Время от времени совершаю экспедиции по сакральным местам. Их на просторах нашей необъятной Родины много! Люди находят, или сами создают такие места, а потом эти места формируют людей, становясь местами поклонения – местами силы. Это может быть какой-то культурный объект, например церковь Покрова на Нерли. Это может быть природный объект – например, гора Белуха. В таких местах душа человека светлеет, раскрывается, и небо как бы становится ближе к человеку. Человек воодушевляется и начинает видеть небо и слышать его голос – это, конечно, в переносном смысле, но иногда и в буквальном. Сакральные места соединяют людей, они начинают чувствовать и думать синхронно, это воодушевляет и вдохновляет! Для усиления объединяющего феномена в сакральных местах проводятся ритуалы. Пример – православная литургия в храме у алтаря.
В этот раз моя экспедиция была к озеру Тиберкуль, где община Виссариона (виссарионовцы), создавшего Церковь последнего завета, построили город Солнца. Цель экспедиции – посмотреть на место, которое для нескольких тысяч людей стало сакральным. Это произошло буквально на наших глазах – за последние тридцать лет.
Что я увидел и что почувствовал? Люди, движимые религиозной идеей, построили своим трудом большое поселение – город Солнца (в круге радиусом около километра), воздвигли в нем и за его пределами в гористой тайге культовые сооружения. Они продолжают действовать и сейчас, вкладывая труд и творческое вдохновение. И этих людей много, они сформировали образ жизни. Посмотрел религиозный ритуал виссарионовцев на празднике 18 августа, он, в основном, заключался в пении псалмов, сочиненных виссарионовцами. Пели прекрасно! Народу собралось много, и очень много молодежи. Общий облик – улыбчивый, воодушевленный и позитивный. Все было отлично организовано. Какого-то отторжения или неприятия, тем более, чувства опасности не почувствовал. Для меня было важно установить, является ли место у озера Тиберкуль, где построен город Солнца и обитель Рассвета сакральным? По моим метрикам-измерениям – да, является.
Я не знаком глубоко с вероучением виссарионовцев – так чуть-чуть почитал в интернете, не интересовался прессой и экспертными оценками специалистов относительно их вероучения и деятельности. Почему? «Верую, потому что абсурдно», – сказал Тертуллиан. И он абсолютно прав. Любая религия, её догматика, абсурдна с позиции рационального мышления. Есть «абсурд» общепринятый, а есть не общепринятый. Общепринятый абсурд (прошедший проверку временем) – мировые религии, не общепринятый – секты. Но вот с позиции интуитивного восприятия реальности – восприятия душой и сердцем этот абсурд – самая что ни наесть истина! И переубедить по-настоящему верующего человека в том, что это не так, невозможно. Я видел у Тиберкуля то, что видел… и понял, что они верят, поэтому ни обсуждать, ни, тем более, спорить о их вероучении не буду. Я считаю, что синкретизм, который присущ учению Виссариона, – это направление мирового духовного поиска. И от того запретят, или разрешат Церковь последнего завета – ничего особо не изменится. Коллективный разум человечества все равно будет манифестировать универсальную веру. И Виссарион с его «сектой» находится в тренде глобального духовного развития. Таким образом через эту «секту» русская культура («культура» – это ведь от слова «культ») внесла свой вклад в развитие мировой культуры, причем, через народное религиозное творчество. Судите по делам! В секте Виссариона высокая рождаемость, не пьют, не курят, не ругаются, люди хорошо выглядят, несмотря на вегетарианство, на улицах все улыбаются и здороваются, двери домов на запоры не закрывают… И главное люди трудятся и помогают друг другу! Вот город Солнца построили…
Я знаю, что Виссарион в КПЗ. Что ж, путь следствие разбирается, что он натворил. Великий Данте о людях, которых не пускают ни в рай, ни в ад сказал:
«Чей это крик? — едва спросить посмел. —
Какой толпы, страданьем побежденной?»
И вождь в ответ: «То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел».
Позор смертных дел – это удел всех, кто пытается что-то изменить в жизни, предлагая что-то новое от ума, или по велению сердца – от разума. Наверно, Виссарион – не исключение… Бог ему судья…
У меня есть своя точка зрения на феномен вероучения виссарионовцев. Есть северные – троичные, южные – бинарные и восточные – сингулярные типы сознания. Тип сознания – это характеристика позиционирования «Я» в пространстве (духовном и материальном). У троичного сознания и бог троичен (Отец, Сын, Дух святой) и человек троичен (тело, дух, душа). При этом, «Я» и «Не Я» накладываются, в человеке имманентно присутствует сакральное начало. Поэтому все люди с северными типами сознания могут считать себя детьми божьими, да и сам Бог может для них воплотиться. Вот у бинарных типов сознания не так! Виссарионовцы манифестировали новое религиозное выражение троичного базового архетипа, находящегося в основе их сознания. Причем, в их вероучении делается попытка сделать формат исповедания приемлемым и для сингулярных типов сознания (индуизм, буддизм и т.д.) и, возможно, для бинарных (не берусь судить). Они хотят подняться над своим «исконным» мировосприятием, расширить свой сакральный мир, просветляя душу – через любовь и взаимодействие. Для меня троичная сакральная основа сущего очевидна. Очевидна и возможность её разного выражения – в тринитарном, бинарном и сингулярном образе. Поэтому я расцениваю феномен виссарионовцев, как объективный фактор развития мировой религиозной жизни. Ну а что касается оценок (хорошо-плохо) области веры – туда мы не ходим…
21.08.2024 А. Кашанский