Найти тему

Как путешествовали на машине в Советское время?

Сейчас поехать куда-нибудь в отпуск на автомобиле – знакомое явление. Дальние поездки на машине в Крым или на Кавказ уже никого не удивляют, это стало привычным видом отдыха. И отчасти этому помогло наше «историческое наследие» - стоит только вспомнить, как много и часто наши родители, бабушки/дедушки путешествовали по просторам Советского Союза на своих Москвичах, Жигулях и Запорожцах. В копилке воспоминаний многих россиян есть такие поездки, и мы в УЗПМ – не исключение. Давайте вспомним, что такое автомобильный туризм по-советски, какие трудности приходилось преодолевать смелым автотуристам прошлого века и какие удивительные события ждали их в пути.

Возникновение автотуризма в СССР

Автотуризм начал активно развиваться в 1950-е годы, когда количество частных автомобилей увеличилось в разы. В это время начали массово производиться «Москвичи» второго поколения и «Волги» первого поколения. Именно эти модели можно чаще всего увидеть на фотографиях тех лет.

-2

«Москвичи» и «Волги» стали более надёжными и требовали меньшего технического обслуживания по сравнению с предыдущими моделями. Улучшился и комфорт в салонах. Например, переднее сиденье «Москвича» теперь можно было разложить, превратив его в достаточно просторное спальное место. Конечно, такой отдых не сравнится с хорошей кроватью в гостинице, но, если ночевка вынужденная и в безлюдном месте, можно и такое спальное место организовать.

Хорошо иллюстрируют туризм того времени известные советские фильмы - «К Черному морю» (1957), «Шофер поневоле» (1958), «Три плюс два» (1963) и другие. А в журналах тех лет часто можно было встретить советы для автотуристов, начинающих и опытных. Например, звучала рекомендация отправляться в дальние поездки группой из нескольких автомобилей, желательно одной модели. Это необходимо было в случае технической неисправности одной из машин – починить ее много проще, если есть детали такой же модели. Впрочем, по дорогам в то время ездили одни и те же автомобили – в конце 1950-х это были «Москвичи», «Победы» и редкие «Волги», а в начале 1960-х к ним добавился еще и «Запорожец».

С заправками в середине 20 века тоже была беда. Даже в крупных городах можно было встретить всего 2-3 заправки, а уже если путешествовать на машине по бескрайним просторам Советского Союза, то можно было ехать целый день и не увидеть ни одной. В то время навигаторов, конечно, не существовало, пользовались картами, опубликованными в различных «Справочниках автотуриста», где указывались маршруты к популярным курортам и были отметки местоположений заправок. Автосервисы в том виде, в каком мы их знаем сегодня, тоже отсутствовали, и каждый автолюбитель был сам себе водитель, навигатор и механик. Поэтому любые поездки планировались и готовились сильно заранее - за несколько недель и даже месяцев.

Ни в одно путешествие не отправлялись без «аварийного» набора. У каждого автомобилиста он был одинаковым. Также в багажнике всегда была 20-литровая канистра с бензином, а иногда и еще одна - запасная. В машине часто можно было встретить и полный комплект инструментов - на всякий случай, ведь в дороге может случится что угодно. Особо предусмотрительные водители даже укладывали на крышу второе запасное колесо или брали с собой одну-две запасные камеры.

-3

Если поездка планировалась многодневной, обязательно с собой брали палатку, спальные принадлежности и, конечно, запас продуктов. Привычной нам возможности - в любое время все что угодно купить в магазине - тогда не было, из-за дефицита и слабо развитых торговых сетей. Поэтому без банок тушенки в путь никто не отправлялся.

Необходимых вещей было много, и из этого вырастала новая проблема – как все упаковать в автомобиль. Места в багажнике и салоне часто не хватало, поэтому многие на крышу устанавливали специальные крепежные системы.

Уже много позже, в 70-х годах появились инновационные прицепные конструкции. Например, общеизвестный Скиф - грузовой прицеп с крышкой. Он был пригоден для любого советского автомобиля, от Запорожца до Волги. На стоянке из прицепа легко монтировалась палатка площадью 6 м², что было особенно удобно, а в комплект даже входили складной стол, четыре стула и тентованная веранда площадью 3 м². Получалась очень уютная и вместительная мобильная дача.

-4

В Советское время путешествовали не только на автомобиле, были и туристы-мотоциклисты, а также те, кто путешествовал на мотороллерах. Хотя их списки поклажи были гораздо скромнее, комфорт в таких поездках был много меньше по сравнению с автомобильными. Ночлег в большинстве случаев также ограничивался палаткой. Лишь некоторые удачливые путешественники могли остановиться в домах отдыха, пансионатах, на турбазах или арендовать частные квартиры. Остальные довольствовались советским кемпингом.

Постепенно, с развитием автомобилестроения и улучшением сервиса в стране, поездки стали более комфортными и безопасными. Все чаще туристы стали предпочитать поездки на турбазы, в пансионаты, дома отдых – вместо «дикого» туризма. Затем в период перестройки и в 90е из-за повысившегося уровня бандитизма и общего обеднения населения автомобильный туризм почти сошел на нет. Но с 2000х годов вновь начал набирать обороты, и сейчас тоже, как и раньше, многие семьями устремляются в дорожные путешествия. Такой отдых – это особая романтика и ощущение свободы.

-5

Путешествовать сейчас можно не только летом, но и в любое другое время года. А чтобы зимой поездка была безопасной и комфортной, на дорогах и трассах используют противогололедные средства. Например, как наш БИОНОРД – ПГМ нового поколения, эффективный, экологичный, удобный в применении.