Найти в Дзене

Вадим Михайлов – художник и педагог

Оглавление

На ней, как мы уже сообщали, представлены пять картин дзержинского художника, педагога изостудии Дворца детского творчества Вадима Михайлова. Теперь подробнее расскажем об авторе и его призвании.

Философские картины

В Горьковское художественное училище молодого художника из города химиков приняли сразу на третий (!) курс.

«Так я им понравился»,улыбается Вадим Васильевич.

В 1987 году он окончил училище и пришел работать в изостудию Дворца детского творчества. И вот уже 37 лет учит детей изобразительному искусству.

-2

На выставке представлены пять работ Михайлова конца 80-х – начала 90-х годов. По словам куратора выставки Натальи Стариковой, в третьем зале, где экспонируются работы Михайлова, сосредоточены «философские картины, отличающиеся цветовым решением, вызывающие ассоциации». Работы дзержинского художника очень точно соответствуют заявленному названию выставки – «Пространство. Время. Смыслы».

«Простой сюжет на холсте Вадима Михайлова «Два возраста. День»: окно в старом доме, на подоконнике два бюста в ярком свете солнца. На эту картину сразу обращаешь внимание, как только заходишь в выставочный зал. Что это?! Еще одно окно? Настолько точно передана фактура материалов – глянец страниц художественного альбома, облупившиеся рамы, гипсовые бюсты, – что кажется: предметы – настоящие»,отозвалась о работе Михайлова одна из посетительниц выставки.

Дорога к храму

После окончания художественного училища Михайлов восемь лет достаточно интенсивно занимался собственно творчеством и участвовал в выставках. Время было достаточно странное. У зрителей вдруг пробудился страшный интерес к художникам, которые в советское время выставлялись, прямо скажем, нечасто.

Народ валом валил на открытие художественных выставок. Москвичи и зарубежные гости скупали картины целыми залами! Авторы порой получали необычные заказы. В 1995 году Вадим Васильевич приступил к росписи иконостаса в храме Николая Чудотворца в Решетихе. Очень трудное и ответственное задание, если учесть, что в советских образовательных учреждениях никто не учил рисовать иконы и, как говорит Вадим Михайлов, «спросить было некого». Но Вадим Васильевич нашел у кого спросить – поехал в Троице-Сергиеву лавру, где в иконописной школе преподавала его однокурсница.

Художнику казалось, что иконопись – живопись, организованная по особым законам. Но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что у классической живописи с иконами много общего. В храм привезли старинный деревянный иконостас с пустыми окнами. Вадим Васильевич, как говорится, клеточка за клеточкой заполнял древнюю церковную конструкцию.

В 2003 году иконостас в решетихинской церкви был завершен. Несмотря на то, что Михайлов – художник академического направления, он прекрасно справился с непростым сюжетом.

Копирование как приобщение

А есть ли различия между обучением азам художественного творчества в изостудии и в художественной школе?

«Конкуренции между нами нет, но, наверное, здесь побольше свободы»,считает Вадим Васильевич.

В «художке» занимаются по единой программе для отечественных художественных школ. Авторская программа преподавателя Михайлова называется «Копирование как путь приобщения к классическому искусству». Некоторых смущает слово «копирование». Вадим Васильевич считает, что это основа современного искусства, начиная со средних веков. Знаменитые русские художники ХIХ века (например, Карл Брюллов или Александр Иванов) первые годы своего обучения в академии художеств занимались исключительно копированием классических образцов искусства, закладывая базу для дальнейшего творчества.

-3

Модернисты вроде Пабло Пикассо или Сальвадора Дали тоже учились на классических образцах. Это основа основ, которую должен, как считает Вадим Михайлов, освоить каждый уважающий себя художник. Многие представители модернистских направлений изобразительного искусства считают, что уметь рисовать как классические художники – это лишнее. Главное, мол, это свобода самовыражения.

«Научись изображать мир в формах этого мира, а уже потом делай что угодно»,говорит Вадим Васильевич.

Убрать телефоны и читать книги

Что изменилось в детях, которые приходят в студию к Вадиму Михайлову, за почти четыре десятилетия?

«Появились смартфоны. Когда ко мне приходят новые ученики, первое, что я им говорю сегодня – убрать телефоны и начать читать книги. Талантливые дети никуда не делись, но они стали, пожалуй, более беспокойными»,не раздумывая, отвечает Вадим Васильевич.

Михайлов регулярно выставляется вместе со своими учениками. Недавно состоялась художественная выставка в Законодательном Собрании Нижегородской области. До этого один за другим прошли аналогичные вернисажи в университетах им. Лобачевского и Нижегородском архитектурно-строительном.

Последний раз в родном городе Михайлов вместе с учениками выставлялся семь лет назад в краеведческом музее. Посетители были в восторге. «Больше всего меня поразило, с какими точностью и недетским мастерством одаренные ученики создали свои шедевры. Если бы я не знала их возраст, подумала бы, что работы принадлежат кистям профессионалов», – написала одна из посетительниц. «Михайлов буквально вытягивает все способности ученика наружу», – это другой отзыв.

Справка

Обучение в студии изобразительного искусства во Дворце детского творчества ведет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Вадим Михайлов. Образовательный процесс построен на основе программы «Изобразительное искусство». Коллектив юных художников признан образцовым в 1996 году и до сих пор несет это гордое звание.

Компетентно

«Целеустремленность, перфекционизм, самостоятельность»

Игорь Левин, председатель правления регионального отделения Творческого союза художников России по Нижегородской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка и живописи ННГАСУ:

«Вадим Михайлов – талантливейший художник и блестящий педагог. Персональные выставки картин он часто совмещает с творческими выставками своих студийцев, тем самым подчеркивая преемственность в освоении мастерства художественной деятельности. Вадим – член Международной федерации художников и Творческого союза художников России (ТСХР) с 2016 года. Знаю его очень давно – еще как однокурсника по Горьковскому художественному училищу. Его всегда отличали целеустремленность, перфекционизм, самостоятельность и вдумчивое отношение к явлениям культуры и событиям художественной жизни. Его авторский стиль сформировался на стыке символизма, академизма, влияния ренессансных установок и современных тенденций в развитии школы философского реализма. Вадим никогда не пишет хаотичных и непродуманных натурных работ. Все его картины и графические работы вписаны в глубинный культурный контекст, гармоничны и выразительны в плане образного решения, целостны и виртуозны по их техническим качествам исполнения».

«Между драмой и гармонией бытия»

Сергей Акимов, кандидат искусствоведения:

«В живописи Михайлова сосуществуют и противоборствуют два взаимоисключающих начала – остро трагическое мировосприятие и ностальгия по классическому идеалу. Его творческое мышление символично и метафорично, в нем нет места сюжетам обыденной жизни и конкретно-­бытовым проблемам. Между драмой и гармонией бытия – так можно было бы сформулировать диапазон художественных поисков мастера».

Ранее художник из Дзержинска Илья Спиченков встретился с Филиппом Киркоровым.

Сергей АНИСИМОВ

Фото автора и из открытых источников