130 лет назад, в августе 1894 года, двое выдающихся русских художников отправились в необычный северный круиз
Продолжаю начатый здесь рассказ о двух русских художниках, первыми открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север, тогда ещё сравнительно молодых талантливых живописцах — Константине Алексеевиче Коровине (1861−1939) и Валентине Александровиче Серове (1865−1911), ставших впоследствии знаменитыми. Напомню, что это повествование сквозь призму филателии — с помощью отечественных почтовых марок, конвертов, открыток, специальных гашений...
По Белому и Баренцеву морям
Из Архангельска художники на лучшем и самом комфортабельном в то время на Севере пароходе «Ломоносов», принадлежащем Товариществу «Архангельско-Мурманское срочное пароходство», отправились в путешествие по Белому морю. Намеревались посетить Соловецкие острова, но из-за плохой погоды, не заходя на Соловки, двинулись на север. Коровин вспоминал:
«Я встаю и выхожу из каюты, ударяясь о стенки. По лестнице выбираюсь наверх. Волны с шумом бросают брызги на палубу. Пароход опускается вниз, и на него летят волны. Корма, у которой я стою, поднимается высоко. Я выбираю минуту и бегу в конец кормы, хватаюсь там за железное древко флага и вижу, как винты, вращаясь в воздухе, опускаются в темную воду. Корма ниже, ниже… Пароход как бы встал на дыбы…Но вот опять поднимается корма. По палубе бежит вода. Сбоку от меня, близко, на борт парохода села птица, зеленая, синяя. — свистнула громко. “Это буревестник”, — подумал я. Птица вспорхнула и пропала в волнах...».
По названиям картин можно восстановить маршрут путешествия Коровина и Серова. На выходе из Белого в Баренцево море, где из-за разницы температур встречаются два течения — холодное и теплое, обычны сильное волнение и ветра. Научное название этого явления — сувой. И увиденное Константином Алексеевичем нашло отражение на картине «Сувой» (1894). Правда, у Коровина «Сувой» — один из самых скромных пейзажей. Кисть художника запечатлела лишь то, что он увидел сам: почти ровное море, лишь небольшие белые гребешки, обильно покрывающие его, чуть волнуют простирающуюся до горизонта водную ширь.
Следующий пункт путешествия художников лежал несколько западнее. Это — мыс Святой Нос, где на выходе из Белого в Баренцево море стоит один из старейших в России маяков. И этот вид с моря Святоносского маяка Коровин отобразил на этюде «Святой Нос» (1894). А вот что художник напишет позже:
«Слева идут полоски низких скал, которые оканчиваются маленькой одинокой часовенкой, освещенной сбоку проглянувшимся полнощным солнцем. Так бедно и глухо и безотрадно кругом, а эта светящаяся часовенка как бы подает надежду. Это и есть Святой Нос».
Пароход «Ломоносов» устремился далее на запад и достиг одного из основных промысловых районов на мурманском берегу. Здесь Константин Коровин пишет этюды «Становище Териберка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Берега Мурмана (Поморские кресты)» (все 1894 г.).
Однажды далеко от берега из воды неожиданно показалась «чёрная громада корабля»… Художники не успели удивиться, как вдруг эта «громада» ушла в море, обдав обоих целым каскадом брызг.
«Это кит! Сильной струей, фонтаном он пустил воду вверх, — пишет Коровин. — Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии! Должно быть, хорошо быть китом!
— Валентин, — говорю я Серову. — Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка».
Художники, наверное, видели в тот момент гренландского или горбатого кита, обитающего в Баренцевом море.
Обогнув полуостров Рыбачий, пароход вошёл в широкий залив Варангер-фьорд. Высадившись на берег и достигнув старинного селения Печенга, художники попадают в Лапландию и очаровываются увиденным. Здесь рождается «лапландский цикл» этюдов Коровина. На лошадях вместе с Серовым они отправляются в Печенгский монастырь. «Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда», — писал Коровин о посещении монастыря.
Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь Русской православной церкви и ныне располагается в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области. Долгое время он был самым северным монастырём мира. К тому же это — старейший монастырь на Кольском полуострове. Не так давно обитель была восстановлена в том виде, какой имела в конце XIX века, когда её посещали друзья-художники, причем, на месте своего первоначального расположения.
Дальнейший маршрут Коровина и Серова лежал в Норвегию и Швецию, где тоже было написано несколько этюдов. А уже в сентябре того же 1894 года на пароходе «Великий князь Владимир» они совершили 10-дневную поездку из Архангельска на архипелаг Новая Земля, на его остров Южный, где посетили становище Малые Кармакулы, приняли участие в охоте на белых медведей, осматривали окрестности.
Уже тогда там располагалась самая старая (открыта ещё в 1878 году) и до сих пор действующая полярная станция нашей страны «Малые Кармакулы».
Но Новая Земля с ее суровой, неприветливой природой не вызвала у художников радостных эмоций. И этюды там совсем не писались.
«...Как будто огромные утюги, мрачные и тяжкие, лежат над берегом горы, точно заковывая Ледовитый океан. Все мертво и одинаково до того, что хочется бежать и никогда больше не видеть этой Новой Земли», — писал Коровин.
Забегая вперёд, скажу, что в 1897 году Коровин с Серовым вновь посетили Архангельск, где появились новые этюды. Кроме того, в 1895 году Коровин повторил арктическое путешествие, но уже с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным, а в 1898 году — с Н.А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года).
В конце сентября 1894 года друзья-художники возвратились в Москву. Всего Константином Коровиным во время арктического турне было написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, а вместе составляющих общий северный цикл работ художника. Потом они пригодились в процессе создания монументальных панно.
Плодотворно на Севере поработал и Валентин Серов.
Кстати, почтовое ведомство не раз обращалось к живописным произведениям друзей-художников Константина Коровина и Валентина Серова разных лет. Вот лишь два филателистических примера.
На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и Всемирной выставке 1900 года в Париже
Однако не будем забывать, что Савва Мамонтов отправлял друзей-художников в творческую командировку а Арктику с прицелом на 14-ю Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде 1896 года, ставшую в итоге самой грандиозной в дореволюционной истории.
Создание архитектурного и экспозиционного проекта павильона «Крайний Север» на выставке, а также выполнение монументальных панно для неё он решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его, как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла арктическая поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере».
Как известно, цель эта была достигнута. Внешний облик сооружения напоминал вид северных становищ и в конструктивной основе соответствовал стилю модерн. Строгий павильон был срублен топором из мощных деревьев. Высокую, взлетавшую под острым углом крышу, немного напоминавшую плавающие в океане льдины, венчали огромные стилизованные рыбы, украшениями балюстрады служили силуэты оленей.
Особым украшением павильона стал цикл монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли: «Северное сияние», «Первые шаги изысканий в тундре», «Постройка узкоколейки в тундре», «Торговое оживление на пристани в Архангельске», «Екатерининская гавань Мурманского побережья», «Тюлений промысел на Белом море», «Фактория на Мурмане», «Рыба палтус», «Поморы», «Снимание жира с кита», «Ловля трески и другой рыбы», «Охота на моржей», «Белые медведи», «Тундры с оленями», «Монастырь на Печенге» и другие.
Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для доработки панно пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.
В 1899 г. Константин Коровин приступил к оформлению павильона России на Международной выставке в Париже. Этой работе он посвятил почти два года (1899−1900), исполняя самые разнообразные обязанности художника, «прикомандированного к Генеральному Комиссариату выставки», и фактически отвечая за ее внешний облик.
Северные мотивы, навеянные путешествиями Коровина по Русскому Северу в 1890-х гг., легли в основу всего комплекса построек на Парижской выставке. Это был целый сказочный городок с деревянными теремками причудливых форм, с башнями, галереями, крылечками и переходами. В них легко просматривались образцы северного гражданского деревянного зодчества, покорившего в свое время Коровина.
Он же сделал проект кустарного отдела Русского павильона выставки, выполнил для него 30 декоративных панно. Вместе с ним в создании большинства панно участвовал художник Н.А. Клодт. В Париж были привезены также панно с Нижегородской выставки 1896 года.
По словам Александра Бенуа, благодаря Коровину европейцы познакомились с «настоящим откровением Севера». Восхищённое жюри удостоило Коровина высочайшей награды Франции — ордена Почетного легиона. Художник получил одиннадцать наград выставки — две золотые и девять больших серебряных медалей. Таким образом, из поездки на Север Константин Коровин привез не просто этюды, зарисовки, он открыл для широкой публики в России и Франции красоты Русского Севера.
По примеру друзей
Вслед за Коровиным и Серовым, первыми открывшими Север для мира, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский...
Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы. А Т.Е. Тимофеев, участник экспедиции, выполнявший топографические работы весной 1901 года, нанес на карту 35 новых географических топонимов, предпочитая называть их в честь своих учителей и покровителей: ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Репина, ледник Третьякова, мыс Шишкина... Так что Арктика и художники теперь символически неразделимы.
***
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic