Царство падальщиков
Режиссеры: Бенжи Брук, Винсент Цуй, Джонатан Джоб Нкондо и другие
Актеры озвучки:
Сунита Мани
Вунми Мосаку
Боб Стивенсон
Алиа Шокат
Поллианна МакИнтош
Тед Тревелстид
Дэш Уильямс
Сепиде Моафи
Фредди Родригес
Маша Кинг
Когда зашел посмотреть сериал, конечно, сначала захотел выразить респект переводчикам. Думаю, вот, опять нас колониальным дискурсом побалуют, расскажут, как прозябают инопланетные папуасы без корпоративных бус будущего. Но насторожило слово «scavengers». Падальщики — это ж коннотация с мертвечиной, умершей плотью, а «scavengers» — они больше по металлолому, типа «мусорщики». И так да, все-таки неправильно перевели. Хотя «Царство Мусорщиков» наверное опять дало бы ассоциации с каким-нибудь полигоном ТБО под Москвой и мусорной мафией, ну его нахрен.
Даже не знаю, с чего начать. Завязка такая — грузовой корабль терпит крушение на орбите какой-то неизвестной планеты. Спасаются несколько человек в капсулах и пытаются как-то наладить свой быт. Ну вот это такие исходные данные.
Честно, поначалу удивляет несколько моментов. Во-первых, рисовка. У нас «Тайна Третьей планеты» нарисована и проработана примерно раз в пятьсот интереснее и глубже.
Во-вторых, практически полное отсутствие в творении юмора. Ну то есть его нет в принципе. Казалось бы, люди попали в стрессовую ситуацию, и ничто так не разряжает обстановку, как дружеские подъебки. Но нет, все тут на очень серьезных щах, и если бы не снующая повсюду живность, типа кальмаров с вертолетами в жопе, то смотреть на это решительно было бы невозможно.
Сериал поддерживает общемировую тенденцию на атомизацию общества. Это просветительский дурачок Робинзон Крузое пытался в стрессовой ситуации воссоздать вокруг себя правила цивилизации. Нынешние выживальщики не таковы.
Выживальщики представлены тремя условными группами. Я сразу хочу оговориться, что в победившем мире толерантности решительно невозможно понять должности и функционал отдельных персонажей, поэтому я буду стараться их как-то по старинке идентифицировать. Итак, первая группа — видимо, капитан корабля и главный биолог. Про капитана я немного не уверен, потому что в сериале есть одна весьма странная сцена, но до темы субординации я еще дойду.
Вторая группа — храбрая и боевитая лесбонегритянка и ее верный робот, зараженный местной разновидностью желтой плесени. Афроамериканка там типа механик или что-то типа того.
Третья группа — типа отрицательный персонаж, который жестко нафакапил на корабле и обнаруживший его преставитель местной фауны, какой-то жабожук. Чувак там типа главный добывальщик, буровик.
И вот на примере этих групп нам пытаются рассказать, как мы будем выживать в будущем. Надо сказать, зрелище жуткое и безрадостное. Я не буду в целом спойлерить сам сериал, он очень высоко оценен, наверное, каждый мыслящий человек его должен его посмотреть и все такое. Я просто попытаюсь через некоторые вроде бы не связанные с основным сюжетом наблюдения дать пищу для размышлений.
Итак, начнем с кэпа и биолога. Они, типа, должны быть главной линией, но против негролесбиянки у них шансов нет, так что просто будем считать, что в старых, добээлэмовских временах они бы были главными героями. Эта парочка параллельно с выживанием еще пытается посадить корабль с орбиты, адаптируя местную среду к своим задачам. Но негритянка красиво катается по пустыне на мотоцикле, так что эти лохи просто идут лесом, это все старое и замшелое. Фу такими быть.
И начало в этой линии было довольно бодрым. После очередной попытки приземлить корабль, подыхает аккумулятор, и наши герои идут в какое-то страшное место за последним доступным аккумулятором. Да, кстати, до этого они лихо вынимают из ануса какого-то животного веселые светящиеся шарики, превращают лианы в силовые кабеля и вообще довольно бодро себя ведут в окружающей действительности. А когда они шупальца слизней в нос вместо противогаза засунули, а потом улетели из дыры на каких-то существах-пузырях, думаю — ну все, пошла жара. Сдохните от зависти, Лавкрафт и Гигер! Но, оказалось, это просто замануха. Корабль они сажают, а потом идут к нему. И вот этот их поход — это что-то с чем-то. Во-первых, от их изобретательности не осталось и следа. Они тупят, влетают в какие-то простые ловушки, постоянно факапят. Даже в той же сцене забора аккумулятора они просто выбрасывают шарики из жопы животного. Алло, вам что, нравится туда лазить? И такого там полно.
Да, там есть мои любимые хоррор элементы, но они настолько бездарно слиты, что даже говорить не хочу. А верхом их путешествия я считаю обнаружение и смерть лягушонка в подсолнухе. Вы точно узнаете эту сцену и точно так же будете фраппированы, я прямо уверен. Хотя, уверен, найдутся те, кто скажут что это тончайший парафраз жизненного цикла. А по-моему, это просто морщинистный лягушонок, померший в подсолнухе.
Отдельно хочу сказать о теме выживания и больше не планирую к ней возвращаться. Я не знаю, какой это век, но явно будущее. Кто-то может мне объяснить, почему у людей нет оружия? Ну ладно, всяких супер-пупер бластеров нет, но дайте им хоть калаши, их же уже изобрели! Но нет, в спасательной капсуле из оружия — только нож. НОЖ, Карл!! Просто, бляха муха, нож, даже не мачете или тесак. Такими, судя по размерам, яблоки можно чистить. Я, конечно, понимаю, что в будущем нет насилия, но местные хищники наверняка не в курсе этого счастливого факта. А они тут попадаются, и их довольно много. Как можно отправлять людей на какие-то другие планеты с ножами?? Я почувствовал себя как в корейском боевике, что-то типа «Желтого моря». Как эти люди планируют вообще выживать? Конечно, удивляться их представлениям после того, как в их постапокалипсах люди годами катаются на технике и имеют в избытке патронов после гибели цивилизации, не приходится, но НОЖИ!!!
Так вот, теперь о лесбонегритянке. Начинаем мы с ней на чем-то типа фермы, в которой она там чего-то выращивает. Молодец, терраформирования тут не завезли. Вокруг ходит какая-то хрень с языками и все пытается в райский садочек своими щупальцами залезть. Аллюзия? Выпад? Непонятно. В какой-то момент языкастые твари своего добиваются и садочек гибнет. Грусть-печаль. Афроамериканка доблестно шарашит глефой по непробиваемым панцирям тварей, но не помогает, пока полудохлый робот не разгоняет вражин страшной ракетой. Казалось бы, прекрасный повод поговорить о том, что разрушенное можно восстановить, а разбитое — склеить. Но нет, героиня видит садящийся корабль и уезжает в закат на мотоцикле, оставляя свой садочек в разрухе. Удивляет ли вас что-то в менталитете героини? Меня нет, давно смотрю американский мейнстрим.
Вообще, путешествия этих групп — отдельный прикол. Я не знаю, в курсе ли ребята, делавшие это творение, про хронотоп, детерминизм и прочие нудные вещи взрослых, но у них герои двигаясь, в целом, в одном направлении, пересекают абсолютно разнородные биомы, и со временем есть большие проблемы. То герои говорят, что идти неделю, то неделю валяются где-то, но при этом встречаются с другими героями, которые вроде по неделе нигде не валялись. Конечно, это все придирки, там же такие милые цветочки и кальмары-вертолеты. Но честно, очень хотелось бы взглянуть на карту этого географического трэша. Я вообще запутался, кто откуда двигался и почему у них абсолютно разное наполнение кадров. Там кроме одной бумажной сколопендры, никакая живность больше не повторяется.
И, наконец, группа местного негодяя. Он, типа, такой очень жадный до внимания утеночек. Очень нужно одобрение, эталонный такой куколд будущего. Благодаря его комплексам, корабль терпит крушение, но его злоключения на этом не заканчиваются. Падая на планету, он зависает на большой высоте в спасательной капсуле. И если бы не жабожук, наверное, там бы и сгнил. На жабожук обладает телекинезом, поэтому отрывает люк, а заодно спасает от падения подлеца. И вот здесь начинается самое интересное. Жабожук при помощи черного (чего? Я бы затруднился ответить) отростка насильно симбиозит с местной шушерой и заставляет ее кормить себя. Но поскольку подлец у нас подлый, он транслирует свою ненависть на жабожука и тот начинает быть плотоядным. Вот вам, долбаные мясоеды! Вы даже в гармоничный мир баланса и мирного сосуществования видов тащите свои отвратительные ритуалы! Правда, чуть позже появляется настоящий хищник и добычу забирает, но это уже неинтересно. Главное — показать подлость людишек. Вот же, был милый жабожук — и стал вдруг монстром! Это все благодаря низости человеческой натуры. Возражения неуместны!
Непонятно, правда, зачем жабожуку симбионт, в одной из сцен он при помощи телекинеза довольно лихо разделывает крупного хищника. Вернее нет, как раз понятно — это такой оммаж сытому американскому обществу, которое вынуждено привлекать всякую шушеру для грязной работы. Сильный образ, согласен.
И это мы еще не касались важных для любого мыслящего человека тем, как: «Рост цветов на остатках умерших» (approved by Виктор Цой), «Роль жучков и паучков на историю» (approved by Никита Сергеевич Михалков), а также «Влияние цвета кожи и пола на выживаемость персонажа» (approved by текущая западная действительность). Серьезно, я уже начал уставать от сильных волевых баб. Это очень круто в целом как идея, и очень сильно расширяет рамки повествования — но может, хватит? Уже доходит до того, что финальная разборка происходит между двумя женщинами-гигачадами, а рядом ноет о своем сломанном запястье последний выживший мужик. Я против всех видов дискриминации, в том числе и против дискриминации белых мужиков. Я не могу смотреть современное «искусство» именно потому, что там нет нормальных мужских образов. Трикстеры, жиголо, соплежуи, куколды. Но ведь мы, нормальные мужики тоже существуем, можно и нас в повествование вводить не только как фон?
И да, я обещал поговорить о субординации. В мире толерантности этого атавизма цисгендерных мужланов нет и в помине. Вот летит корабль. Капитан стоит на мостике, палит в солнце. К нему подходит... главный буровик? Непонятно, знаков различия тут не завезли. Все просто ходят в трениках и робах. Так вот, к капитану подходит буровик и говорит — давай, говорит, срежем поближе к солнышку, поэкономим топливо и оборудование. Как это связано с пролетом у солнышка с его излучениями — вопрос отдельного сериала, но речь о другом. Капитан говорит — нет, падла, людьми рисковать не буду. Молодец, скала. А потом буровик приходит на мостик и меняет курс. Там шляется в этот момент еще какой-то чел без знаков различия, но тот просто посылается на хрен. У меня, как у жителя страны-казармы вопрос — вы че там, ополоумели? Иерархия — это степень разделения ответственности, и толерастам сложно принять тот факт, что на верхушку такой управленки обычно вылезает самый толковый. Ну, там где не надо гранты пилить, а работать. И вот этой иерархии нет вообще и кто за что отвечает непонятно. А потом я увидел сцену, где три человека решают кто главный, устраивая себе гипервентиляцию мозга — и успокоился. Наша страна-казарма в безопасности. Раз там так выбирают лидеров.
В целом, впечатление двойственное. Визуал неплох, хотя и слабоват. Но вот сюжет... Я, блин, вообще не понял, откуда такие высокие оценки? Что там вообще интересного есть, кроме ЛГБТ* и кальмаров с вертолетами в жопе. Поделитесь, пожалуйста, просветите неуча!
*признано экстремистской организацией в РФ