ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ
Существует семь основных типов восприятия информации:
¢ визуальный,
¢ вербальный,
¢ физический,
¢ слуховой,
¢ логический,
¢ социальный и
одиночный.
ВИЗУАЛ
¢ Ученики-визуалы
¢ Ученики-визуалы лучше всего воспринимают то, что видят.
Как распознать:
¢ любит конспектировать;
¢ выделяет информацию в конспекте разными цветами, картинками и диаграммами.
Для ученика-визуала:
-делайте записи на доске или в чате;
-предоставляйте важную информацию в текстовой форме;
-готовьте раздаточные материалы, презентации и письменные упражнения
Словарь общения.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.).
Направление взгляда
У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,
Ученики-аудиалы
¢ Ученики-аудиалы обрабатывают и сохраняют информацию при помощи звука.
¢ Как узнать:
¢ предпочитает слушать преподавателя, а не читать учебник;
¢ в свободное время постоянно слушает музыку.
Для ученика-слушателя:
¢ если нужно прочитать информацию, предложите прочитать вслух;
¢ изучайте при помощи песенок или аудиозаписей материала;
¢ выполняйте письменные упражнения устно, где это возможно;
¢ обсуждайте новый материал.
Словарь общения.
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т.д.).
Направление взгляда.
У аудиалов при общении взгляд направлен по средней линии
Ученики-кинестетики
¢ Ученики-кинестетики воспринимают информацию лучше всего, если задействовано их тело.
Как распознать:
¢ не любят долго сидеть на месте, сложив руки;
¢ любят перекладывать карточки, передавать предметы.
Для кинестетика
¢ продумайте, как в задание можно включить физический аспект. Например, если читаете историю, попросите ученика изобразить с помощью движений то, что он слышит;
¢ используйте различные предметы для изучения и отработки материала. Играйте в игры с помощью кубиков, карточек, палочек или любых других предметов.
Словарь общения.
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
Направление взгляда
У кинестетиков при общении взгляд направлен в основном вниз,
Ученики-вербалы
Для ученика — вербала:
¢ давайте задания, в которых он сможет узнавать и использовать новые слова (чтение, сочинения, дискуссии);
¢ готовьте более сложные задания, которые будут бросать вызов их способностям
¢ новые слова (чтение, сочинения, дискуссии);
¢ готовьте более сложные задания, которые будут бросать вызов их способностям
Ученики-индивидуалисты
Ученики-индивидуалисты лучше всего усваивают информацию, работая наедине.
Как распознать:
¢ независимы;
¢ интроверты;
¢ могут показаться не очень активными во время групповых упражнений или классных дискуссий.
¢ Для ученика-индивидуалиста:
¢ включайте в урок задания на самостоятельную работу;
¢ задавайте домашние задание — это возможность поработать самостоятельно;
¢ дайте время разобраться в информации самостоятельно, даже если вы ее уже объяснили;
Ученики-социалы
¢ Ученики-социалы лучше всего усваивают информацию, работая в группе.
¢ Как узнать:
¢ очень активны во время групповых заданий;
¢ может быть сложно или неинтересно самостоятельно выполнять задания;
¢ любит поговорить.
¢ Для ученика-социала подумайте, как вы можете внести элемент общения в письменные задания или чтение (например, дайте ученику текст с пропущенными словами. Для того чтобы раздобыть недостающую информацию, он должен будет задавать вопросы).
¢ У одних детей превосходить будет лишь один стиль восприятия информации. Для других будут одинаково хорошо подходить два или три стиля подачи информации. При подготовке материала к уроку всегда учитывайте эту особенность ученика. Именно тогда урок будет приносить ему максимальную пользу и результат!
Особенности запоминания.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
Аудиал – то, что обсуждал, запоминает слушая.
Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
А сколько возможностей у учителя понаблюдать за разными типами учеников в их повседневных делах. Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на доске.
Визуал: послушно откроет тетрадь и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать ее у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание, то, скорее всего, переспросит у соседа, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в тетрадь или дома может начать обзванивать одногруппников, с цель узнать что задано.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в сумке, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением на перемене:
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство студентов из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими или рассматривать информацию на стенах.
Аудиал: использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось “держать рот на замке”.
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Что каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
· От визуала можно требовать быстрого решения задач;
· От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;
· От кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителя.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на “его языке”:
С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др.
С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия.
С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.
Да и замечания на ребенка произведет нужный эффект, если будет сделано “на его языке”:
· Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
· Аудиалу – сказать шепотом “ш-ш-ш”;
· Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия.
Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают.
Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.