Найти в Дзене
Scale attack

Ужас шхер и фиордов. Торпедный катер Д-3 (издательство "Дом бумаги", масштаб 1/100)

Временно, ненадолго, сменю тему бронетехники, обратившись к судомодельному направлению. Сегодня небольшой рассказ о типичном представителе "москитного флота" СССР - торпедном катере Д-3. Не секрет, что первый успешный опыт применения торпедных катеров получился у России в Русско-Турецкую войну. Тогда новым оружием потопили турецкий пароход "Интибах" Однако потом применение торпед нашими моряками как-то отошло на второй план. Успешных случаев использования торпед в русско-японскую, практически и нет (если не ошибаюсь, зафиксировано одно потопление торпедой поврежденной миноноски 2 класса Японии), хотя японцы своими торпедами успеха добились куда большего. В Первой мировой мы в основном минами добились наибольшего ущерба для врага. А вот во время Гражданской войны мы на себе впервые испытали силу москитного флота англичан. Потопление старого крейсера "Память Азова", повреждение линкора и чуть позже потопление крейсера "Олег" навели красных военморов на мысль, что к чему строить

Временно, ненадолго, сменю тему бронетехники, обратившись к судомодельному направлению. Сегодня небольшой рассказ о типичном представителе "москитного флота" СССР - торпедном катере Д-3.

Не секрет, что первый успешный опыт применения торпедных катеров получился у России в Русско-Турецкую войну. Тогда новым оружием потопили турецкий пароход "Интибах"

                                                     Потопление "Интибаха"
Потопление "Интибаха"

Однако потом применение торпед нашими моряками как-то отошло на второй план. Успешных случаев использования торпед в русско-японскую, практически и нет (если не ошибаюсь, зафиксировано одно потопление торпедой поврежденной миноноски 2 класса Японии), хотя японцы своими торпедами успеха добились куда большего. В Первой мировой мы в основном минами добились наибольшего ущерба для врага. А вот во время Гражданской войны мы на себе впервые испытали силу москитного флота англичан. Потопление старого крейсера "Память Азова", повреждение линкора и чуть позже потопление крейсера "Олег" навели красных военморов на мысль, что к чему строить дорогие океанские корабли, когда можно построить армаду дешевых торпедных катеров и тем самым обезопасить себя от флотов Великобритании, Франции или Германии. На самом деле путь оказался тупиковым. Настроенные в огромном количестве Г-5 и Ш-4 оказались бесполезным и неэффективным оружием. К тому же с подверженным коррозии корпусом под воздействием морской воды. О чем говорить, если уже при волнении 3 балла применение торпедного оружия было просто невозможно, а само нахождение в море опасно? О каком использовании в Баренцевом море или Тихом океане могла идти речь? Это понимание пришло к 1935 году, когда и были начаты работы по проектированию мореходного торпедного катера. Первоначальные проекты завода №194 не позволили достичь требуемой скорости, тогда техзадание передали в КБ завода судостроения НКВД (позже завод №5). Одним из самых активных разработчиков и руководителем проекта стал Леонид Львович Ермаш. Решили строить корпус из дерева. В результате родился проект Д-3 (деревянный, трехмоторный) По проекту корпус катера выполнялся из двух слоёв дерева, при этом внутренний слой выполнялся из сосны, а внешний из лиственницы. А донная часть катера была трёхслойной, для улучшения прочности. Общая толщина деревянного корпуса в некоторых местах доходила до 40 мм

                                                                  Чертеж катера Д-3
Чертеж катера Д-3

Водоизмещение катера по проекту составило 32 тонны. Длина 21,6 метра, ширина 3,9 метра. Первоначально на катер ставили двигатели ГАЗ-34 мощностью по 750 л.с. что позволяло достичь скорости 40 узлов. На второй серии ставились уже ленд-лизовские "Паккарды" и катер разгонялся до 45 узлов. Теоретически можно было достичь скорости 48-49 узлов, но испытания показали что при скорости выше 45 узлов корпус начинает разрушаться от ударов о волны. Экипаж составлял 10 человек. Вооружение 2 торпеды калибра 533 мм (причем с возможностью выстрела со стоящего катера) 2 пулемета ДШК калибром12,7 мм и 8 глубинных бомб. Это был первый советский торпедный катер в котором были минимальные удобства для экипажа и даже обогрев отсеков. Катер имел 5 отсеков, при этом был кубрик команды и даже микроскопическая, но своя каюта командира. Дальность плавания составляла 350 миль при 35 узлах и 550 при экономичном ходе со скоростью 18-20 узлов. Катера имели радиостанцию "Штиль-К". Первый катер был построен к сентябрю 1939 года

-4

Проведенные ходовые испытания показали что коллектив завода №5 полностью выполнил поставленные задачи и создал отличный торпедный катер. Нужно было срочно начинать строительство большой серии, убирая бестолковые "поплавки" типов Ш-4 и Г-5 с флота. Но времени уже практически не было, на пороге была война. После испытаний на Балтике катер перевезли для испытаний на Черное море. Там в условиях 6 балльного моря катер тоже успешно испытали. Кстати, этот опытный катер так и остался единственным представителем Д-3 к началу войны на Черном море

Всего в предвоенные годы и в годы войны флот получил 73 таких торпедных катера. По первому проекту с отечественными моторами до 1942 года сдали 26 катеров, остальные 47 катеров строились уже с "Паккардовскими" двигателями и усиленным зенитным вооружением (добавили 20 мм "Эрликон" за рубкой и стали ставить спаренные пулеметы ДШК). Конечно катер не был лишен недостатков - чего стоило только очистить ото льда механизмы сброса торпед осенью-зимой! Но до поступления по ленд-лизу забугорных катеров, Д-3 был лучшим среди имеющихся.

                                                                     Черноморский Д-3
Черноморский Д-3

На некоторые катера поставили 2 палубные установки для запуска реактивных снарядов РС в количестве 8 штук.

                    Справа от рубки видна зачехленная ПУ реактивных 82 мм снарядов
Справа от рубки видна зачехленная ПУ реактивных 82 мм снарядов

В самом начале войны на Северный флот отправили 5 катеров. На флот они прибыли в августе 1941 г. На Черном море остался один, тот самый который испытывался там, остальные до снятия блокады, да и позже в основном воевали на Балтике. Именно на таком катере воевал прославленный моряк лейтенант Шабалин А.О. Когда эти катера появились в Баренцевом море, немцы никак не ожидали этого. Наших Г-5 они не боялись по причине никакой мореходности и такой же меткости (на Г-5 применялась система стрельбы, при которой катер выстреливал торпедами назад, а потом уходил с курса торпед). Уже 11.09.1941 г. ТКА-11 и ТКА-12 потопили вооруженный траулер и каботажный транспорт. К сожалению, по немецким данным это и все потери за 1941 год пришедшееся на катера. Кстати тема применения наших торпедных катеров малоизучена. В мемуарах моряков, изданных в период СССР, я помню как целыми флотилиями катера и подводные лодки топили крейсера и огромные лайнеры. Честно говоря уже тогда я задумывался, откуда у немцев такой огромный флот? Сейчас, когда открылись архивы и многое опубликовано в интернете, можно объективно оценивать результативность действия как наших, так и немецких катеров. Кстати, единственный на ЧФ Д-3 тоже оказался самым результативным катером-в ходе рейда к Ялте он потопил торпедами сверхмалую ПЛ Италии

А позже, во время рейда к Феодосии в другой раз Д-3 под командованием старшего лейтенанта Чепика О.М. совместно с экспериментальны же торпедным катером СМ-3 торпедами потопили самоходную десантную баржу «F-334». Правда кто из них попал неизвестно

                                        Баржа относилась к такому типу
Баржа относилась к такому типу

В любом случае, противник признает потерю этих двух кораблей от действий наших катеров, а вот все остальные заявленные победы, к сожалению, оказались мнимыми.

На Балтике, где в основном и были сосредоточены торпедные катера, были достоверно (подтвержденные после войны или во время по агентурным данным) уничтожены 7 кораблей и судов противника. Несколько получили повреждения. К сожалению, уровень подготовки Балтийских катерников был очень низким. Иногда командование это наблюдало само. Например поздно вечером 13.2.1945 6 торпедных катеров безуспешно выпустили 12 торпед типа 53-38У по шедшему из Либавы конвою, в который входило 2 транспорта и 1 сторожевой корабль. По донесениям, стрельба осуществлялась с дистанций не более 3 кбт (555,6 метра), а в большинстве случаев с 1-2 кбт (185,2 - 370,4 м). То есть упор! 11 из 12 торпед были выпущены по концевому ТР. Немцы атаки вообще не заметили, никакого оборонительного огня не вели и от торпед не уклонялись....Но никто не попал!

Однако немцы опасались наших катеров в шхерах, тратили на организацию обороны стоянок силы и средства, что помогало нам на фронтах.

Зато катерники на Балтике принимали участие практически во всех десантных операциях, в проводках конвоев. То есть по факту именно "москитный флот" и вынес на себе всю тяжесть войны на море. Но и тут главная победа торпедных катеров принадлежит типу Д-3. Самый крупный боевой корабль Кригсмарине из потопленных нашими катерами за время войны - миноносец Т-31 был потоплен именно катером типа Д-3

                                                    К такому типу относился Т-31
К такому типу относился Т-31

Резюмируя, скажу, что именно учитывая высокий героизм экипажей катерников и наибольшую. эффективность этого типа катеров, один из Д-3 был сохранен и помещен на памятник в Североморске. В период прохождения морских практик на СФ, я видел его. В 90-е годы он пребывал в довольно удручающем состоянии, но теперь его обновили и спасли.

                                        Установленный на постамент в Североморске Д-3
Установленный на постамент в Североморске Д-3

Такая вот интересная и на первый взгляд совсем несложная модель предлагалась к сборке вот из такого журнала

                                                                    Обложка издания
Обложка издания

Я взялся с энтузиазмом за дело, опыта практически никакого не было, но рвение было нешуточное. В итоге за пару месяцев я его закончил. Наибольшую трудность для меня составили проволочные детали. Их довольно много и как и где они расположены не совсем видно из схем сборки. Работой я вполне был доволен. ДШК, кстати делал сам из проволоки и прочих подручных материалов. Ну и вот что у меня получилось. Спасибо за внимание!