Найти тему
Александр Кашанский

Архетип Троицы над озером Тиберкуль

Время от времени совершаю экспедиции по сакральным местам. Их на просторах нашей необъятной Родины много! Люди находят, или сами создают такие места, а потом эти места формируют людей, становясь местами поклонения – местами силы. Это может быть какой-то культурный объект, например церковь Покрова на Нерли. Это может быть природный объект – например, гора Белуха. В таких местах душа человека светлеет, раскрывается, и небо как бы становится ближе к человеку. Человек воодушевляется и начинает видеть небо и слышать его голос – это, конечно, в переносном смысле, но иногда и в буквальном. Сакральные места соединяют людей, они начинают чувствовать и думать синхронно, это воодушевляет и вдохновляет! Для усиления объединяющего феномена в сакральных местах проводятся ритуалы. Пример – православная литургия в храме у алтаря.

В этот раз моя экспедиция была к озеру Тиберкуль, где община Виссариона (виссарионовцы), создавшего Церковь последнего завета, построили город Солнца. Цель экспедиции – посмотреть на место, которое для нескольких тысяч людей стало сакральным. Это произошло буквально на наших глазах – за последние тридцать лет.

Что я увидел и что почувствовал? Люди, движимые религиозной идеей, построили своим трудом большое поселение – город Солнца (в круге радиусом около километра), воздвигли в нем и за его пределами в гористой тайге культовые сооружения. Они продолжают действовать и сейчас, вкладывая труд и творческое вдохновение. И этих людей много, они сформировали образ жизни. Посмотрел религиозный ритуал виссарионовцев на празднике 18 августа, он, в основном, заключался в пении псалмов, сочиненных виссарионовцами. Пели прекрасно! Народу собралось много, и очень много молодежи. Общий облик – улыбчивый, воодушевленный и позитивный. Все было отлично организовано. Какого-то отторжения или неприятия, тем более, чувства опасности не почувствовал. Для меня было важно установить, является ли место у озера Тиберкуль, где построен город Солнца и обитель Рассвета сакральным? По моим метрикам-измерениям – да, является.

Я не знаком глубоко с вероучением виссарионовцев – так чуть-чуть почитал в интернете, не интересовался прессой и экспертными оценками специалистов относительно их вероучения и деятельности. Почему? «Верую, потому что абсурдно», – сказал Тертуллиан. И он абсолютно прав. Любая религия, её догматика, абсурдна с позиции рационального мышления. Есть «абсурд» общепринятый, а есть не общепринятый. Общепринятый абсурд (прошедший проверку временем) – мировые религии, не общепринятый – секты. Но вот с позиции интуитивного восприятия реальности – восприятия душой и сердцем этот абсурд – самая что ни наесть истина! И переубедить по-настоящему верующего человека в том, что это не так, невозможно. Я видел у Тиберкуля то, что видел… и понял, что они верят, поэтому ни обсуждать, ни, тем более, спорить о их вероучении не буду. Я считаю, что синкретизм, который присущ учению Виссариона, – это направление мирового духовного поиска. И от того запретят, или разрешат Церковь последнего завета – ничего особо не изменится. Коллективный разум человечества все равно будет манифестировать универсальную веру. И Виссарион с его «сектой» находится в тренде глобального духовного развития. Таким образом через эту «секту» русская культура («культура» – это ведь от слова «культ») внесла свой вклад в развитие мировой культуры, причем, через народное религиозное творчество. Судите по делам! В секте Виссариона высокая рождаемость, не пьют, не курят, не ругаются, люди хорошо выглядят, несмотря на вегетарианство, на улицах все улыбаются и здороваются, двери домов на запоры не закрывают… И главное люди трудятся и помогают друг другу! Вот город Солнца построили…

Я знаю, что Виссарион в КПЗ. Что ж, путь следствие разбирается, что он натворил. Великий Данте о людях, которых не пускают ни в рай, ни в ад сказал:

«Чей это крик? — едва спросить посмел. —
Какой толпы, страданьем побежденной?»

И вождь в ответ: «То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел».

Позор смертных дел – это удел всех, кто пытается что-то изменить в жизни, предлагая что-то новое от ума, или по велению сердца – от разума. Наверно, Виссарион – не исключение… Бог ему судья…

У меня есть своя точка зрения на феномен вероучения виссарионовцев. Есть северные – троичные, южные – бинарные и восточные – сингулярные типы сознания. Тип сознания – это характеристика позиционирования «Я» в пространстве (духовном и материальном). У троичного сознания и бог троичен (Отец, Сын, Дух святой) и человек троичен (тело, дух, душа). При этом, «Я» и «Не Я» накладываются, в человеке имманентно присутствует сакральное начало. Поэтому все люди с северными типами сознания могут считать себя детьми божьими, да и сам Бог может для них воплотиться. Вот у бинарных типов сознания не так! Виссарионовцы манифестировали новое религиозное выражение троичного базового архетипа, находящегося в основе их сознания. Причем, в их вероучении делается попытка сделать формат исповедания приемлемым и для сингулярных типов сознания (индуизм, буддизм и т.д.) и, возможно, для бинарных (не берусь судить). Они хотят подняться над своим «исконным» мировосприятием, расширить свой сакральный мир, просветляя душу – через любовь и взаимодействие. Для меня троичная сакральная основа сущего очевидна. Очевидна и возможность её разного выражения – в тринитарном, бинарном и сингулярном образе. Поэтому я расцениваю феномен виссарионовцев, как объективный фактор развития мировой религиозной жизни. Ну а что касается оценок (хорошо-плохо) области веры – туда мы не ходим…

21.08.2024 А. Кашанский