Неважно, как человек создает историю: пишет ли он сначала каркас или придумывает детали. От ошибок никто не застрахован. Начитанность или насмотренность могут, как помочь, так и навредить. И загубить даже самый интересный сюжет. Давайте разберем сегодня основные ошибки в сценариях.
Лишние описания. Если вы не Лев Толстой, то не стоит наполнять сценарий лишними деталями и описаниями интерьера/экстерьера. Если предмет не выполняет двигательную сценарную функцию, то не следует его добавлять. Помните, если в первой сцене ружье висит на стене, то в последних оно должно выстрелить. И убирайте описательные пояснения: "Маша, которая...". Не стоит недооценивать читателя. Если история правильно построена, то он все поймет. Лучше вообще ввести запрет на слова: "Который/которая". Это лишнее. Краткость - сестра таланта.
Скучная история. Если в вашем сюжете нет драматизма, конфликта или неожиданных поворотов, то и фильм получится тусклым, неинтересным и мертвым. Проверяйте историю на практике. Попробуйте кому-нибудь рассказать и следите за эмоциями слушателя. Если не зацепило, значит, историю нужно переработать.
Эмоциональный перегруз. Драма не должна состоять из одних слез, а комедия из шуток. Соблюдайте баланс. Щедро приправляйте грустную историю веселыми моментами, а комедию драмой.
Плоский герой. Ранее мы писали, что герою нужна своя история. В ней он существует до событий и после. Каждый человек обладает и хорошими, и плохими чертами характера. Это поможет сценаристу прописывать реакции героя на то или иное событие. Неважно: злодей или герой, у него должна быть логичная мотивация, ради чего он совершает поступки.
Он может чего-то бояться и это изрядно портит ему жизнь. Это поможет добавлять интересные комичные или трагичные детали, чтобы раскрывать персонажей с разных сторон. Например, Бэтмен может бояться кошек. Это добавило бы вашей истории несколько шуток. Или злодей, который испытывает сочувствие к бродячим собакам. Это помогло бы раскрыть злодея с другой стороны.
Непроработанность сцен. После того, как написали сцену, спросите себя: "А могу ли я ее улучшить?". Если ответ "да", значит, ее следует доработать. Профессионализм подразумевает старания и педантизм. Лучше тщательно пройтись по каждой фразе и понять, как это будет в кино. Так проще увидеть ошибки или недочеты.
Сноски, титры и пояснения. Если в фильме нужны пояснения, сноски, комментарии или титры, значит, сценарий хуже некуда. Как в фильме "Союз спасения" 2019 года. Там титров больше, чем картинки. При том, что сцены затянуты и персонажи размылены. Это, конечно, исключительный случай, где плохо примерно все. И так лучше не делать.
Клише. Круто обыгрывать клише можно (как это делает Тарантино), но просто использовать их в своих сценариях не стоит. Если ваш фильм начинается также, как это было в десятках других картин, то это грустно. Если вы видели такую же сцену или такого же персонажа в других фильма - переработайте. Не надо копировать, это может сильно навредить вашей истории.
А какие ошибки в сценариях замечали вы? Что больше всего запомнилось?
Отсутствие драмы и внутреннего конфликта. У героя должна быть цель и препятствия на пути к ней. Если ему все достается легко, то наблюдать за ним будет не столько интересно. Еще лучше, если добавить ему внутренний конфликт. Он должен бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой.
Медленное начало, затянутые сцены. Условно. У вас есть 40 секунд, чтобы заинтересовать зрителя. Если вы будете растягивать начало, медленно погружая зрителя в событие, то он не выдержит и включит другой фильм. То же самое в сценарии. Чем быстрее начнется повествование истории, тем лучше. Знакомить читателя-зрителя с персонажами и местом событий можно в процессе. Не нужно утомлять их этим в самом начале.
Диалоги "в лоб". Если диалоги не соответствуют разговорному жанру, если они повествуют происходящее "в лоб" и раскрывают всю интригу, то лучше их совсем убирать. В лучшем случае они будут смотреться смешно и нелепо, в худшем убьют весь интерес. Ну или могут стать мемом, как диалог в сериале "Яблоневый сад": "— Она отказала мне! Сказала, что любит тебя, думая, что любит тебя! — Да она не может любить меня! — Да я люблю тебя!". Кстати, большинство двигателей истории строятся на том, что герои постоянно что-то скрывают друг от друга и не могут прямо обсудить то, что их волнует.
Диалоги вместо картинки. Помните, если вы пишите киносценарий, то вместо ненужных диалогов оставляйте визуальное повествование. Если что-то можно показать, а не рассказать, то делайте выбор в пользу картинки. Меньше слов, больше художественных образов. Человеку не обязательно говорить о своей профессии, это можно показать. Если он доктор, то у него дома может висеть белый халат. Если он увлекается книгами, то его можно показать в библиотеке и так далее. Наблюдать за говорящими головами не так интересно.
На этом пока все. Продолжим разбирать сценарные ошибки в следующих статьях. А пока можно подискутировать: какие ошибки вы замечали?