Джорджо Вазари (1511–1574), известный флорентийский живописец и архитектор,
вошел в историю прежде всего как писатель, автор монументального сочинения "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", вышедшего в свет первым изданием в 1550 году и вторым, расширенным и дополненным, с портретами художников, – в 1568 году.
Энциклопедический свод сведений Вазари содержит 178 биографий итальянских художников эпохи Возрождения с описанием некоторых их произведений и охватывает три столетия жизни Италии. Сочинения в полной мере отражают путь самого Ренессанса, а истории жизни и творчества каждого художника складываются в полную картину развития искусства.
На протяжении веков пятитомный труд Вазари был основным, а иногда единственным источником информации для изучающих живопись, ваяние и зодчество.
Он стал отправной точкой развития истории искусств, образцом для первых специалистов по искусствоведению. Вазари был талантливым и известным художником и архитектором. Он родился в 1511 году в итальянской провинции Тоскана в семье гончара. Юный Джорджо помогал отцу в мастерской, был любознательным, подолгу рассматривал фрески, украшавшие местный храм. С 11 лет он работал подмастерьем у художника-витражиста. Одаренного мальчика заметил кардинал Сильвио Пассерини
и отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого художника Андреа дель Сарто,
друзьями которого были Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живо- писи. Впоследствии, будучи придворным мастером семьи Медичи, Джорджо Вазари сформировался как типичный представитель итальянской школы XVI века. Его живопись представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, порой неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.
Первая дошедшая до нас работа Вазари – "Погребение Иисуса" (1532).
Одной из лучших по сюжету и исполнению считается картина "Трапеза святого Григория" (1540), над которой он работал в Болонье.
Все лица этой картины – портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях.
"Портрет Лоренцо Великолепного" (около 1533-1534) написан Вазари с глубоким уважением к монарху Флорентийской республики. Лоренцо Медичи покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи, время его правления было временем расцвета флорентийского искусства. Художник выразил в картине сожаление о том, что времена, когда литература и искусство находили отклик в душах правителей, давно прошли. Путешествия по Европе и обучение у лучших мастеров придали таланту молодого Вазари разностороннюю огранку. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело, который в мастерской Андреа дель Сарто давал уроки архитектуры и скульптуры. Впоследствии, в 1570 году, по рисункам Вазари была возведена гробница Микеланджело. Согласно замыслу Вазари, на памятнике изваяли бюст Микеланджело и три женские фигуры – аллегорические изображения Скульптуры, Архитектуры и Живописи, оплакивающие смерть великого мастера.
С 1532 г. Вазари начал изучать строительное искусство в Риме, где "измерил и перерисовал все здания и статуи". С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи
работал во Флоренции и в других городах Тосканы. Здесь он создал свои главные архитектурные произведения, достиг высокого общественного положения и получил дворянское звание. Первой крупной работой Вазари во Флоренции была перестройка палаццо Веккьо, начатая в 1555г.
Как и недостроенный дворец Питти, его нужно было превратить в герцогскую резиденцию. Потолочная роспись Вазари в палаццо Веккьо принадлежит к лучшим произведениям этого рода в Италии.
Здание Уффици во Флоренции – главное и лучшее произведение Вазари-зодчего. Мастер спроектировал большой дворец с двумя крыльями, о чем позже с гордостью писал: "Никогда мне не приходилось работать над сооружением здания, строительство которого было таким сложным и опасным, поскольку оно закладывалось на берегу реки, и почти что в воздухе".
Весьма характерной постройкой для Флоренции XVI века является изолированный крытый переход от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти – резиденции Медичи ("коридор Вазари").
Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев). Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных, должна была обезопасить передвижение правителя по городу.
Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров "золотого века", в особенности Микеланджело и Брунеллески. Он был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства.
Вазари стал крупным деятелем в области художественного образования, основал флорентийскую Академию художеств (1563 г.), создал Академию рисунка.
Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. "Собственным Вазари" могут похвастаться лишь два русских музея. В Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева находится картина "Триумф Вакха", относящаяся к 1560-м годам. Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа основателем Саратовского музея А.П. Боголюбовым.
Другая картина Вазари осталась в Эрмитаже – "Обручение святой Екатерины".
Личность Джорджо Вазари удивительно многогранна. Он был талантливым живописцем, архитектором, скульптором и оставил о себе память как первый искусствовед в истории. В его времена писались и другие биографии художников. Но именно "Жизнеописания" стали популярными в течение многих столетий. И в наше время ни одно исследование тех далеких эпох не обходится без ссылки на Вазари.
В 60-х годах Вазари частично перестраивал интерьеры церквей Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Первую предназначали на роль флорентийского пантеона. Новые алтари образуют по продольной стене нефа строй двухколонных портиков с треугольными и лучковыми фронтонами, в ряду которых поставлена гробница Микеланджело работы Вазари (1570 г.; прах Микеланджело был тайно привезен во Флоренцию из Рима самим Вазари).
В те же годы Вазари работал и в других городах. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе,
перестроенное из старого здания. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа. Наружная лестница — упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме — ведет в первый этаж. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных. Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок. Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Перед домом фонтан работы Вазари. Церковь Сан Стефано деи Кавальери, сооруженная мастером рядом с дворцом, сильно перестроена.
Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо, длинная монументальная аркада крупного масштаба. Из девятнадцати арок лоджии шестнадцать выходят на старую рыночную площадь, замыкая ее с наиболее возвышенной стороны. Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города. Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля.
"Не так давно я закончил две большие картины, находящиеся в магистрате Девяти консерваторов, рядом с церковью Сан Пьетро Скераджо, на одной – голова Христа, а на другой – Мадонна.
Но так как было бы слишком долго рассказывать о множестве других картин, бесчисленных рисунках, моделях и поставленных мною маскарадах и так как сказанного мною уже хватит и более чем достаточно, я скажу о себе только одно: как бы велико и значительно ни было все то, что я всегда делал для герцога Козимо, невозможно не только превзойти его в его духовном величии, но и отдаленно с ним сравняться, что ясно будет видно на примере третьей большой сакристии, которую он собирается построить при церкви Сан Лоренцо, наподобие той, что в свое время создал там Микеланджело, но всю сплошь отделанную разными видами пестрого
мрамора и мозаикой, дабы заключить там в гробницах, почетнейших и достойнейших его могущества и величия, останки покойных его детей, отца, матери, супруги, великодушнейшей герцогини Леоноры, и самого себя. Модель этой сакристии мною уже сделана по его вкусу и в соответствии с указаниями, которые я от него получил, и когда эта модель будет осуществлена, сакристия будет новым Мавзолеем, великолепнейшим и поистине царственным. Однако хватит и того, что я уже сказал о себе, дожив в столь великих трудах до пятидесяти пяти лет и надеясь прожить сколько угодно будет Господу, с честью для себя, на радость друзьям и, насколько позволят силы, на пользу и процветание благороднейших искусств.
Ссылки:
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Вазари Д. 2008 год. Италия.