  • управление и менеджмент;
  • управление малым бизнесом;
  • организация предпринимательской деятельности;
  • экономика и аудит;
  • деловое администрирование;
  • торговое дело.

Студентов учат разбираться в экономических процессах и маркетинге, законах и налогах, принципах управления компанией и персоналом и многому другому — то есть предоставят теоретическую базу и крепкий фундамент для наработки собственного опыта.

По данным Минэкономразвития, в России на январь 2024 года зарегистрировано 6,35 млн индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Это максимум с 2016 года.

Почему люди стремятся открыть свой бизнес

Начать и вести свое дело непросто, тем более что вся ответственность ложится на плечи предпринимателя. Так почему люди все же стремятся открыть бизнес? Основные причины следующие:

  • Любимое дело. Среди бизнесменов встречаются те, кто не просто ведет дела по расчету, а вкладывает душу. Они искренне верят в свои детища и мечтают об их развитии.
  • Работа на себя. Бизнесмен — сам себе начальник. В теории, можно не идти на работу к 8 утра и не согласовывать отпуск. На практике график чаще ненормированный, а об отпуске на первое время приходится забыть. Тем не менее возможность самостоятельно выбирать рабочее время и выходные привлекает многих.
  • Самореализация. Некоторым людям «тесно» в найме. Их способности и желания лежат в другой сфере, хочется быть первооткрывателями и добиваться успеха своими руками.
  • Повышение уровня жизни. Работа на себя не ограничена зарплатой внутри компании — рейтинг российских миллиардеров переваливает за сотню. Но вот незадача — нижней границы тоже нет. График доходов бизнеса может выглядеть и как лестница в небеса, и как синусоида.
-2

Какими качествами должен обладать бизнесмен

Черты характера, присущие бизнесменам, при желании можно воспитать в себе или наработать с опытом:

  • Стрессоустойчивость. В бизнесе немало напряженных и нестандартных ситуаций: задержки поставок, проблемы с поставщиками и подрядчиками, сбор документов для налоговой. Это особенность «профессии», к которой нужно быть готовым.
  • Быстрота реакции. Нестандартные ситуации требуют мгновенных решений, желательно верных. Спрятаться за спину начальника и коллег не выйдет.
  • Гибкость мышления. Предпринимательство — сфера, в которой нет четких правил. Умение держать нос по ветру и быстро перестраиваться спасет вас от многих проблем.
  • Коммуникабельность. Бизнесмену нужно уметь общаться, договариваться и находить общий язык с партнерами, поставщиками, клиентами, сотрудниками.
  • Аналитическое мышление. Придется анализировать рынок, продукцию, услуги, новшества, плюсы и минусы конкурентов.
  • Обучаемость. Бизнес требует широких знаний во многих областях. Кроме того, эта сфера постоянно меняется и развивается.
-3

Какие знания нужны бизнесмену

Бизнесмены могут работать без образования. Но это не значит, что они не должны обладать определенными компетенциями.

Хард-скиллы бизнесмена:

  • финансовая грамотность — чтобы посчитать рентабельность, точку безубыточности, доходы, расходы, прибыль и другие показатели;
  • правовая грамотность — чтобы разбираться в законах и налогах;
  • управление бизнес-процессами — чтобы наладить производственные и административные функции,
  • знание маркетинга — для распространения товаров и услуг.

Софт-скиллы бизнесмена:

  • коммуникативные навыки;
  • управление персоналом;
  • эмоциональный интеллект;
  • кризис-менеджмент;
  • навыки презентаций;
  • тайм-менеджмент.
-4

Как начать свое дело

Рассмотрим пошагово, как открыть свой бизнес с нуля.

Выберите нишу и исследуйте рынок

Для начала ответьте на вопрос: «Что я предлагаю клиентам?» Посмотрите, что уже есть на рынке, пользуется ли это спросом. Определите, в чем будет отличие и уникальность товара или услуги.

Нарисуйте портрет целевой аудитории. Это поможет понять, какие потребности есть у клиента и как удовлетворить их лучшим образом.

Подумайте о рынках сбыта. Будете вы продавать товар онлайн или откроете магазин, организуете доставку по городу или в другие регионы.

Обязательно просчитайте себестоимость товара и цену, по которой вы будете его продавать.

Опираясь на эту информацию, вы сможете собрать бизнес-стратегию.

-5

Разработайте бизнес-план

Стратегия позволит сформировать план. А он покажет, что нужно делать для открытия бизнеса.

В бизнес-плане указывают:

  • описание продукта и его развитие;
  • подробный анализ рынка, конкурентов, покупателей;
  • расчет себестоимости и производственный план;
  • стратегию продвижения с цифрами;
  • организационный план;

Бизнес-план полезен как для самого предпринимателя, так и для партнеров и инвесторов. Он покажет, сколько денег нужно на запуск, через какое время проект окупится и какой будет прибыль.

Найдите источники финансирования

Сколько нужно денег для открытия бизнеса? Где взять деньги на бизнес с нуля? Это, пожалуй, самые главные вопросы на старте предпринимательства.

  • Запустить руку в «неприкосновенный запас». Хорошо, если есть накопления, «лишнее» движимое или недвижимое имущество, которое можно пустить в дело. В таком случае не придется брать в долг и ограничивать себя в планах.
  • Найти партнеров. Ищите человека, который профинансирует идею за процент от выручки или станет напарником. Удачно складываются отношения у людей с разным типом мышления: один будет идеологом и «креативным директором», отвечающим за развитие идей. Другой станет ответственным за юридические и практические аспекты.
  • Найти инвесторов. Прочитайте информацию об инвестировании бизнеса на следующих площадках: СБАР — Национальное содружество бизнес-ангелов России, ФРИИ — Фонд развития интернет-инициатив, инвестиционная платформа фонда «Сколково» и другие. Так вы сможете найти поддержку под низкий процент или без него. Однако сделать это непросто: придется попотеть, чтобы убедить инвесторов в прибыльности проекта. А еще они могут претендовать на долю в бизнесе.
  • Взять банковский кредит. Сейчас банки легко выдают кредит на ведение бизнеса под невысокие проценты. При грамотном подходе и четко выстроенном бизнес-плане вы быстро встанете на ноги и выплатите все обязательства. А без финансирования идти к мечте придется долго — рискуете потерять время, возможности, потенциальных клиентов. Упущенная выгода — тоже деньги.

Кроме того, малый бизнес в России получает активную поддержку от государства: гранты на открытие своего дела, льготы на аренду, гарантийную поддержку по кредитам, скидки на лизинг, субсидии.

Тем не менее на первых порах стоит подстраховаться: обезопасить себя второй работой или другим источником дохода, подготовить финансовую подушку.

Зарегистрируйте бизнес

Вы можете быть самозанятым, ИП или ООО.

  • Самозанятые платят минимальное количество налогов. При работе с физическими лицами налог составит 4%, с ИП или юридическими лицами — 6%. Однако суммарный годовой доход не должен превышать 2,4 млн, также самозанятый не имеет права нанимать работников и перепродавать чужое имущество.
  • ИП или индивидуальный предприниматель — это частное лицо, которое занимается бизнесом. ИП вправе единолично распоряжаться средствами фирмы, тратить их по своему усмотрению. В то же время ИП — материально ответственное лицо перед кредиторами. Если появятся просроченные кредиты, есть риск лишиться имущества. ИП платит налоги в зависимости от выбранной системы налогообложения.
  • ООО — это юридическое лицо. Учредителями компании могут стать несколько людей. Свободного доступа к деньгам у них нет, зато есть право снимать часть прибыли в качестве дивидендов раз в три месяца.

Хотите нанимать сотрудников, перепродавать товары и не переживать об оборотах? В то же время не планируете сразу открывать крупную компанию и выходить на большие товарные и денежные обороты? Выбирайте ИП — это оптимальный вариант. Меньше налогов и сложностей с документами, в то же время есть все привилегии бизнесменов.

Организуйте операционную деятельность

Подумайте, как вы организуете задачи, с которыми придется сталкиваться каждый день: поиск, найм и обучение сотрудников; заказ расходников и оборудования; оплата счетов и многое-многое другое. Решите, что из этого можно отдать на аутсорс, а что — автоматизировать.

Грамотная организация операционной деятельности освободит время для решения более важных задач. Но с другой стороны, некоторым руководителям нравится быть вовлеченными во все процессы, особенно на первых порах.

Продумайте маркетинговую стратегию

Уделите внимание продвижению, ведь именно это позволит увеличивать прибыль. Каналы для продвижения могут быть разными: начиная с сарафанного радио, заканчивая контекстной рекламой.

Помните про личный рост и развитие

Получить навыки можно не только в вузах и ссузах, но и на различных курсах или сессиях с бизнес-тренерами, менторами и коучами. Научитесь ловить баланс между работой и личной жизнью, чтобы на рост хватало времени и сил.

-6

Риски предпринимательства

Большие возможности сопряжены с высокими рисками. Рассмотрим, какие минусы есть у предпринимательства:

  • Отсутствие стабильности. У предпринимателей нет социальных гарантий, оплачиваемых больничных и отпусков. Во время кризисов бизнесмен опирается только на себя. На самом деле это не так плохо, как кажется на первый взгляд. Стрессоустойчивость, уверенность в себе и гибкость мышления — формула успеха в сложных ситуациях. Бизнесмены привыкают полагаться только на себя. А прибыль от дела с лихвой окупает социальные льготы.
  • Высокая конкуренция и необходимость соперничать с крупными компаниями. С одной стороны, так и есть. Либо ты обладаешь «феноменальным нюхом» и находишь непопулярные сферы, которые стоят на пороге успеха, либо вступаешь на тропу конкуренции. Но бояться не стоит, конкуренция — двигатель прогресса. К тому же конкуренты могут показать успешные способы решения проблем и оптимизации рабочих процессов.
  • Необходимость разбираться во многих сферах. Да, бизнесмен может делегировать множество обязанностей. Но для контроля неплохо еще и разбираться в этих процессах. В особенности это относится к юридической сфере — проблемы с законом или налоговой не нужны никому.
  • Нестабильная экономическая ситуация. Кажется, в моменте так можно сказать о любом временном промежутке. Поэтому нет смысла ждать абсолютного штиля и удачного момента для открытия дела. Кризис для одних означает точку роста для других.

Создать бизнес с нуля непросто. Но сколько возможностей для личного и финансового роста это открывает! Народная мудрость гласит, что смелость берет города, а дорогу осилит идущий. Смело начинайте свое дело, и пусть вам дует только попутный ветер.

Вся информация о ценах, тарифах и партнерах актуальна на момент публикации статьи.

Источник: https://journal.sovcombank.ru/biznesu/kak-stat-biznesmenom#h_241672573401723034948079
© Совкомблог