Наверняка у многих из вас есть воспоминания о бабушкиных и дедушкиных квартирах, где вместо умных колонок на полках «болгарских стенок», в сервантах и буфетах обязательно стоял красивый камень, внутри которого были кристаллы — жеоды, на стенах висела маленькая картина в стиле флорентийской мозаики, а на большом письменном столе красовался каменный шар, который ни в коем случае нельзя было трогать, чтобы не разбить. Теперь эти предметы искусства нам часто заменяют шкатулками, подставками под карандаши и чашки из эпоксидной смолы. Но сравниться искусственному материалу с красотой и разнообразием природы сложно. Оттого труд художника-камнереза сегодня бесценен.
В колымском посёлке Стекольном есть настоящая достопримечательность — камнерезная мастерская Владимира Гартвика. Художник, геолог, камнерез, продолжатель школы флорентийской и русской мозаики работает здесь с камнями, минералами и горными породами, которые распространены на территории Магаданской области и Чукотки. От красоты и точности работ дух захватывает, а колымчане могут увидеть их своими глазами и даже попробовать поработать с камнем. Но с чего начиналось это увлечение? Как от посещения небольшого клуба камнелюбов, где собирались колымчане различных профессий, появилось целое дело жизни, которое ищет продолжение в юных исследователях? Об этом рассказал в интервью владелец мастерской, камнерез Владимир Гартвик.
Детство Владимира Гартвика прошло на Урале. Из ярких воспоминаний — окружающая природа и прогулки.
«Утром мама ставила бидончик на стол и давала задание набрать полный бидон земляники», — вспоминает Владимир.
А зимой катались на самодельных лыжах, которые прикручивали к валенкам. Изучали пещеры — сталактиты, сталагмиты. Уже тогда начал зарождаться интерес к камню.
Учился Владимир в Тюменском индустриальном институте по специальности «Горный инженер-гидрогеолог».
«Я любил рассматривать шлифы в микроскоп. На старших курсах готовился к дипломной работе по специальности. Первые практики были на Южном и Среднем Урале. Средний Урал я хорошо уже знал по учёбе. Когда ездил через Екатеринбург, то всегда заходил в магазин „Аметист“, пока ждал поезда. Начал покупать интересные образцы. У меня даже маленькая коллекция начинала формироваться. В общежитии некуда было поставить, но всё равно место нашёл и выставлял их», — рассказывает камнерез.
После учёбы ждало распределение, пора было думать о будущей карьере — куда идти работать. Из перспектив был — «Тюмень-нефтегаз», где довелось пройти практику. Потом была вторая практика — Красноярский край, Кавказ. На четвёртом курсе задумался, куда дальше.
«Мне тогда пришло письмо от двух товарищей, которые удачно распределились — Коли Бизина и Паши Нестеренко — получили должности в ТИСИЗе (трест инженерно-строительных изысканий). Они прислали фотографию с подписью: „Мы в Магадане!“. Паша мне написал, что приехать в Магадан можно только по приглашению. Сделали все бумаги, я был готов. Пятый курс пролетел незаметно, всё было решено. 20 сентября 1980-го я летел в Ил-18 в Магадан», — говорит Владимир.
В клуб любителей камней попал на Колыме по приглашению друга. Как отмечает Владимир, на то время камнелюбительство было очень развито в Магадане. Всем хотелось среди книг поставить агат, жеоду. Образовался целый клуб, где собирались колымчане, общались, распиливали камень, шлифовали и полировали. Товарищ Владимира Гарвика тогда работал в ТИСИЗе в камнерезке, где нужно было вырезать кубики, чтобы изучить физико-механические свойства пород, которые извлекали из скважин. Он и пригласил камнереза в клуб.
Под эти цели выделили подвал в здании на Горького 19 А, куда приглашали всех любителей. А работал клуб под кураторством Краеведческого музея.
«Там собирались люди разных специальностей: дальнобойщики, сантехники. Все болели любопытством. В основном распиливали камень, шлифовали, полировали. В гости ходили посмотреть новые срезы. Все камнерезные станки для работы были созданы на магаданских заводах. Мои станки были сделаны ребятами из экспериментального цеха, который был в районе старого марчеканского кладбища. Ребята — тоже увлечённые разрезанием, шлифовкой, полировкой камня. В свободное время ты всегда в клуб бежишь. И там видишь, что новенького, кто что распилил, кто что отшлифовал, кто отполировал. Идёт общение. Люди разные. Мы в конце года сдавали в музей по 10 образцов. Комиссия из наших работ выбирала лучшие», — вспоминает Гартвик.
От друга же Владимир узнал об Ольском плато в Магаданской области, а во время поездки на Чукотку познакомился с геологами и выяснил, что там тоже много проявлений агатов. Как поясняет Владимир, каждый геолог в маршруте должен отмечать то необычное, что он увидел. Например, самоцвет интересный, яшму, агат. Таким образом собиралась информация.
В 1982 году единомышленники предложили Владимиру сплавиться по реке Армань, в этой экспедиции обнаружили агаты. А после камнерез сдружился с рационализатором из ТИСИЗа Николаем Ивановичем Серых, с которым начали ходить по маршрутам в поисках камня. Затем появился собственный домашний станочек, на котором камнерез оттачивал мастерство. Увлечение настолько захватило его, что начал делать изделия под заказ, плотнее работать с клубом камнелюбителей и даже попробовал вместе с единомышленниками выставить некоторые из работ в магазине.
«Сделал партию сувениров из агата, пошёл в магазин „Алмаз“, составили договор. Вскоре нас попросили ещё партию сувениров сделать. И мы поняли, что это наше направление. Полетели к ребятам на Чукотку. Они предложили вступить в кооператив. Там три или четыре группы работали с камнем. Уже на тот момент делали столешницы, разные панно, шкатулки, подставки под ручки, настоящее производство. Мы на это посмотрели и тоже решили работать „по-взрослому“, начали делать шкатулки, они были востребованы», — рассказывает Владимир.
Позднее Владимир увлёкся мозаикой, которая давно восхищала его, но к которой сложно было подступиться без необходимого уровня мастерства.
«Все традиции русской мозаики идут с Урала. Когда Демидов открыл малахит, тогда появилась русская мозаика. Людям хотелось напилить пластинки и этот рисунок повторить, как в природе. Вот берёшь, например, ольский камень, начинаешь пилить пластинку одну, вторую, третью, их складываешь, и перед тобой уже ландшафт весенней Чукотки.
На мозаику надо было созреть. Много было ошибок. Камень в мозаике ты сделал, собрал — считал, что это правильно, склеил, а назад уже нельзя. Или разрушать надо, или резать обратно. Ошибки не допускаются. Поэтому я осторожно подходил к мозаике, а сюжет подсказывает сама природа. Например, распиливаю агат и вижу ландшафт чукотский — уже законченная картинка, природа нарисовала мне всё. И если присмотреться, то полупрозрачный халцедон просматривается в глубину, а мамонт, сделанный из окаменелого дерева, начинает выступать. Картинка получается в 3D. Эта полупрозрачность даёт объём», - говорит мастер.
После кропотливой работы над мозаикой Владимир открыл для себя новое направление — шары. Как признаётся камнерез, работа над шарами — символами совершенства — удивляет по сей день и дарит уникальные открытия и сюжеты.
«Природа вложила фантазию в рисунок камня. Всё в твоих руках. Ты видишь, как из заготовки-куба получается правильная сфера. Всё, что природа нарисовала, начинает больше проявляться. В процессе работы делаешь для себя ещё больше открытий: „Вот надо же! Природа именно так нарисовала, природа именно так поступила“. Сам учишься, и практику проходишь. Набираешь опыт, и ты по-новому подходишь к следующему шару, к следующему образцу. Шар из кварца похож на снежок из чистого колымского снега. А если туда халцедон вплетается или агат, то это даёт неповторимое разнообразие. Глазу ещё приятнее это созерцать. Каждый шар получается штучный. Нет двух одинаковых шаров», — говорит камнерез.
Природа — связующая нить, проходящая через всю жизнь и творчество камнереза. Именно в ней он черпает вдохновение, и ей старается окружить себя. Как с самого детства, во времена трудовой юности и сейчас — найдя свой дом в посёлке Стекольном Магаданской области. В этом небольшом посёлке, окружённом колымской природой, Владимир купил дом и перевёз свою коллекцию, открыл мастерскую.
«Помню, сел на крыльце и сам себе сказал: „Ну, вот я и дома“. Всё собрал в одну кучу, под одной крышей. И я успокоился», — говорит Владимир.
А сейчас камнерез помогает юным колымчанам раскрыть для себя прелесть этого мастерства, вдохновиться геологией и по-настоящему проникнуться красотой нашей природы.
«С 2007 по 2019 год состоялось несколько экспедиций на Ольское плато с юными геологами и юными экологами. Им понравилось, и мне понравилось с ними ходить в горы, общаться. Приятно было, что подтянулись юные ребята. В этом всегда есть надежда. С годами ты понимаешь, что желательно бы пару ребят заинтересовать и пустить это дальше в жизнь через них. Вот этим сейчас мы занимаемся. Ребята, которые ходят со мной в маршруты, всегда могут прийти сюда и сделать себе на память камень. Я не думаю, что каждый второй этим вдруг заболеет и будет этим заниматься. Но таким образом зёрнышко я кидаю. Одно, второе, третье. В ком взойдёт — посмотрим. Все наши усилия не напрасны. Не о чем сожалеть, если делать доброе дело. Давайте делать доброе, разумное и вечное», — отмечает Владимир.
Материал создан в партнёрстве с подкастом «Ваши уши»