Найти тему
Алина Науменко

Телеканал "Россия" - ведь можешь когда хочешь!

Всем привет! Что-то я заболела. А чем заниматься на больничном? Только читать и кино смотреть.

Не знаю, с чего вдруг, но мне вспомнился сериал «Институт благородных девиц» и его продолжение – «Тайны института благородных девиц».

Эти сериалы транслировались на телеканале «Россия». Первый сезон – в 2010 – 2011, второй – в 2013 ом. Затем вышел мини-сериал «Петля времени» с теми же декорациями и теми же актерами – а чего хорошим декорациям пропадать? Его можно считать некоторым ответвлением внутри сериала.

Сериал подается зрителям как «авантюрный телероман». Легкое «мыло», которое ни на что большее не претендует, чем просто вас развлечь. И даже название простое, без тени пафоса (сравните с «Цвет спелой вишни», «Роковая любовь» и прочими сериалами с того же телеканала).

Но я уже в обзоре на «Анжелику» писала, что даже такое можно сделать талантливо. Кстати, я бы добавила в список тех, кто дал больше, чем от них можно было ожидать, сериал «Отчаянные домохозяйки». Он даже в заглавии сообщает, что предназначен для домохозяек – однако первые сезоны могут порадовать психологизмом и прекрасно прописанными персонажами (особенно основной четверкой).

Зритель не идиот. И если создатели вкладывают в свой проект хоть каплю души и относятся к зрителям с уважением – это всегда дает дополнительные очки, за что мы готовы простить многое.

А «прощать» «Институту благородных девиц» все-таки придется.

Итак, сериал «Институт благородных девиц».

Действие, как и следует из названия, происходит в девятнадцатом веке. Примерно 1870 ые годы. Крепостного права УЖЕ нет, революции ЕЩЕ нет. Хотя звоночки в сериале будут – и хочется поблагодарить создателей за связанные с ними сцены.

Основное действие происходит в Смольном институте благородных девиц. Если не считать нескольких других локаций и улицы, сделанной просто, но со вкусом.

Что касается института, то что-то мне подсказывает, что создатели вдохновлялись в том числе и повестями Лидии Чарской. Например, «Записки институтки».

Хотя сама Чарская, наверное, была бы в шоке, если бы увидела, как закрытое учебное заведение в сериале превратили в проходной двор. В институтской церкви крестят детей высокопоставленных особ. Да, они попечители института, но неужели такие высокопоставленные лица не могут найти церковь для крещения своих детей? Общение институток с учительницами тоже выглядит довольно свободным для тех лет и больше подходит нашему времени, чем середине девятнадцатого века.

Некоторые отмечают в качестве минуса принятие в институт турецкой принцессы Мириам – мусульманки. Одного из центральных персонажей первого сезона. И дело не в самой героине – очаровательной, скромной девушке, а в самом факте ее пребывания в институте благородных девиц. Могли бы ее родственники отдать мусульманскую принцессу в русское учебное заведение? Ведь помимо всего прочего мусульманские законы предполагают большое количество ограничений – в том числе, пищевых.

-2

Мне это слишком большой проблемой не показалось. Я понимаю посыл, который хотели донести создатели через Мириам – и связанного с ней имама. Эдакий образ «дружбы народов». Русский священник и мусульманский имам мирно пьют чай и обсуждают особенности своей религии. Мусульманская принцесса живет в одном дортуаре (то есть спальне) с русскими девушками и никаких конфликтов на национальной и религиозной почве у них не возникает. Идиллия!

Кстати, насчет мусульманок (и вообще иноверцев). Таковые действительно могли учиться в русских учебных заведениях. Княжну Нину Джаваха из тех же «Записок институтки» вначале принимают за мусульманку – на что она очень обижается. То есть чисто теоретически такое могло произойти. Но, конечно, выглядело это не так идеально, как в сериале, когда на происхождении и национальности Мириам не делается никакого акцента. Впрочем, возможно, это связано с тем, что главные героини все-таки выпускницы, а не одиннадцатилетние дурочки.

На месте создателей я, конечно, сделала бы Мириам татаркой, но я также понимаю, почему именно турчанка – чтобы возникло меньше параллелей с реальностью.

Сюжет

Я уже упомянула повести Лидии Чарской.

Однако если в «институтских» повестях конфликты строятся на обычных бытовых проблемах девочек – учеба, поссорилась с подругой, одна пошалила, другая наябедничала, то в современных сериалах это уже «не прокатывает». Поэтому – смертельные опасности, похищения, заговоры государственного масштаба. Сидя в своем закрытом учебном заведении, барышни много узнают о политике. В частности, узнают и о революционерах.

Отдельный комплимент создателям – они пытались поднять серьезные темы. Классовое неравенство, революционеры, религиозный конфликт, немного феминизма. Но развивать эти темы не стали. Не захотели или им злые продюсеры ударили по рукам – дескать, мы тут «авантюрный телероман» снимаем, а не историческую драму. Не надо нам тут философию разводить…

В сериале нашлось место революционерам – особенно в первом сезоне. Однако революционер Лев Полозецкий – это далеко не идеалист, мечтающий о «светлом будущем». Он психопат, жестокий эгоист и манипулятор. И его истинные желания куда банальнее – деньги.

Вот здесь мне стало немного обидно. Что мешало показать и революционеров-идеалистов, и революционеров, которые идут в это осознанно?

Однако для этого нужно было бы негативно показать тех самых дворян. Но дворяне здесь по большей части положительные герои – такие, как, например, граф Воронцов или генерал Меньшиков. Поэтому желающие их уничтожить революционеры – это либо психопаты, как Полозецкий, либо озлобленные на весь мир, такие как Саша Соколов – внебрачный сын начальницы института, которого она годами выдавала за своего племянника. Согласитесь, неплохая почва для озлобления еще до встречи с Полозецким.

В сериале есть потрясающие сцены, которые я помню даже спустя десять лет после окончания сериала. Две из них связаны с Аней Кулаковой – сестрой погибшей Вари Кулаковой. Ну как сестрой…Мы все любим этот прием. «Брат или сестра, которые были всегда, просто мы о них не говорили». Однако за эти две сцены – монолог в полиции и разговор с самой собой, я готова простить ей даже персонажа, взявшегося из ниоткуда.

В общем, сериал неплох. Некоторые персонажи и отдельные сцены врезаются в память. Я до сих пор помню и Асю Черневскую, и Софью Горчакову, и Мириам. И, в особенности, Варвару Кулакову, за чьей судьбой я следила с особенным вниманием. Да и ее романс «Исповедуй меня, батюшка» до сих пор иногда переслушиваю.

Да, в сериале есть песни. Очень мягкие и нежные – под стать образу института благородных девиц.

Сам образ института хоть и не соответствует на 100 % реальности, но вполне достойный.

В общем, мой диагноз – смотрибельно.