Исследователи, изучающие феномен дачной жизни, считают, что это явление отражает «особый русский путь». Соотнося историю дачной жизни с историей России, можно заметить, что дача есть своеобразное зеркало социальных и экономических трансформаций, происходивших в стране. В зависимости от обстоятельств, городской житель становится то созерцателем, то активным садоводом или огородником. В обоих случаях дача представляется как «убежище, наполненное смыслами», где за чашкой чая на террасе ведутся неспешные беседы о жизни.
Век 20.
Несмотря на буржуазные ассоциации, дачная культура смогла пережить революцию и обрела новое дыхание в советский период. Во второй половине XX века милый образ «бездельного дачника» трансформировался в образ трудолюбивого садовода. Постановление Совета министров СССР 1949 года «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» дало старт новым коллективным садам. Эти сады, расположенные рядом с железнодорожными платформами, стали своеобразной оазисом культуры садоводства в условиях индустриального общества.
В 1960-1980 годах в советском обществе формируется новый потребительский идеал: «квартира, дача, машина». Этот «джентльменский набор» стал символом социального статуса. Бесплатно выделяемые дачные участки, хоть и небольшие, были вместилищем для мечты о «своей земле». Чтобы создать уютный уголок, люди строили простые домики и устанавливали террасы. Хотя удобства там зачастую отсутствовали, каждую субботу и воскресенье они спешили на дачи, превращая их в центры социальной жизни.
Период 70–90-х годов стал временем, когда мечта о земле начала воплощаться в реальность. Формировался новый тип дачника — «хозяин» сада, стремящийся создать собственный уголок уюта и покоя.
В следующем материале мы рассмотрим, как вынужденная изоляция и экономические изменения привели к новым подходам в дачном строительстве и садоводстве на рубеже веков. Как «умная» дача и «ленивый» огород стали новыми трендами для дачников XXI века, продолжая традиции, заложенные предшественниками.