Дремучие ельники Мяо-Чана (участок хребта в Солнечном районе, выше поселка Фестивальный – именно там заметили «гималайца» очевидцы) – совсем не для устойчивого обитания гималайского медведя. Временное пропитание в виде травянистой растительности, личинок муравьев, орешков кедрового стланика и ягод найти себе здесь он сможет, но с тополями и липами, в дуплах которых он зимует, – проблема. Факт появления этого животного в неподходящих для его жизни местах не уникальный, но весьма редкий, а потому представляет интерес для науки.
- Гималайский медведь на фоне горной темнохвойной тайги - случай, безусловно, очень интересный. Это южное животное широко распространено в горных лесах Юго-Восточной и Восточной Азии, в Китае, Корее, Вьетнаме, Непале и так далее. В большинстве стран он находится под угрозой исчезновения. В России «гималаец» обитает на северном пределе своего ареала, в кедрово-широколиственных лесах, основные массивы которых сосредоточены на Сихотэ-Алине от южного Приморья до широты Комсомольска-на-Амуре. На левобережье Амура тоже присутствуют отдельные «очаги», например, в бассейне Кура, а ближайшие к Мяо-Чану местообитания «гималайца», где он, по крайней мере, еще встречался в не столь давнее время, находятся в верховьях рек Эльбан, Хурба, нижнем течении Горина. То есть всего в 50 - 60 километрах. Для крупного зверя это ничтожное расстояние. Возможно, медведь шел по долине реки с зарослями плодоносящей черемухи и поднялся на хребет, - пояснил зоолог Сергей Колчин, научный сотрудник института водных и экологических проблем ДВО РАН.
Тем не менее гималайские медведи (именно самцы), как и их бурые собратья, «склонны к бродяжничеству» и могут уходить от «дома» на десятки километров, как в поисках пропитания, так и по иным причинам. Коренные леса вследствие рубок и пожаров сильно изменены, а «гималайцы», по словам зоолога, очень чувствительны к таким переменам.
- Сложно сказать, что именно привело гималайского медведя в несвойственную для него местность - возможно, делал разведку в поисках пищи, а может, и обычное любопытство. В лесах Мяо-Чана, где нет дупел и привычных осенних кормов, пережить холодное время ему очень трудно, но пока лето, у него достаточно времени погулять и вернуться в привычную среду. Крупный медведь-самец на фото, сделанном очевидцем на Мяо-Чане, упитан и выглядит прекрасно, - рассказал Сергей Колчин.
К слову, бытует мнение, что «белогрудка», как называют гималайского медведя в народе, гораздо опаснее, чем обычный бурый, который широко распространен в Хабаровском крае. Специалист назвал это заблуждением, тем более что «гималаец» в два раза мельче своего северного собрата и вообще достаточно трусливый зверь. Бурый же и вовсе может нападать на южанина, вынуждая его спасаться на дереве.
- Правила поведения при встрече с бурым и с гималайским медведем сходны. Конечно, это потенциально опасный зверь, как и любой крупный хищник, но агрессию он не проявляет, если рядом нет его детенышей, и если не повезет столкнуться с ним внезапно на критически близком расстоянии – так, что у него не будет времени и пространства для отступления, - пояснил Колчин.
Напомним, косолапые вновь раскопали могилы на кладбище в Комсомольске. За минувшие выходные поврежденными на погосте оказались два захоронения.
Светлана Шерстобитова, новости Комсомольска на dvnovosti.ru