В сентябре 1976 года после тяжелой и продолжительной болезни умер основатель Китайской народной республики Мао Цзэдун.
Он руководил страной с момента её основания в 1949 году и до своей смерти, одновременно являясь председателем Коммунистической партии Китая в течение этого времени.
Мао объединил страну, разработал первую Конституцию в Китае, создал командную экономику в стране, запустил программу индустриализации и инициировал военные проекты. Фактически Мао из полуколонии создал заново китайскую империю и считается одной их самых влиятельных фигур 20 века.
На момент смерти китайского лидера государство Китай превратилось в ведущую мировую державу. Вместе с тем, что делать с трудолюбивым и плодовитым народом – было не понятно? Проблема обеспечения питанием и одеждой во всей стране не была решена. Более 250 млн.человек жило за чертой бедности в полной ужасающей нищете при общей численности населения в то время в стране – 975 млн.человек. Плановое, максимально централизованное управление экономикой, основанное только на общественной (государственной) собственности на средства производства, была не состоянии удовлетворять потребности экономического развития и фактически служила препятствием в распределении ресурсов. На государственных и коллективных предприятиях осуществлялось уравнительное распределение, при котором все организации питались из общего котла государства, все рабочие и сотрудники предприятий получали одинаковую зарплату независимо от объема и качества выполняемой работы. Поэтому в производственно-хозяйственной деятельности отсутствовала активность как предприятий, так и отдельных работников. Продукты питания, вещи выдавались в соответствии с количеством членов семьи по карточкам. Элементарно, еды не хватало, в том числе и такого традиционного продукта, как рис. Существовала высокая смертность населения страны от голода. Надо было что-то делать.
Поэтому ЦК КПК и правительство Китая всерьез задумалось о реформе экономической системы. Готовой модели и опыта проведения реформы не было. Есть мнение, что американские руководители и специалисты предложили провести реформы с помощью метода «шоковой терапии», но Китай категорически отказался.
Китайское руководство приступило к поиску метода, который они назвали «переходить реку, нащупывая камни ногами». Данный процесс поиска правильного решения сопровождается меняющимися представлениями о способах и методах проведения реформы. Правительство обратило внимание на внедрение рыночных отношений в экономику страны. Очень углубленно и доступно изложил свою точку зрения на плановую и рыночную экономику Дэн Сяопин:
«Существенное различие между социализмом и капитализмом не в том, чего больше: планирования или рынка. Плановая экономика не тождественна социализму, при капитализме тоже существует планирование; рыночная экономика не тождественна капитализму, при социализме тоже есть рынок. Как планирование, так и рынок являются экономическими инструментами».
В 1978 году Китай приступил к проведению реформ, которые он назвал «политикой реформ и открытости». Проведение этих реформ также получило название «второй революции».
В начальный период проведения реформ (1978-1984гг) управление правительства национальной экономикой было уже не совсем тождественным бывшей плановой экономике. Правительство начало принимать во внимание роль рыночного регулирования. Реформа в основном шла в деревне. А в городах велся эксперимент с расширением самостоятельности предприятий. В это время создано 4 особых экономических зоны и открыто 14 приморских портовых городов. В то же время руководство страны еще не было готово к рыночным отношениям, и оно не осмеливалось разрывать общие рамки плановой экономики. В связи с этим, регулирование рынка играло лишь вспомогательную роль, что тогда объяснялось следующей формулировкой: «плановое управление является главным, а рыночное регулирование – вспомогательным».
В октябре 1984 года на 3-м пленуме ЦК КПК были приняты «Решения ЦК КПК о реформировании экономической системы». На данном заседании были подведены научные итоги по вопросу: является ли социалистическая экономика товарной? Ответ: социалистическая экономика – это плановая торговая экономика. С этими научными итогами Китай сделал решительный шаг навстречу созданию теории социалистической рыночной экономики. В это время (с 1984 по 1991 года) реформа развернулась полностью, а её центром стали города.
На 13-м Всекитайском съезде КПК 1987 года было углублено познание социалистической экономики и дано определение цели реформы: «государство регулирует рынок, а рынок направляет деятельность предприятий». Рыночный механизм фактически стал считаться механизмом, который должен исполнять роль основного регулирования.
В сентябре 1992 года в докладе на 14-м Всекитайском съезде ЦК КПК было провозглашено, что целевая установка реформы экономической системы Китая – создание системы социалистической рыночной экономики (ССРЭ). Рынок должен играть основную роль в распределении ресурсов. Это ознаменовало то, что понимание теории экономической реформы достигло нового этапа. Этот этап длится до сих пор.
В 1993 году в ходе 3-го пленума ЦК КПК были обрисованы базовые рамки ССРЭ.
Для создания ССРЭ необходимы 3 опоры:
1. Создание субъекта рынка с существованием различных элементов экономики;
2. Создание механизма микроэкономического регулирования,
3. Установление системы макроэкономического регулирования с финансовой системой в качестве основного рычага.
По сравнению с системой плановой экономики, три вышеизложенных изменения – это коренные институциональные преобразования.
ССРЭ сочетается с основной реальностью, собственным историческим путем Китая и стадией развития, в которой в настоящее время он находится, а также с требованиями социалистического строя, выбранного китайским народом. В связи с этим, ССРЭ отличается от экономики западных капиталистических стран.
Не только правительство должно играть роль стабилизатора в экономическом развитии, но и рынок должен играть основную роль в распределении ресурсов. Они взаимодействуют и дополняют друг друга. Именно такие отношения между ними – взаимодействие и дополнение- служат одним из факторов стимулирования продолжительного и быстрого развития китайской экономики.
Реформы Китая включают в себя реформу не только экономической, но и политической системы. Как сказал Дэн Сяопин, без реформы политической системы в качестве гарантии, невозможно добиться успеха в экономической реформе.
«Без стойкого и сильного руководителя, последовательных шагов неизбежен приход к смутной «ложной демократии», которая не обеспечивает истинных интересов китайского народа, не способствует устойчивому развитию экономики Китая».
В 1999 году центральное правительство Китая четко выдвинуло стратегию «выхода за границу» и потребовало, чтобы все районы и ведомства совместными усилиями ускорили создание систем стимулирования, гарантий и надзора для реализации данной стратегии, создание заводов на иностранных инвестициях. Результатом таких действий стало подписание 11 ноября 2001 года в городе Доха – столице Катара, соглашения о вступлении КНР в ВТО.
Вступление Китая в ВТО открыло новый путь к участию в экономической глобализации, а также создало новые возможности для социально-экономического развития. А это значит, что открытость внешнему миру, существовавшая в определенных сферах и масштабах, стала теперь всесторонней, многоярусной и широкомасштабной.
Одновременно с разрушением административно-отраслевого монополизма осуществлялась трансформация правительственных функций. Создание эффективных организационных структур правительственного контроля на основе точного определения функций правительства по управлению отраслями послужило институциональной гарантией для развития инфраструктуры, справедливой конкуренции всех инвесторов.
Важным аспектом трансформации правительственных функций в настоящий момент является реформа административного визирования. Благодаря этой реформе визирование стало осуществляться главным образом в форме регистрации при курировании и контроле со стороны соответствующих правительственных ведомств, себестоимость функционирования рыночной экономики и особенно сделок значительно снизилась.
Постепенное осуществление в Китае реформы и открытости помогает постоянно поддерживать государство и общество в состоянии стабильности.
Экономические достижения Китая после вступления в новый век.
Темпы роста экономики Китая, начиная с 2002 года.
· ВВП Китая в 2002 году - 10,2 трлн. юаней.
· ВВП Китая в 2003 году – 11,7 трлн.юаней.
· ВВП Китая в 2004 году – 13,65 трлн.юаней.
· ВВП Китая в 2005 году – 18,23 трлн.юаней.
· ВВП Китая в 2006 году – 20,1 трлн.юаней.
· ВВП Китая в 2007 году – 24,7 трлн.юаней.
· ……………………
· ВВП Китая в 2012 году – 51,89 трлн.юаней.
· ……………………
· ВВП Китая в 2018 году – 90,03 трлн.юаней.
· ……………..
· В 2022 году ВВП Китая составил 121 трлн.юаней (17,95 трлн. долларов США).
С начала 21 века валовой внутренний продукт КНР увеличился в 15 раз.
В составе ВВП государственная экономика занимает сейчас одну треть, смешанная – несколько больше трети и негосударственная – одну треть, что образует собой форму треугольника. У госсектора абсолютное преимущество в таких отраслях инфраструктуры, как железные дороги, гражданский воздушный флот, почта и телекоммуникации, городское водо-, электро- и газоснабжение, а также в таких сферах, как научные исследования, народное образование, национальная оборона и финансы.
Каждые 5 лет в Китае, начиная с 2002 года, происходило двойное обновление экономики. Всего за 20 лет (с 2002 года по 2022 год) обновление экономики Китая произошло 4 раза.
Уже в 2010 году Китай стал второй по величине экономикой в мире, уступая только США.
Согласно подсчётам британского Центра экономических и деловых исследований (CEBR), Китай может обогнать США по объему ВВП уже в 2028 году.
Число китайских предприятий, включенных в рейтинг топ-500 крупнейших мировых компаний журнала Fortune, увеличивается.
2003 год – 15 компаний.
…………….
2013 год – 95 компаний.
……………..
2023 год – 135 компаний.
Это при условии, что в рейтинге топ-500 американских компаний только 136. Разрыв минимальный. На 3-м месте Япония – 41 компания.
Китай уже 2012 году стал одной из стран с доходами выше среднего уровня.
В 2010 году Всемирный банк классифицировал все страны мира по критерию – валовый национальный доход (ВНД) на душу населения:
1. Страны с ВНД, который равняется или ниже 1005 долларов США, относятся к экономике с низким уровнем развития.
2. Страны с ВНД в пределах 1006 – 3975 долларов США – относятся к экономике с доходами ниже среднего уровня.
3. Страны с ВНД в пределах 3976 – 12.275 долларов США – относятся к экономике с доходами выше среднего уровня.
4. Страны с ВНД выше 12.276 долларов США – к экономике с высоким уровнем доходов.
По данным государственного статистического управления КНР, ВНД на душу населения Китая в 2009 году составил 3.650 долларов США.
В 2010 году – 4260 долларов США.
В 2012 году – 6000 долларов США,
………………….
В 2023 году – 12.720 долларов США.
В области внешней политики Китай придерживается принципа «скрывать способности и ждать своего часа», одновременно в соответствии с реальной обстановкой вносить необходимые корректировки. Но об этом в следующей статье.
****
Мы когда-то слышали сказку про жеребенка, который хотел перейти через реку. Старый буйвол сказал, что река слишком мелка, а жеребенок, - что она слишком глубока.
О Китае, этом гигантском красном драконе, который сейчас взмывает в высь, мне пока удалось рассказать очень мало. В городе Циндао я подошел к Желтому морю и зачерпнул из него ведро морской воды. Вот примерно столько информации я рассказал о Китае. Заглянув в ведро, делать вывод, что в Желтом море китов и акул нет, было бы наивно и глупо. Так и о Китае. Не будем делать поспешных выводов, пока сами не перейдем через реку.
Автор: П.П.Невейкин, КЭН.
ООО "ГИН"