Найти тему

Как научиться играть на барабанах? Часть 11

Таймкипинг

Напомню, что техническая составляющая игры на барабанах включает в себя:

  1. Исполнительскую технику
  2. Координацию
  3. Чтение нот
  4. Таймкипинг

Давайте поговорим про таймкипинг.

Профессиональный барабанщик должен уметь держать темп, чувствовать его незначительные изменения, не сбиваться при отклонениях других музыкантов. Во многом это решается с помощью работы с метрономом. Общий подход работы с метрономом такой: следует начинать заниматься в медленном темпе до тех пор, пока не станет комфортно играть упражнение или рисунок. Далее необходимо немного прибавить темп на метрономе (например, 5 или 10 BPM) и снова играть до обретения комфорта. И так далее до максимально возможного на сегодняшний̆ день темпа.

Современные метрономы можно настраивать на изменение темпа (ускорение и/или замедление) на какое-то количество BPM, через какое-то количество тактов. Это позволяет играть упражнение без остановки во всех темпах. Помимо этого, существуют фонограммы для занятий, записанные с постепенным ускорением темпа.

В рудиментальной игре сложилась традиция совершенствовать игру рудиментов «открытым-закрытым-открытым» способом. Это означает, что вы начинаете играть в максимальном медленно темпе, постепенно доводите до максимально быстрого и затем снова до максимально медленного. Ускорение и замедление должно быть плавным и занимать примерно одно и то же время.

Для развития ровной игры очень полезно программировать метроном на пропуск такта или даже нескольких тактов. Таким образом вы играете несколько тактов грува под клик, затем самостоятельно, затем снова под клик. Это отлично тренирует мозг вычислять время как с внешней поддержкой, так и без неё.

Также чувство времени развивается умением слышать клик не только как долю (четверть), но и как субдолю: вторая/третья/четвёртая шестнадцатая или вторая/третья триольная нота. Это работа с сознанием, т.к. мы не трогаем метроном, играющий 4/4, но смещаем наш грув относительно клика соответствующим образом.

Помимо этого, у барабанщика есть возможность играть с ожиданиями слушателя микросмещениями ударов относительно доли. Если мы играем чуть-чуть запаздывая, после доли – это называется игра «с оттяжкой». Если мы играем чуть-чуть раньше, опережая долю – это игра «на опережение». Такие смещения создают разные эмоциональные окраски и ощущения от одного и того же грува. Смещать можно как весь рисунок, так и отдельные удары. Однако это достаточно высокий уровень мастерства и происходит у большинства музыкантов скорее интуитивно и в соответствии с характером музыки, нежели намеренно.

Стоит отметить, что на начальном этапе в медленных и средних темпах желательно играть все удары в клик, включая субдоли. Это позволяет барабанщику выстроить все удары «по сетке». Например, барабанщик учится играть шаффл или свинг и играет под метроном в 4/4. Его долевые удары совпадают с кликом, а междолевые при этом плавают. Поэтому необходимо выставлять триольную пульсацию на метрономе (например, 3/8) и ровно расставлять все удары по своим местам. При этом, с развитием мастерства, чем лучше вы чувствуете время, тем реже вам нужны клики в качестве опоры.

Теперь давайте поговорим о художественной составляющей игры на барабанах.

Продолжение следует…