Найти в Дзене
Простое кино

После прочтения сжечь: любительские ошибки в киносценариях.

Неважно, как человек создает историю: пишет ли он сначала каркас или придумывает детали. От ошибок никто не застрахован. Начитанность или насмотренность могут, как помочь, так и навредить. И загубить даже самый интересный сюжет. Давайте разберем сегодня основные ошибки в сценариях.

кадр из фильма "После прочтения сжечь"
кадр из фильма "После прочтения сжечь"

Лишние описания. Если вы не Лев Толстой, то не стоит наполнять сценарий лишними деталями и описаниями интерьера/экстерьера. Если предмет не выполняет двигательную сценарную функцию, то не следует его добавлять. Помните, если в первой сцене ружье висит на стене, то в последних оно должно выстрелить. И убирайте описательные пояснения: "Маша, которая...". Не стоит недооценивать читателя. Если история правильно построена, то он все поймет. Лучше вообще ввести запрет на слова: "Который/которая". Это лишнее. Краткость - сестра таланта.

Скучная история. Если в вашем сюжете нет драматизма, конфликта или неожиданных поворотов, то и фильм получится тусклым, неинтересным и мертвым. Проверяйте историю на практике. Попробуйте кому-нибудь рассказать и следите за эмоциями слушателя. Если не зацепило, значит, историю нужно переработать.

кадр из фильма "Древо жизни"
кадр из фильма "Древо жизни"

Эмоциональный перегруз. Драма не должна состоять из одних слез, а комедия из шуток. Соблюдайте баланс. Щедро приправляйте грустную историю веселыми моментами, а комедию драмой.

"Очень страшное кино"
"Очень страшное кино"

Плоский герой. Ранее мы писали, что герою нужна своя история. В ней он существует до событий и после. Каждый человек обладает и хорошими, и плохими чертами характера. Это поможет сценаристу прописывать реакции героя на то или иное событие. Неважно: злодей или герой, у него должна быть логичная мотивация, ради чего он совершает поступки.

Он может чего-то бояться и это изрядно портит ему жизнь. Это поможет добавлять интересные комичные или трагичные детали, чтобы раскрывать персонажей с разных сторон. Например, Бэтмен может бояться кошек. Это добавило бы вашей истории несколько шуток. Или злодей, который испытывает сочувствие к бродячим собакам. Это помогло бы раскрыть злодея с другой стороны.

кадр из фильма "Бэтмен"
кадр из фильма "Бэтмен"

Непроработанность сцен. После того, как написали сцену, спросите себя: "А могу ли я ее улучшить?". Если ответ "да", значит, ее следует доработать. Профессионализм подразумевает старания и педантизм. Лучше тщательно пройтись по каждой фразе и понять, как это будет в кино. Так проще увидеть ошибки или недочеты.

Сноски, титры и пояснения. Если в фильме нужны пояснения, сноски, комментарии или титры, значит, сценарий хуже некуда. Как в фильме "Союз спасения" 2019 года. Там титров больше, чем картинки. При том, что сцены затянуты и персонажи размылены. Это, конечно, исключительный случай, где плохо примерно все. И так лучше не делать.

кадр из фильма "Союз спасения"
кадр из фильма "Союз спасения"

Клише. Круто обыгрывать клише можно (как это делает Тарантино), но просто использовать их в своих сценариях не стоит. Если ваш фильм начинается также, как это было в десятках других картин, то это грустно. Если вы видели такую же сцену или такого же персонажа в других фильма - переработайте. Не надо копировать, это может сильно навредить вашей истории.

кадр из фильма "Восемь с половиной"
кадр из фильма "Восемь с половиной"
кадр из фильма "Криминальное чтиво"
кадр из фильма "Криминальное чтиво"

А какие ошибки в сценариях замечали вы? Что больше всего запомнилось?

Отсутствие драмы и внутреннего конфликта. У героя должна быть цель и препятствия на пути к ней. Если ему все достается легко, то наблюдать за ним будет не столько интересно. Еще лучше, если добавить ему внутренний конфликт. Он должен бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой.

кадр из фильма "V" значит Вендетта"
кадр из фильма "V" значит Вендетта"

Медленное начало, затянутые сцены. Условно. У вас есть 40 секунд, чтобы заинтересовать зрителя. Если вы будете растягивать начало, медленно погружая зрителя в событие, то он не выдержит и включит другой фильм. То же самое в сценарии. Чем быстрее начнется повествование истории, тем лучше. Знакомить читателя-зрителя с персонажами и местом событий можно в процессе. Не нужно утомлять их этим в самом начале.

кадр из фильма "Трудно быть Богом"
кадр из фильма "Трудно быть Богом"

Диалоги "в лоб". Если диалоги не соответствуют разговорному жанру, если они повествуют происходящее "в лоб" и раскрывают всю интригу, то лучше их совсем убирать. В лучшем случае они будут смотреться смешно и нелепо, в худшем убьют весь интерес. Ну или могут стать мемом, как диалог в сериале "Яблоневый сад": "— Она отказала мне! Сказала, что любит тебя, думая, что любит тебя! — Да она не может любить меня! — Да я люблю тебя!". Кстати, большинство двигателей истории строятся на том, что герои постоянно что-то скрывают друг от друга и не могут прямо обсудить то, что их волнует.

кадр из сериала "Яблоневый сад"
кадр из сериала "Яблоневый сад"

Диалоги вместо картинки. Помните, если вы пишите киносценарий, то вместо ненужных диалогов оставляйте визуальное повествование. Если что-то можно показать, а не рассказать, то делайте выбор в пользу картинки. Меньше слов, больше художественных образов. Человеку не обязательно говорить о своей профессии, это можно показать. Если он доктор, то у него дома может висеть белый халат. Если он увлекается книгами, то его можно показать в библиотеке и так далее. Наблюдать за говорящими головами не так интересно.

кадр из фильма "Остров проклятых"
кадр из фильма "Остров проклятых"

На этом пока все. Продолжим разбирать сценарные ошибки в следующих статьях. А пока можно подискутировать: какие ошибки вы замечали?