Столетие нескончаемого кровопролития. Политические интриги и заговоры. Игра Престолов древнего мира. Римляне убивали друг друга и одновременно выдерживали удар от соседних народов, расширяя границы своей державы. Цикл статей о эпохе Гражданских войнах в Древнем Риме.
Мы продолжаем цикл статей по разбору эпохи гражданских войн в Римской Республике: https://dzen.ru/suite/02bb90e5-0e11-4600-8a07-948ca9009a0e?share_to=link
Эпоху Гражданских войн в Древнем Риме открывает злополучный и кровавый 133 год до н.э., во время которого улицы города впервые залила кровь и была нарушена священная клятва. В этот год римляне впервые убивали римлян по политическим соображениям. Но дело даже не в самих актах убийства. Страна могла бы их пережить. Намного большее значение имел слом политической системы страны, который превратил последующие сто лет ее существования в агонию.
И так, с чего вообще все началось? С войн, ими же и закончилось. Во II веке до н.э. Рим воевал самым активным образом, во всех направлениях, постоянно расширяя свои владения и покоряя новые народы. И чем больше расширяется держава, тем больше врагов позарится на ее величие, а значит, приходится еще больше воевать. Чтобы продолжать воевать Риму нужны солдаты и новобранцы. А вот последние, как ни странно, были в дефиците. В огромной державе жило множество людей, но мобилизовать было некого.
Дело в том, что римскую армию призывали в соответствии с имущественным цензом. Это значит, что потенциальный солдат должен был иметь определенный уровень достатка, чтобы собрать самого себя на службу, купить необходимую экипировку, вооружение и т. д. Само государство для этого денег не выделяло. Такова специфика полисного типа государства и армии в виде гражданского ополчения, которым по сути и оставалось римское войско. Поэтому его основу составляли мелкие и средние землевладельцы, а конница комплектовалась из наиболее богатых слоев общества.
Именно людей с достаточным имущественным цензом республике катастрофически не хватало. Римское крестьянство стремительным образом таяло. Богачи, ставшие еще более богатыми за счет притока сокровищ из завоеванных провинций, скупали и всеми возможными способами отнимали у крестьян их землю. Крестьяне же, в свою очередь, лишаясь земли, быстро попадали в долговую зависимость и становились рабами или превращались в бедняков, нищих и оборванцев.
Вот что сообщает нам Аппиан:
«Расположенные поблизости от принадлежавших им участков небольшие наделы бедняков богатые отчасти скупали с их согласия, отчасти отнимали силою. Всё это приводило к чрезмерному обогащению богатых, а вместе с тем и увеличению в стране числа рабов. Напротив, число италийцев уменьшалось, они теряли энергию, так как их угнетали бедность, налоги, военная служба» (Апп.1.8).
Свою роль в этой ситуации сыграла и коррупция. Куда же без нее.
Земли у римлян делились на частные и общественные. Общественные земли мог занимать любой нуждающийся гражданин. Их фонд пополнялся за счет завоеваний. Чтобы досталось всем, по закону запрещалось иметь более 500 югеров общественной земли одному владельцу. За этим следила специальная комиссия, которая, как и полагается комиссиям, работающим с гос. имуществом, погрязла в коррупции:
«Те из них, которые, казалось, заботились, распределили, для отвода глаз, землю между своими домочадцами; большинство же относилось к соблюдению закона пренебрежительно» (Апп.1.8).
Подобное положение дел давно уже вызывало негодование простого народа. Разорившиеся крестьяне стекались в Рим и становились городской беднотой, маргиналами и люмпен-пролетериатом.
бедные жаловались на то, что из людей, обладавших достатком, они обратились в крайних бедняков, что вследствие этого жены их бесплодны. Что они не могут кормить своих детей, что их положение стало невыносимым. Они перечисляли все походы, совершенные ими за обладание своими участками, и негодовали, что они должны будут лишиться участия в общественном достоянии. (Апп. 10).
В 133 году до н.э. народным трибуном был избран Тиберий Семпроний Гракх, человек, который потрясет устои республики. Хороший оратор, представитель мыслящей интеллигенции. Он хорошо осознавал проблему нехватки новобранцев, так как сам имел богатый военный опыт и лично наблюдал, как истощаются мобилизационные ресурсы страны.
проезжал через Этрурию и видел запустение земли, видел, что и пахари и пастухи — сплошь варвары, рабы из чужих краев, и тогда впервые ему пришел на ум замысел (Плут. Тиб. 8.
Чтобы спасти армию, Тиберий задался целью возродить римское крестьянство и обеспечить страну мобилизационным резервом.
«Цель Гракха заключалась не в том, чтобы создать благополучие бедных, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную силу» (Апп. 1.11).
Став трибуном, он вознамерился выдвинуть на голосование в народном собрании законопроект, по которому от земельных участков (из фондов общественной земли), превышающих установленный размер в 500 югеров, отнималось всё лишнее и перераспределялось между людьми, не имевшими участков.
У богачей решили отрезать кусочек их богатства. Представляете, какой вой они подняли?
они принялись убеждать народ отвергнуть предложение Тиберия, твердя, будто передел земли — только средство, настоящая же цель Гракха — смута в государстве и полный переворот существующих порядков. (Апп. 17)
В то же время бедные слои общества были в восторге и с нетерпением ждали принятия такого закона, мечтая о том, как поправится их жизнь. Противоречия нарастали, и ситуация накалялась.
Если Вам понравилась статья, подпишитесь и читайте продолжение цикла "Гражданские войны": https://dzen.ru/suite/02bb90e5-0e11-4600-8a07-948ca9009a0e?share_to=link