Найти тему

История возникновения бортпроводников. Как появились стюардессы?

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Иногда эта тема мелькает, иногда и сам задумываюсь, один и тот же вопрос - а как возникли бортпроводники? С чего все начиналось? Вот и давайте разбираться в этой теме.

Самый первый

Самым первым бортпроводником был как раз тот самый Генрих Кубис. Я про него вспоминал еще когда писал статью про мифы в авиации, мол, более 100 лет профессии. И да, действительно, с 1920 года он служил на воздушном транспорте Германии, но не в самолетах, а в дирижаблях. В том самом, печально известном "Гинденбурге".

Работал он до самого последнего полета и своего, и дирижабля - 1937 год, 6 мая, Гинденбург устраивает некислое фаер-шоу, унося с собой жизни 36 человек, однако старине Генри повезло, он выбрался из под горящих обломков, не получив даже легких ожогов. Но при этом с полетами завязал.

-2

Далее в самолетах

В Германии далее данная профессия появилась в 1928 году, в 1930 году в США, а в США лишь после 1940-х годов.

И первые обязанности бортпроводников вообще не были связаны с обслуживанием пассажиров. Изначально бортпроводник был нужен для того, чтобы выполнять в самолете ту работу, которой пилотам заниматься совершенно некогда - заправка самолета, помощь в запуске двигателей и так далее. То есть по сути, бортпроводник был скорее механиком для обслуживания самолета. А вот о питании пассажиры заботились самостоятельно - получали пайки в аэропорту и уже сами во время полета делили, пилили и ели, и пили.

Именно поэтому в США первое время было вообще запрещено нанимать на работу бортпроводника девушек. Нанимали только мужчин, при этом крепких и сильно старше 18 лет. Лишь после 1930 годов компании решили, что необходимо нанимать на работу женщин.

Первая стюардесса

Опять обращаемся к США.

Во-первых, в компаниях решили, что девушка весит меньше мужчины, а значит, ее перемещение по салону меньше будет влиять на стабильность самолета во время полета. А это важно.

Во-вторых, девушка меньше весит, а следовательно, самолет с девушкой будет потреблять меньше топлива.

В-третьих, это маркетинг. Наличие девушки на борту показывает, что самолет на столько безопасный и комфортный, что там может работать даже женщина! Этот же прием был использован в рекламе автомобилей Cadillac в 1940 годах, а так же во многих табачных кампаниях.

И так, первой стюардессой в США стала именно она - Эллен Черч.

-3

Изначально Эллен обратилась в авиакомпанию, потому что хотела стать пилотом, но вот незадача - по образованию она была медиком. И поэтому ее взяли именно на должность бортового проводника в компанию United Airlines. И первая ее одежда была не летной формой, а медицинским халатом, и на борту она должна была в первую очередь ухаживать за пассажирами и оказывать медицинскую помощь, если кому-то из пассажиров становится плохо.

Изначально в том самолете, где работала мисс Черч, было всего лишь 11 пассажиров (Вот бы сейчас так поработать). В руководстве авиакомпании на столько оценили ее вклад в авиапромышленность, что уже через пару месяц на должность стюардесс начали нанимать только девушек.

А первоначальные обязанности стюарда, в виде заправки и обслуживания самолетов, постепенно сместились на сотрудников наземных служб.

Дальнейшее развитие

В период с 1930 по 1935 год в США на работу бортпроводником было нанято более 2000 девушек, все они в прошлом должны были быть медсестрами. Именно девушки с медицинским образованием приходили на работы в авиакомпании и изначально требования были довольно жесткими: мисс должна быть не тяжелее 52 килограмм, и не старше 25 лет. Все таки лицо авиакомпании, должна быть милой и молодой. И так продолжалось до начала Второй Мировой войны, а потом, пока весь мир полыхал в огне, оказалось, что медсестер очень сильно не хватает на фронте. Война и стала причиной отказал от тех самых жестких рамок по возрасту и подготовке стюардесс.

-4

Интересно, что плюсом ко всему для стюардесс был еще один дополнительный запрет - девушки не имели права выходить замуж или заводить детей.

Почему так жестко? Да потому, что авиация была довольно таки аварийной. И в случае гибели стюардессы минимальное количество людей должны были страдать без нее. Странно, что никто не говорит о количестве друзей у стюардессы.

В общем, такой запрет на семью и детей в США держался аж до 1980-х годов. А после уже было разрешено.

Постепенно, начиная с 1930-х годов, самолеты росли, увеличивалось количество пассажиров на борту, а соответственно одной стюардессы на борту было уже мало. Постепенно руководство авиацией смекнуло, что количество надо увеличивать, но надо к чему-то количество стюардесс привязать.

К количеству пассажирских кресел! В наше время правило такое: 50 кресел - 1 проводник.

Соответственно, если в самолете 220 кресел, например в А321, то бортпроводников будет 5 человек на борту. И это минимальный состав. Больше можно, меньше нет.

А вот для компании Rusline наличие лишь одного проводника на борту вполне нормальная картинка - у них маленькие самолеты, на них вполне себе хватает одного бортпроводника. 50 кресел.

-5

Наши дни

Развитие дошло до того, что гендерные различия в авиации пропали, у нас уже можно встретить и девушек пилотов, и бортпроводников мужчин, и женщин техников, и диспетчеров и так далее, то есть все перемешалось.

Действуют современные правила, для России это ФАПы - Федеральные Авиационные Правила, именно они и регламентируют работу экипажей с юридической точки зрения. А помогают ФАПам дополнительно приказы Минтранса.

Поэтому помимо пассажировместимости, еще играет роль и протяженность полета. Так, например, в Boeing 777 при вместимости 520 пассажиров, экипаж на некоторые рейсы будет составлять аж 14 человек. Почему так много? Да потому, что лететь более 12 часов.

Если раньше проводники в США и Европе получали порядка 125$ в месяц, то сейчас зарплаты стали примерно одинаковыми. И к сожалению, за границей члены экипажа получают в несколько раз больше денежных знаков, чем в нашей необъятной.

Итог

Сейчас авиация стала намного безопасней, чем была раньше, а следовательно и работа кабинного экипажа больше сместилась в сторону психологии поведения, в сторону сервиса и комфорта пассажира, а не только его выживаемости.

Поэтому летайте, узнавайте для себя новые места и направления, а мы уже постараемся сделать для вас рейс приятным и запоминающимся в положительном ключе.

Благодарю вас за внимание и подписку, рад, что нас уже более 9 тысяч, а значит, я еще кому-то интересен! Промокод работает, увидели меня, говорите, что "Говорит старший бортпроводник" и все будет хорошо - получите и кофе, и шоколадку, прилетим вовремя. И хорошего вам рейса!