Найти тему
Красный Лотос

Как одним фильмом свести на нет все усилия по созданию идеального имиджа страны?

Картинка из общего доступа для иллюстрации
Картинка из общего доступа для иллюстрации

Между Иорданией и Саудовской Аравией наметился скандальчик по части творчества и "ламповых историй". Дело в том, что именно Иордания предоставила свой Вади Рам для съемок любопытного фильма о нравах, творившихся в Саудовской Аравии в 90-е годы, из-за чего сильно бомбануло в самой Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия всегда имела одну трудно преодолимую проблему - было крайне мало желающих работать на месторождениях нефти компании Арамко, так как эти месторождения почти все расположены в безлюдных частях пустыни, от чего сотрудники компании медленно или быстро сходили с ума и, не доработав до конца контракта, просились на "большую землю", наплевав на большую зарплату и внушительный соцпакет.

Поэтому страна и ее главная компания пристроились набирать сотрудников из бедных стран, которые делали над собой усилие ради хорошей зарплаты. В основном, такие работники были из Индии, приезжали они в КСА по рабочему контракту и пытались перебороть свое желание уехать обратно мыслями о сколачивании приличного по меркам Индии капитала на дальнейшую жизнь.

Одновременно с этим ряд бедуинов КСА пользовались тем, что компания Арамко не всегда оперативно присылала транспорт за новенькими работниками в аэропорт, и перехватывала их, чтобы отобрать документы и вещи и заставить их бесплатно (только за еду) пасти в пустыне овец и коз.

Одна из таких историй стала известна на весь мир, когда в 1992 году на просторах КСА сгинул один из граждан Индии, приехавший наниматься по контракту в компанию Арамко. Его как раз перехватил в аэропорте один из бедуинов, отвез в пустыню, порвал его паспорт, применял к нему насилие и в итоге, сломив волю, принудил выполнять бесплатную работу в течение 5 лет.

Прожив в трудных условиях рабства, индиец в конечном итоге расправился со своим мучителям и бросился бежать, не разбирая дороги. 3 дня он бродил по безлюдной пустыне, пока не вышел к шоссе, а после попал в город, где и был арестован.

Его тюремное заключение за совершенное тяжкое преступление продлилось 4 года, в течение которых решался вопрос об избрании меры пресечения, так как индийцу грозила высшая мера. Спасло его то, что сын почившего бедуина устыдился поступка отца и отказался от своих притязаний.

Индийца освободили, сын погибшего дал ему денег в качестве извинения за поступок отца, и мужчина был депортирован на родину.

Именно эта трагическая история легла в основу фильма "Goat life" ("Жизнь козы"), созданного усилиями индийской и американской кинокомпаний, срежессированная по роману-бестселлеру 2008 года "Адудживитхам" Беньямина.

Фильм рассказывает о мытарствах индийца Наджиба в плену у саудовского бедуина, о том, как он случайно в пустыне встретил своего приятеля, с которым они вместе приехали на заработки и вместе были обращены в рабство, только в разных бедуинских кланах. А приятель случайно нашел еще одного такого же раба, только африканского происхождения, который настолько долго находился в таком положении и при тяжелой работе, что неплохо изучил пустыню и вызвался помочь двум друзьям вырваться из лап бедуинов и попасть в город.

Именно в это длинное путешествие по пустыне Наджиб сначала теряет своего друга, который принял мираж в пустыне за чистую монету, и наелся песка, полагая, что пьет воду. В это же путешествие его оставил и провожатый, полагая, что Наджиб не дойдет до конца пути с сильно поврежденной ногой.

В фильме также показано, как Наджиб, добравшийся с таким трудом и усилиями до пустынного шоссе, еще почти сутки тщетно пытался остановить хоть один из проходящих грузовиков, но никто его не брал, несмотря на его сильно уставший и покалеченный вид.

Лишь водитель частного автомобиля проявил к Наджибу сострадание, довезя его до города, но и он своего неожиданного попутчика оставил просто на улице, не оказав больше никакого содействия. И лишь спустя несколько часов страдалец попал в тюрьму, где его отмыли, постригли и дали связаться с родными в Индии.

В фильме опущен момент расправы Наджиба с пленившим его бедуином, поэтому нить причины, по которой он оказался в тюрьме теряется, однако сам смысл фильма и его посыл предельно ясен - рабство в современной Саудовской Аравии, жестокость бедуинов и черствость обычных людей, которые, глядя на страдание несчастного худого, оборванного и грязного человека посреди безлюдной пустыни, не поспешили ему на помощь.

Так как в сюжет фильма легла реальная и известная история, Саудовская Аравия не смогла отрицать подтвержденные факты и начать судебную тяжбу с индийской и американской кинокомпаниями, зато обрушилась с претензиями на Иорданию и Алжир, предоставивших свои территории для съемок фильма. Теперь международный дипломатический скандал тлеет, угрожая перейти в более активную фазу, так как в КСА считают, что этот фильм перечеркивает все усилия страны по созданию хорошего имиджа в глазах иностранцев.

Фильм я посмотрела, хотя и пока он не переведен на русский язык, а мне и вовсе пришлось смотреть его версию с арабским переводом. Фильм очень тяжелый для восприятия эмоционального, заставляет сопереживать главному герою, который сохранил рассудок и жизнь только ради своей жены, оставшейся в Индии и маленького сына. Да и саудовцы в этом фильме изображены просто монстрами, которые не только угоняют людей в рабство, но и жестоко с ними обращаются.

Человек совершенно не знакомый с современной Саудовской Аравией явно может впечатлиться этим фильмом и думать об этой стране исключительно в негативном ключе, поэтому претензии КСА мне понятны. Однако те, кто хорошо знает историю этого современного государства, и раньше не питали в отношении его иллюзий, ибо отмыться от такой истории просто невозможно, сколько не используй "белизны".

Порекомендую ли я этот фильм к просмотру своим читателям? Пожалуй, что да, ибо я на своем канале делала вам уже краткую выжимку по истории становления современного Королевства Саудовская Аравия и мои читатели вряд ли будут искренне шокированы тем видеорядом, который создали индийцы и американцы совместными усилиями.

Ну, а за развитием скандала между КСА, Иорданией и Алжиром будем следить, вряд ли КСА оставит подобное "небратство" без ответа. Если учесть тот факт, что КСА и сама начала активно продюссировать фильмы, то, думаю, вполне можно ждать в ближайшее временя кино про то, как, к примеру, король Иордании Абдалла I предал своего отца ради трона, или о том, как он захватил Западный берег реки Иордан с Иерусалимом, чтобы получить в свое распоряжение вторую по значимости мусульманскую святыню - мечеть Аль-Аксу.

Да и Алжиру, полагаю, достанется за их прошлые прегрешения, которые у них имеются тоже с избытком. Так что подождем, КСА нынче славится своей внезапностью, так что интрига сохраняется)))

А вы бы стали смотреть подобный фильм, мои уважаемые читатели? Как бы отнеслись после такого к Саудовской Аравии? Расскажите в комментариях)))