Найти тему

Джорджо Вазари

Оглавление
        Д.ВАЗАРИ
Д.ВАЗАРИ

Джорджо Вазари (1511–1574), известный флорентийский живописец и архитектор,

Флоренция, XV-XVI вв.
Флоренция, XV-XVI вв.

вошел в историю прежде всего как писатель, автор монументального сочинения "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", вышедшего в свет первым изданием в 1550 году и вторым, расширенным и дополненным, с портретами художников, – в 1568 году.
Энциклопедический свод сведений Вазари содержит 178 биографий итальянских художников эпохи Возрождения с описанием некоторых их произведений и охватывает три столетия жизни Италии. Сочинения в полной мере отражают путь самого Ренессанса, а истории жизни и творчества каждого художника складываются в полную картину развития искусства.

На протяжении веков пятитомный труд Вазари был основным, а иногда единственным источником информации для изучающих живопись, ваяние и зодчество.

Труды Вазари
Труды Вазари

Он стал отправной точкой развития истории искусств, образцом для первых специалистов по искусствоведению. Вазари был талантливым и известным художником и архитектором. Он родился в 1511 году в итальянской провинции Тоскана в семье гончара. Юный Джорджо помогал отцу в мастерской, был любознательным, подолгу рассматривал фрески, украшавшие местный храм. С 11 лет он работал подмастерьем у художника-витражиста. Одаренного мальчика заметил кардинал Сильвио Пассерини

Сильвио Пассерини
Сильвио Пассерини

и отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого художника Андреа дель Сарто,

Андреа дель Сарто
Андреа дель Сарто

друзьями которого были Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Рафаэль Санти (1483-1520 гг)
Рафаэль Санти (1483-1520 гг)
Микеланджело
Микеланджело
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живо- писи. Впоследствии, будучи придворным мастером семьи Медичи, Джорджо Вазари сформировался как типичный представитель итальянской школы XVI века. Его живопись представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, порой неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Первая дошедшая до нас работа Вазари – "Погребение Иисуса" (1532).

Погребение Иисуса
Погребение Иисуса

Одной из лучших по сюжету и исполнению считается картина "Трапеза святого Григория" (1540), над которой он работал в Болонье.

Трапеза святого Григория
Трапеза святого Григория

Все лица этой картины – портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.

Портрет Лоренцо Великолепного
Портрет Лоренцо Великолепного

"Портрет Лоренцо Великолепного" (около 1533-1534) написан Вазари с глубоким уважением к монарху Флорентийской республики. Лоренцо Медичи покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи, время его правления было временем расцвета флорентийского искусства. Художник выразил в картине сожаление о том, что времена, когда литература и искусство находили отклик в душах правителей, давно прошли. Путешествия по Европе и обучение у лучших мастеров придали таланту молодого Вазари разностороннюю огранку. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело, который в мастерской Андреа дель Сарто давал уроки архитектуры и скульптуры. Впоследствии, в 1570 году, по рисункам Вазари была возведена гробница Микеланджело. Согласно замыслу Вазари, на памятнике изваяли бюст Микеланджело и три женские фигуры – аллегорические изображения Скульптуры, Архитектуры и Живописи, оплакивающие смерть великого мастера.

Гробница Микеланджело
Гробница Микеланджело

С 1532 г. Вазари начал изучать строительное искусство в Риме, где "измерил и перерисовал все здания и статуи". С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи

Козимо Медичи
Козимо Медичи

работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Здесь он создал свои главные архитектурные произведения, достиг высокого общественного положения и получил дворянское звание. Первой крупной работой Вазари во Флоренции была перестройка палаццо Веккьо, начатая в 1555г.

потолочная роспись
потолочная роспись
зал 500. Фрески Вазари.
зал 500. Фрески Вазари.

Как и недостроенный дворец Питти, его нужно было превратить в герцогскую резиденцию. Потолочная роспись Вазари в палаццо Веккьо принадлежит к лучшим произведениям этого рода в Италии.

Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Галерея Уффици. Флоренция. Италия
Зал.
Зал.

Здание Уффици во Флоренции – главное и лучшее произведение Вазари-зодчего. Мастер спроектировал большой дворец с двумя крыльями, о чем позже с гордостью писал: "Никогда мне не приходилось работать над сооружением здания, строительство которого было таким сложным и опасным, поскольку оно закладывалось на берегу реки, и почти что в воздухе".
Весьма характерной постройкой для Флоренции XVI века является изолированный крытый переход от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти – резиденции Медичи ("коридор Вазари").

коридор Вазари
коридор Вазари

Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных, должна была обезопасить передвижение правителя по городу.

Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров "золотого века", в особенности Микеланджело и Брунеллески. Он был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства.

Филиппо Брунеллески (1377- 1446 гг)
Филиппо Брунеллески (1377- 1446 гг)

Вазари стал крупным деятелем в области художественного образования, основал флорентийскую Академию художеств (1563 г.), создал Академию рисунка.

Флоренция. Академия художеств.
Флоренция. Академия художеств.
Зал
Зал
Колоссы.
Колоссы.

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. "Собственным Вазари" могут похвастаться лишь два русских музея. В Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева находится картина "Триумф Вакха", относящаяся к 1560-м годам. Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа основателем Саратовского музея А.П. Боголюбовым.

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Триумф Вакха
Триумф Вакха

Другая картина Вазари осталась в Эрмитаже – "Обручение святой Екатерины".

Обручение святой Екатерины
Обручение святой Екатерины

Личность Джорджо Вазари удивительно многогранна. Он был талантливым живописцем, архитектором, скульптором и оставил о себе память как первый искусствовед в истории. В его времена писались и другие биографии художников. Но именно "Жизнеописания" стали популярными в течение многих столетий. И в наше время ни одно исследование тех далеких эпох не обходится без ссылки на Вазари.
В 60-х годах Вазари частично перестраивал интерьеры церквей Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Первую предназначали на роль флорентийского пантеона. Новые алтари образуют по продольной стене нефа строй двухколонных портиков с треугольными и лучковыми фронтонами, в ряду которых поставлена гробница Микеланджело работы Вазари (1570 г.; прах Микеланджело был тайно привезен во Флоренцию из Рима самим Вазари).
В те же годы Вазари работал и в других городах. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе,

Вид сбоку.
Вид сбоку.
Фронтальный вид
Фронтальный вид

перестроенное из старого здания. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа. Наружная лестница — упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме — ведет в первый этаж. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Перед домом фонтан работы Вазари. Церковь Сан Стефано деи Кавальери, сооруженная мастером рядом с дворцом, сильно перестроена.

Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо, длинная монументальная аркада крупного масштаба. Из девятнадцати арок лоджии шестнадцать выходят на старую рыночную площадь, замыкая ее с наиболее возвышенной стороны. Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля.

Лоджия Вазари
Лоджия Вазари

"Не так давно я закончил две большие картины, находящиеся в магистрате Девяти консерваторов, рядом с церковью Сан Пьетро Скераджо, на одной – голова Христа, а на другой – Мадонна.
Но так как было бы слишком долго рассказ
ывать о множестве других картин, бесчисленных рисунках, моделях и поставленных мною маскарадах и так как сказанного мною уже хватит и более чем достаточно, я скажу о себе только одно: как бы велико и значительно ни было все то, что я всегда делал для герцога Козимо, невозможно не только превзойти его в его духовном величии, но и отдаленно с ним сравняться, что ясно будет видно на примере третьей большой сакристии, которую он собирается построить при церкви Сан Лоренцо, наподобие той, что в свое время создал там Микеланджело, но всю сплошь отделанную разными видами пестрого

фреска Вазари
фреска Вазари

мрамора и мозаикой, дабы заключить там в гробницах, почетнейших и достойнейших его могущества и величия, останки покойных его детей, отца, матери, супруги, великодушнейшей герцогини Леоноры, и самого себя. Модель этой сакристии мною уже сделана по его вкусу и в соответствии с указаниями, которые я от него получил, и когда эта модель будет осуществлена, сакристия будет новым Мавзолеем, великолепнейшим и поистине царственным. Однако хватит и того, что я уже сказал о себе, дожив в столь великих трудах до пятидесяти пяти лет и надеясь прожить сколько угодно будет Господу, с честью для себя, на радость друзьям и, насколько позволят силы, на пользу и процветание благороднейших искусств.

дом Вазари
дом Вазари

Ссылки:
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Вазари Д. 2008 год. Италия.