Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Камера не фокусируется: причины, как исправить

Оглавление

Проблемы с фокусом — она из самых распространённых трудностей, с которыми сталкиваются фотографы. Иногда в этом виноваты неблагоприятные условия съёмки, иногда неправильный подход к работе, иногда — сама техника. Подробнее о том, что делать, если камера плохо фокусируется и снимки получаются размытыми, читайте в этом материале.

   Ошибка по фокусу — технический брак, который практически невозможно исправить на постобработке / Фото: unsplash.com
Ошибка по фокусу — технический брак, который практически невозможно исправить на постобработке / Фото: unsplash.com

Снимите объектив и поставьте обратно

Иногда проблема просто в том, что объектив неправильно установлен — в контракты попала пыль или вы просто его слегка недокрутили. Проверить легко — камера в этом случае не будет видеть объектив и значение диафрагмы (f) будет равно нулю. Фокусироваться в этом случае камера просто не будет.

Исправить ситуацию максимально легко: снимаем объектив и устанавливаем его ещё раз. Обычно это помогает. Можно ещё аккуратно продуть контакты, чтобы убедиться, что они чистые.

   Контакты объектива выглядят так / Фото: digitalphotomentor.com
Контакты объектива выглядят так / Фото: digitalphotomentor.com

Если переустановка объектива не помогла, а в остальном проблема выглядит так, как описано выше (камера не видит объектив и не фокусируется), возможно, объектив требует ремонта, и стоит отнести его в сервис.

Проверьте, не включился ли ручной фокус

Бывает и другая ситуация: камера видит объектив, позволяет управлять диафрагмой, но автофокус упрямо не срабатывает. В этом случае в первую очень нужно проверить, не сдвинули ли вы рычаг ручного фокуса на корпусе объектива.

   Этот бегунок переключает объектив из авторежима на ручной / Фото: digitalphotomentor.com
Этот бегунок переключает объектив из авторежима на ручной / Фото: digitalphotomentor.com

Переключатель легко задеть при смене объектива (например, когда достаёшь его из сумки). Или его можно нечаянно сдвинуть, если есть привычка носить камеру на шее. Решается проблема элементарно: включаем автофокус и радуемся жизни.

Обычно бегунок включения ручного фокуса находится прямо на объективе во всех системах. За исключением Fujifilm, у которых всё не как у людей. У них этот переключатель будет на корпусе камеры под объективом. И да, его тоже довольно легко задеть и нечаянно включить.

Отойдите чуть дальше

Иногда проблемы с фокусировкой связаны с тем, что вы находитесь слишком близко к снимаемому объекту. У каждого объектива есть минимальная дистанция фокусировки, ближе которой он не может сфокусироваться чисто физически.

Очень часто эта проблема встаёт в полный рост, например, при съёмке макро, поскольку, чтобы получить необходимые крупности, нужно быть очень близко. Поэтому самую небольшую дистанцию фокусировки можно встретить у специализированных макрообъективов. Подробнее о макросъёмке читайте в этом материале.

Также с подобной проблемой можно столкнуться, например, при съёмке крупного портрета на длинный телеобъектив. Минимальная дистанция фокусировки напрямую связана с фокусным расстоянием объектива: у телевиков она будет больше, у широкоугольных объективов — меньше.

Единственный вариант решения этой проблемы — отойти дальше. Или попробовать снять тот же сюжет на другой объектив. Также можно попробовать сфокусироваться вручную — иногда с помощью ручного фокуса можно выиграть немного расстояния.

Поставьте фокусировочную рамку на контрастную область

Следующая проблема с фокусом имеет отношение уже собственно к технике съёмки. Камера может медленно фокусироваться или не фокусироваться совсем, если вы пытаетесь навестись на резкость на чём-то полностью лишённом контраста.

   Например, при съёмке подобных минималистичных снимков могут возникнуть проблемы с фокусом / Фото: unsplash.com
Например, при съёмке подобных минималистичных снимков могут возникнуть проблемы с фокусом / Фото: unsplash.com

Если вы установите фокусировочную рамку на однотонную стену над головой модели, скорее всего, камера сфокусироваться не сможет или будет ёрзать. Любой автофокус, независимо от того, простая у вас камера или топовый флагман, любит контраст.

Поэтому фокусировочную рамку стоит ставить на область с максимальным контрастом. Если говорить о сюжете выше, то здесь можно было целиться либо границу между кожей моделью и чёрным платьем или в дерево справа.

Добавьте света, если снимаете в темноте

По этой же причине проблемы с фокусировкой могут возникать, если вы снимаете в темноте. Например, очень актуально для астрофотографии и съёмки ночных пейзажей. Когда совсем темно, контраста мало, камере сложно на чём-то сфокусироваться. Чаще всего это выглядит так: камера долго ёрзает фокусом назад-вперёд и в итоге фокусируется вообще непонятно где.

Из этой ситуации есть несколько выходов. Во-первых, можно дать камере немного света, чтобы она всё же смогла сфокусироваться. Можно использовать подсветку автофокуса. Или подойдёт карманный фонарик: подсвечиваем им наш главный объект и без проблем на нём фокусироваться.

Второй вариант — использовать режим ручной фокусировки. К нему стоит прибегать, если автоматика совсем не справляется, и нет никакой возможности подсветить объект в кадре. Например, вы снимаете спектакль в театре, и зрители точно не оценят, если в разгар тёмной сцены вы начнёте светить фонариком, или это ночной пейзаж, до которого так просто не досветишь.

С ручным фокусом гораздо проще работать, если включить в камере настройку подсветки фокуса (Focus Peaking) — в этом случае на экране или в видоискателе будут подсвечены области, которые попадают в фокус. Лучше заранее выяснить, есть ли конкретно в вашей камере эта опция и как именно она включается.

   Съёмка с Focus Peaking — резкие фрагменты подсвечены красным / Фото: bhphotovideo.com
Съёмка с Focus Peaking — резкие фрагменты подсвечены красным / Фото: bhphotovideo.com

Подробнее о съёмке в режиме ручного фокуса читайте в этом материале — мы писали о работе с мануальными объективами, но все советы и лайфхаки справедливы и для работы на автофокусный объектив в ручном режиме.

Используйте следящий автофокус для движущихся объектов

Ещё одна распространённая проблема с фокусом возникает при съёмке движения: спорта, животных, играющий детей и подобных динамичных сюжетов. Проблема выглядит так: вы всё сделали правильно, фокусируетесь на контрастном, автофокус отработал корректно, но вот главный объект из фокуса успел убежать быстрее, чем сработал затвор.

   Типичная история и нерезкие спортсмены / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Типичная история и нерезкие спортсмены / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы не допускать таких ошибок при съёмке динамики, стоит использовать непрерывный (AF-C или C-AF) или следящий фокус (AF-C + Tr).

Этот совет звучит классно, но на деле то, насколько хорошо будет работать следящий фокус, зависит в основном от того, на какую камеру вы снимаете. Общая тенденция такова: чем фотоаппарат свежее и дороже, тем больше фазовых датчиков и шустрее автофокус; чем более камера старая и бюджетная, тем больше чаще вылезает ошибок по фокусу при съёмке движения. Подробнее о разных режимах автофокуса, том, как они работают и какой лучше выбирать в каком случае, читайте в этом материале.

И есть ещё одна поправка: важно, на какой объектив вы снимаете. Если это медленный светосильный фикс, он может со следящим фокусом совсем не дружить.

Прикройте диафрагму светосильного объектива

Со светосильными объективами вообще история интересная. С одной стороны, их многие любят — они создают то самое красивое размытие фона, которое сейчас на пике моды. С другой стороны у них, во-первых, очень небольшая глубина резкости, а значит, легко получить на портрете историю, когда глаз в резкости, а нос и щека уже выскочили.

Но это ещё полбеды. Вторая проблема светосильных объективов — они часто медленно и не всегда точно фокусируются. Особенно в сложных условиях, если темно или если мигает свет. Тут дело чисто в физике: чем больше светосила, тем больше и тяжелее стекло, тем тяжелее мотору, который обеспечивает фокусировку, сдвигать стекло с места, чтобы фокусировать. Плюс маленькая ГРИП, которая не прощает ошибок по фокусу.

При съёмке на объективы со светосилой меньше 2.8 нужно очень трепетно относиться к тому, куда вы помещаете фокусировочную рамку. Если в кадре человек, она должна быть на глазах, а не на ухе или заднем плане.

   Промах по фокусу при съёмке на светосильный объектив — это большая печаль / Иллюстрация: unsplash.com, Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Промах по фокусу при съёмке на светосильный объектив — это большая печаль / Иллюстрация: unsplash.com, Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что с этим можно поделать? Не пытаться снимать динамичные сюжеты на медленные светосильные объективы. Оставить им их стихию: красивые постановочные портреты и прочие красивости. А если всё же приходится снимать компанию шилопопых детей на какой-нибудь медленный фикс — немного прикрыть диафрагму. Так резкости точно будет больше.