Оскароносный "Форрест Гамп" - это сплав мощной драматургии, компьютерной графики и режиссерских находок. Фильм сразу покорил и придирчивых кинокритиков , и зрителей, хотя изначально многие предрекали ему провал.
Это яркий пример успешного кинопроекта: при бюджете в 55 миллионов долларов фильм собрал 678 миллионов! Между тем никаких предпосылок для триумфа не было: в основу ленты лег довольно заурядный роман Уинстона Грума.От его экранизации ранее отказалась студия Warner Brothers, а Paramount Pictures хоть и выкупила права, не очень-то верила, что "Форрест..." заинтересует публику.
Но, несмотря на неблагоприятные прогнозы, за постановку взялся смелый режиссер Роберт Земекис. К тому времени он уже снял свои знаменитые ленты "Роман с камнем". "Назад в будущее" и чувствовал, что справится с новым непростым вызовом.
Сложно представить иного Форреста Гампа, кроме как в исполнении Тома Хэнкса. Однако эту роль вначале предлагали Шону Пенну, Джону Траволте, Чеви Чейзу и Биллу Мюррею. Автор романа и вовсе настаивал на Джоне Гудмане. Но все актеры от съемок отказались: кто-то был задействован в других проектах, а кого-то странноватый персонаж не впечатлил.
Хэнкс согласился перевоплотиться в Форреста уже через полтора часа после чтения сценария. Впрочем, и в нем скепсиса было немало. "Привет, Боб, у меня к тебе вопрос. Кому-нибудь будет интересен этот фильм?"- первым делом уточнил актер у Земекиса. "Этот парень сидит на какой-то штуке в этих дурацких туфлях, с чемоданом, полным книг о "Любопытном Джордже" и тому подобное",- Хэнкс был безжалостен к сценарию, и все же что-то его зацепило. Работу над фильмом позже актер сравнивал с прогулкой по минному полю, и "прогулялся" он со вкусом.
Интересно, что от фиксированного гонорара актер отказался в пользу процента от прибыли: рискованный шаг, учитывая, что картина запросто могла провалиться в прокате. Но в итоге получил более 40 ( а по другим источникам -60) миллионов долларов.
Траволта и Пенн кусали локти от того, что недооценили потенциал "Форреста Гампа". О том, что отказалась от роли Дженни, жалели и Деми Мур с Николь Кидман -ее сыграла Робин Райт.
На площадке она выкладывалась полностью, не жалея себя. К примеру, во время съемок сцены, где ее героиня поет обнаженная в баре, Робин была больна гриппом: высокая температура, ломило все тело. Работа над эпизодом продолжалась трое суток, и все это время Робин оставалась практически голой - но стойко терпела.
Вот так, благодаря смелости режиссера, харизме и самоотдаче актеров, потенциальная картина-аутсайдер стала кинохитом.
Сам роман был написан в 1986 году, а фильм снимали позже - с августа по декабрь 1993-го. Сценарист Эрик Рот не следовал каждой букве, а представил свою версию событий. "Мы перевернули две сюжетные линии романа,сделав главной любовь, а фантастические приключения оставив на втором плане. Кроме того, книга была циничнее и холоднее, чем фильм",- вспоминал Роберт Земекис. Их с Ротом герой, который по книге "и швец, и жнец, и на дуде игрец" , не был астронавтом, шахматистом, математиком и профессиональным рестлером, зато несколько раз пробегал через всю Америку и с детства носил железные скобы на ногах. Его основные умения - пинг-понг и американский футбол.
Литературный Гамп детской непосредственностью не отличался: баловался наркотиками, был не чужд эротических утех. И цинизм в его характере тоже присутствовал. "Жизнь идиота -это вам не коробка шоколадных конфет",-говорит Форрест в романе. А вот такой смягченный философский вариант звучит в фильме:"Жизнь- как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется". Совсем другой смысл! И таких различий в сюжете и характере других персонажей множество.
"Я понимал, что это необычная история, фильм...требует тонкого подхода. И если мы не нащупаем правильный баланс, у нас будет комедия про идиота",- говорил Кен Ралстон, ответственный за спецэффекты. К счастью, нужный трагикомический баланс был найден. "Форрест Гамп" взял сразу шесть "Оскаров", в том числе за "Лучшие визуальные эффекты".
Земекис всегда был склонен к эпическому размаху, даже если бюджет поджимал.К примеру, режиссер не смог заполучить целый рой вертолетов - в его распоряжении были всего две машины. Поэтому их снимали с разных ракурсов, потом комбинировали. Тот же фокус проделали с толпой на антивоенном митинге. В сцене принимало участие 1500 статистов, остальную массовку нарисовали на компьютере.
Самолеты, сбрасывающие напалм, взлетающие с поля птицы -тоже продукт мультимедиа. И даже мячик от пинг-понга нарисован на компьютере. Том Хэнкс, в отличие от своего персонажа, в этом виде спорта не силен, он орудовал ракеткой только для вида.
Сцену с ураганом, вопреки обычной практике, снимали не в павильоне, а на натуре ночью:рыболовецкое судно вручную раскачивали и заливали из водяных пушек. Сильный ветер имитировали с помощью реактивной турбины.
Архивные кадры, на которых Форрест встречается с реальными историческими лицами,- еще одна придумка команды Земекиса. Из видео с "битлом" Джоном Ленноном ( это реальное шоу Дика Каветта от 11 сентября 1971 года) удалили супругу Йоко Оно и "посадили" вместо нее Тома Хэнкса. В случае с Кеннеди было еще сложнее: сначала отсняли интерьеры Овального кабинета, затем отреставрировали кадры с президентом, перенеся его в современные декорации, и уже потом сняли Хэнкса, который подстраивался под движения американского лидера.
В сценах, где герой бежит, звучит лиричная композиция "Run Forrest Run" ("Беги, Форрест, беги").Эту теплую и душевную музыку написал известный композитор Алан Сильвестри.
Что касается локации, то интерьеры были отсняты в павильонах в Лос-Анджелесе. А вот натурные съемки проходили в Южной Каролине. Там же находился вымышленный город Гринбоу, школа Форреста Гампа, а также Вьетнам.
И все же, несмотря на ювелирную работу всех членов съемочной группы, в картине есть и ляпы.
Так, в 1974 году, когда Дженни балуется наркотиками под музыку группы KC$the Sunshine Band, эта группа еще не выпустила свой хит Get down tonight. В 1976 году на факеле статуи Свободы не было золота - оно появилось только в 1986-м.
Придирчивый и внимательный зритель мог заметить, что в одной и той же сцене галстуки у Джона Кеннеди разные: киношники просто не нашли в архивах подходящие кадры, датированные одним числом.
Еще один ляп - свежевыловленные креветки, которых Форрест ссыпает в лодку , уже без головы, как на витрине супермаркетов. Но все эти мелкие погрешности, конечно, никак не повлияли на успех картины.
«Понравилась статья? Ставьте лайк».