Между Иорданией и Саудовской Аравией наметился скандальчик по части творчества и "ламповых историй". Дело в том, что именно Иордания предоставила свой Вади Рам для съемок любопытного фильма о нравах, творившихся в Саудовской Аравии в 90-е годы, из-за чего сильно бомбануло в самой Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия всегда имела одну трудно преодолимую проблему - было крайне мало желающих работать на месторождениях нефти компании Арамко, так как эти месторождения почти все расположены в безлюдных частях пустыни, от чего сотрудники компании медленно или быстро сходили с ума и, не доработав до конца контракта, просились на "большую землю", наплевав на большую зарплату и внушительный соцпакет.
Поэтому страна и ее главная компания пристроились набирать сотрудников из бедных стран, которые делали над собой усилие ради хорошей зарплаты. В основном, такие работники были из Индии, приезжали они в КСА по рабочему контракту и пытались перебороть свое желание уехать обратно мыслями о сколачивании приличного по меркам Индии капитала на дальнейшую жизнь.
Одновременно с этим ряд бедуинов КСА пользовались тем, что компания Арамко не всегда оперативно присылала транспорт за новенькими работниками в аэропорт, и перехватывала их, чтобы отобрать документы и вещи и заставить их бесплатно (только за еду) пасти в пустыне овец и коз.
Одна из таких историй стала известна на весь мир, когда в 1992 году на просторах КСА сгинул один из граждан Индии, приехавший наниматься по контракту в компанию Арамко. Его как раз перехватил в аэропорте один из бедуинов, отвез в пустыню, порвал его паспорт, применял к нему насилие и в итоге, сломив волю, принудил выполнять бесплатную работу в течение 5 лет.
Прожив в трудных условиях рабства, индиец в конечном итоге расправился со своим мучителям и бросился бежать, не разбирая дороги. 3 дня он бродил по безлюдной пустыне, пока не вышел к шоссе, а после попал в город, где и был арестован.
Его тюремное заключение за совершенное тяжкое преступление продлилось 4 года, в течение которых решался вопрос об избрании меры пресечения, так как индийцу грозила высшая мера. Спасло его то, что сын почившего бедуина устыдился поступка отца и отказался от своих притязаний.
Индийца освободили, сын погибшего дал ему денег в качестве извинения за поступок отца, и мужчина был депортирован на родину.
Именно эта трагическая история легла в основу фильма "Goat life" ("Жизнь козы"), созданного усилиями индийской и американской кинокомпаний, срежессированная по роману-бестселлеру 2008 года "Адудживитхам" Беньямина.
Фильм рассказывает о мытарствах индийца Наджиба в плену у саудовского бедуина, о том, как он случайно в пустыне встретил своего приятеля, с которым они вместе приехали на заработки и вместе были обращены в рабство, только в разных бедуинских кланах. А приятель случайно нашел еще одного такого же раба, только африканского происхождения, который настолько долго находился в таком положении и при тяжелой работе, что неплохо изучил пустыню и вызвался помочь двум друзьям вырваться из лап бедуинов и попасть в город.
Именно в это длинное путешествие по пустыне Наджиб сначала теряет своего друга, который принял мираж в пустыне за чистую монету, и наелся песка, полагая, что пьет воду. В это же путешествие его оставил и провожатый, полагая, что Наджиб не дойдет до конца пути с сильно поврежденной ногой.
В фильме также показано, как Наджиб, добравшийся с таким трудом и усилиями до пустынного шоссе, еще почти сутки тщетно пытался остановить хоть один из проходящих грузовиков, но никто его не брал, несмотря на его сильно уставший и покалеченный вид.
Лишь водитель частного автомобиля проявил к Наджибу сострадание, довезя его до города, но и он своего неожиданного попутчика оставил просто на улице, не оказав больше никакого содействия. И лишь спустя несколько часов страдалец попал в тюрьму, где его отмыли, постригли и дали связаться с родными в Индии.
В фильме опущен момент расправы Наджиба с пленившим его бедуином, поэтому нить причины, по которой он оказался в тюрьме теряется, однако сам смысл фильма и его посыл предельно ясен - рабство в современной Саудовской Аравии, жестокость бедуинов и черствость обычных людей, которые, глядя на страдание несчастного худого, оборванного и грязного человека посреди безлюдной пустыни, не поспешили ему на помощь.
Так как в сюжет фильма легла реальная и известная история, Саудовская Аравия не смогла отрицать подтвержденные факты и начать судебную тяжбу с индийской и американской кинокомпаниями, зато обрушилась с претензиями на Иорданию и Алжир, предоставивших свои территории для съемок фильма. Теперь международный дипломатический скандал тлеет, угрожая перейти в более активную фазу, так как в КСА считают, что этот фильм перечеркивает все усилия страны по созданию хорошего имиджа в глазах иностранцев.
Фильм я посмотрела, хотя и пока он не переведен на русский язык, а мне и вовсе пришлось смотреть его версию с арабским переводом. Фильм очень тяжелый для восприятия эмоционального, заставляет сопереживать главному герою, который сохранил рассудок и жизнь только ради своей жены, оставшейся в Индии и маленького сына. Да и саудовцы в этом фильме изображены просто монстрами, которые не только угоняют людей в рабство, но и жестоко с ними обращаются.
Человек совершенно не знакомый с современной Саудовской Аравией явно может впечатлиться этим фильмом и думать об этой стране исключительно в негативном ключе, поэтому претензии КСА мне понятны. Однако те, кто хорошо знает историю этого современного государства, и раньше не питали в отношении его иллюзий, ибо отмыться от такой истории просто невозможно, сколько не используй "белизны".
Порекомендую ли я этот фильм к просмотру своим читателям? Пожалуй, что да, ибо я на своем канале делала вам уже краткую выжимку по истории становления современного Королевства Саудовская Аравия и мои читатели вряд ли будут искренне шокированы тем видеорядом, который создали индийцы и американцы совместными усилиями.
Ну, а за развитием скандала между КСА, Иорданией и Алжиром будем следить, вряд ли КСА оставит подобное "небратство" без ответа. Если учесть тот факт, что КСА и сама начала активно продюссировать фильмы, то, думаю, вполне можно ждать в ближайшее временя кино про то, как, к примеру, король Иордании Абдалла I предал своего отца ради трона, или о том, как он захватил Западный берег реки Иордан с Иерусалимом, чтобы получить в свое распоряжение вторую по значимости мусульманскую святыню - мечеть Аль-Аксу.
Да и Алжиру, полагаю, достанется за их прошлые прегрешения, которые у них имеются тоже с избытком. Так что подождем, КСА нынче славится своей внезапностью, так что интрига сохраняется)))
А вы бы стали смотреть подобный фильм, мои уважаемые читатели? Как бы отнеслись после такого к Саудовской Аравии? Расскажите в комментариях)))