Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Арктическое путешествие Коровина и Серова в отечественной филателии — часть вторая

Оглавление

130 лет назад, в августе 1894 года, двое выдающихся русских художников отправились в необычный северный круиз

Картмаксимум Почты России 2011 года, посвящённый 150-летию со дня рождения художника К.А. Коровина с гашением «Первого дня». Фото из архива автора
Картмаксимум Почты России 2011 года, посвящённый 150-летию со дня рождения художника К.А. Коровина с гашением «Первого дня». Фото из архива автора

Продолжаю начатый здесь рассказ о двух русских художниках, первыми открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север, тогда ещё сравнительно молодых талантливых живописцах — Константине Алексеевиче Коровине (1861−1939) и Валентине Александровиче Серове (1865−1911), ставших впоследствии знаменитыми.  Напомню, что это повествование сквозь призму филателии — с помощью отечественных почтовых марок, конвертов, открыток, специальных гашений...

По Белому и Баренцеву морям

Из Архангельска художники на лучшем и самом комфортабельном в то время на Севере пароходе «Ломоносов», принадлежащем Товариществу «Архангельско-Мурманское срочное пароходство», отправились в путешествие по Белому морю. Намеревались посетить Соловецкие острова, но из-за плохой погоды, не заходя на Соловки, двинулись на север. Коровин вспоминал:

«Я встаю и выхожу из каюты, ударяясь о стенки. По лестнице выбираюсь наверх. Волны с шумом бросают брызги на палубу. Пароход опускается вниз, и на него летят волны. Корма, у которой я стою, поднимается высоко. Я выбираю минуту и бегу в конец кормы, хватаюсь там за железное древко флага и вижу, как винты, вращаясь в воздухе, опускаются в темную воду. Корма ниже, ниже… Пароход как бы встал на дыбы…Но вот опять поднимается корма. По палубе бежит вода. Сбоку от меня, близко, на борт парохода села птица, зеленая, синяя. свистнула громко. “Это буревестник”, подумал я. Птица вспорхнула и пропала в волнах...».

В. Серов. Белое море. 1894. Из собрания Третьяковской галереи
В. Серов. Белое море. 1894. Из собрания Третьяковской галереи

По названиям картин можно восстановить маршрут путешествия Коровина и Серова. На выходе из Белого в Баренцево море, где из-за разницы температур встречаются два течения — холодное и теплое, обычны сильное волнение и ветра. Научное название этого явления — сувой. И увиденное Константином Алексеевичем нашло отражение на картине «Сувой» (1894). Правда, у Коровина «Сувой» — один из самых скромных пейзажей. Кисть художника запечатлела лишь то, что он увидел сам: почти ровное море, лишь небольшие белые гребешки, обильно покрывающие его, чуть волнуют простирающуюся до горизонта водную ширь.

К. Коровин. Сувой. 1894
К. Коровин. Сувой. 1894

Следующий пункт путешествия художников лежал несколько западнее. Это — мыс Святой Нос, где на выходе из Белого в Баренцево море стоит один из старейших в России маяков. И этот вид с моря Святоносского маяка Коровин отобразил на этюде «Святой Нос» (1894). А вот что художник напишет позже:

«Слева идут полоски низких скал, которые оканчиваются маленькой одинокой часовенкой, освещенной сбоку проглянувшимся полнощным солнцем. Так бедно и глухо и безотрадно кругом, а эта светящаяся часовенка как бы подает надежду. Это и есть Святой Нос».

Марка Почты России 2005 года с изображением Святоносского маяка
Марка Почты России 2005 года с изображением Святоносского маяка
Конверт Почты России 2002 года с изображением Святоносского маяка
Конверт Почты России 2002 года с изображением Святоносского маяка

Пароход «Ломоносов» устремился далее на запад и достиг одного из основных промысловых районов на мурманском берегу. Здесь Константин Коровин пишет этюды «Становище Териберка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Берега Мурмана (Поморские кресты)» (все 1894 г.).

К. Коровин. Мурманский берег. 1894
К. Коровин. Мурманский берег. 1894
Сцепка марок Почты России 2022 года с изображением нынешнего вида Териберки
Сцепка марок Почты России 2022 года с изображением нынешнего вида Териберки
Конверт и марка Почты России 2022 года с изображением Териберского маяка
Конверт и марка Почты России 2022 года с изображением Териберского маяка

Однажды далеко от берега из воды неожиданно показалась «чёрная громада корабля»… Художники не успели удивиться, как вдруг эта «громада» ушла в море, обдав обоих целым каскадом брызг.

«Это кит! Сильной струей, фонтаном он пустил воду вверх,  пишет Коровин. Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии! Должно быть, хорошо быть китом!

 Валентин,  говорю я Серову. Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка».

Художники, наверное, видели в тот момент гренландского или горбатого кита, обитающего в Баренцевом море.

Гренландский кит на марке Почты СССР 1974 года
Гренландский кит на марке Почты СССР 1974 года
Горбатый кит на марке Почты России 2012 года
Горбатый кит на марке Почты России 2012 года

Обогнув полуостров Рыбачий, пароход вошёл в широкий залив Варангер-фьорд. Высадившись на берег и достигнув старинного селения Печенга, художники попадают в Лапландию и очаровываются увиденным. Здесь рождается «лапландский цикл» этюдов Коровина. На лошадях вместе с Серовым они отправляются в Печенгский монастырь. «Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда», — писал Коровин о посещении монастыря.

К. Коровин. Ручей св. Трифона в Печенге. Лапландия. 1894. ГТГ
К. Коровин. Ручей св. Трифона в Печенге. Лапландия. 1894. ГТГ

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь Русской православной церкви и ныне располагается в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области. Долгое время он был самым северным монастырём мира. К тому же это — старейший монастырь на Кольском полуострове. Не так давно обитель была восстановлена в том виде, какой имела в конце XIX века, когда её посещали друзья-художники, причем, на месте своего первоначального расположения.

Почтовая открытка 2020 года с нынешним видом Печенгского монастыря
Почтовая открытка 2020 года с нынешним видом Печенгского монастыря

Дальнейший маршрут Коровина и Серова лежал в Норвегию и Швецию, где тоже было написано несколько этюдов. А уже в сентябре того же 1894 года на пароходе «Великий князь Владимир» они совершили 10-дневную поездку из Архангельска на архипелаг Новая Земля, на его остров Южный, где посетили становище Малые Кармакулы, приняли участие в охоте на белых медведей, осматривали окрестности.

Конверт и марка Почты России со спецгашением 1987 года, посвящённые белым медведям
Конверт и марка Почты России со спецгашением 1987 года, посвящённые белым медведям

Уже тогда там располагалась самая старая (открыта ещё в 1878 году) и до сих пор действующая полярная станция нашей страны «Малые Кармакулы».

Почтовая карточка конца 19 века с изображением полярной станции «Малые Кармакулы»
Почтовая карточка конца 19 века с изображением полярной станции «Малые Кармакулы»

Но Новая Земля с ее суровой, неприветливой природой не вызвала у художников радостных эмоций. И этюды там совсем не писались.

«...Как будто огромные утюги, мрачные и тяжкие, лежат над берегом горы, точно заковывая Ледовитый океан. Все мертво и одинаково до того, что хочется бежать и никогда больше не видеть этой Новой Земли», — писал Коровин.

Забегая вперёд, скажу, что в 1897 году Коровин с Серовым вновь посетили Архангельск, где появились новые этюды. Кроме того, в 1895 году Коровин повторил арктическое путешествие, но уже с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным, а в 1898 году — с Н.А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года).

В конце сентября 1894 года друзья-художники возвратились в Москву. Всего Константином Коровиным во время арктического турне было написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, а вместе составляющих общий северный цикл работ художника. Потом они пригодились в процессе создания монументальных панно.

Плодотворно на Севере поработал и Валентин Серов.

-15
Марки и конверт Почты СССР 1965 года, приуроченные к 100-летию со дня рождения художника В.А. Серова
Марки и конверт Почты СССР 1965 года, приуроченные к 100-летию со дня рождения художника В.А. Серова

Кстати, почтовое ведомство не раз обращалось к живописным произведениям друзей-художников Константина Коровина и Валентина Серова разных лет. Вот лишь два филателистических примера.

Марка и конверт Почты СССР 1979 года с репродукцией картины К.А. Коровина «Сирень» и почтовым штемпелем Русского музея, где она хранится
Марка и конверт Почты СССР 1979 года с репродукцией картины К.А. Коровина «Сирень» и почтовым штемпелем Русского музея, где она хранится
Блок Почты России 2022 года, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра Первого, с репродукцией картины К.А. Серова, изображающей императора, из фондов Третьяковской галереи
Блок Почты России 2022 года, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра Первого, с репродукцией картины К.А. Серова, изображающей императора, из фондов Третьяковской галереи

На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и Всемирной выставке 1900 года в Париже

Однако не будем забывать, что Савва Мамонтов отправлял друзей-художников в творческую командировку а Арктику с прицелом на 14-ю Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде 1896 года, ставшую в итоге самой грандиозной в дореволюционной истории.

Создание архитектурного и экспозиционного проекта павильона «Крайний Север» на выставке, а также выполнение монументальных панно для неё он решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его, как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла арктическая поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере».

 К. Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде
К. Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде

Как известно, цель эта была достигнута. Внешний облик сооружения напоминал вид северных становищ и в конструктивной основе соответствовал стилю модерн. Строгий павильон был срублен топором из мощных деревьев. Высокую, взлетавшую под острым углом крышу, немного напоминавшую плавающие в океане льдины, венчали огромные стилизованные рыбы, украшениями балюстрады служили силуэты оленей.

К. Коровин. Ледовитый океан. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде
К. Коровин. Ледовитый океан. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде

Особым украшением павильона стал цикл монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли: «Северное сияние», «Первые шаги изысканий в тундре», «Постройка узкоколейки в тундре», «Торговое оживление на пристани в Архангельске», «Екатерининская гавань Мурманского побережья», «Тюлений промысел на Белом море», «Фактория на Мурмане», «Рыба палтус», «Поморы», «Снимание жира с кита», «Ловля трески и другой рыбы», «Охота на моржей», «Белые медведи», «Тундры с оленями», «Монастырь на Печенге» и другие.

Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для доработки панно пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.

В 1899 г. Константин Коровин приступил к оформлению павильона России на Международной выставке в Париже. Этой работе он посвятил почти два года (1899−1900), исполняя самые разнообразные обязанности художника, «прикомандированного к Генеральному Комиссариату выставки», и фактически отвечая за ее внешний облик.

Северные мотивы, навеянные путешествиями Коровина по Русскому Северу в 1890-х гг., легли в основу всего комплекса построек на Парижской выставке. Это был целый сказочный городок с деревянными теремками причудливых форм, с башнями, галереями, крылечками и переходами. В них легко просматривались образцы северного гражданского деревянного зодчества, покорившего в свое время Коровина.

Он же сделал проект кустарного отдела Русского павильона выставки, выполнил для него 30 декоративных панно. Вместе с ним в создании большинства панно участвовал художник Н.А. Клодт. В Париж были привезены также панно с Нижегородской выставки 1896 года.

По словам Александра Бенуа, благодаря Коровину европейцы познакомились с «настоящим откровением Севера». Восхищённое жюри удостоило Коровина высочайшей награды Франции — ордена Почетного легиона. Художник получил одиннадцать наград выставки — две золотые и девять больших серебряных медалей. Таким образом, из поездки на Север Константин Коровин привез не просто этюды, зарисовки, он открыл для широкой публики в России и Франции красоты Русского Севера.

Марка Почты России 2021 года с репродукцией этюда К.А. Коровина «Кремль»
Марка Почты России 2021 года с репродукцией этюда К.А. Коровина «Кремль»

По примеру друзей

Вслед за Коровиным и Серовым, первыми открывшими Север для мира, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский...

Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы. А Т.Е. Тимофеев, участник экспедиции, выполнявший топографические работы весной 1901 года, нанес на карту 35 новых географических топонимов, предпочитая называть их в честь своих учителей и покровителей: ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Репина, ледник Третьякова, мыс Шишкина... Так что Арктика и художники теперь символически неразделимы.

***

Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic