«Торпедо» - «Терек» (Грозный) - 2:1 (0:0)
06.08.2005 (суббота). Начало - 18:00. Москва. Стадион «Лужники». +27 градусов. 5200 зрителей (вместимость – 84 750).
Судьи: А.Тюмин - 8.3 (Новочеркасск), О.Хачатуров (Ростов-на-Дону), С.Барабаш (Ставрополь).
Резервный судья: А.Кабаков (Москва).
Инспектор: А.Спирин (Москва).
«Торпедо»: Бородин, Йокич, Спахич, Степанов, Бырлов (Кормильцев, 58), Будылин (Гейнрих, 63), Лайзанс (Луценко, 85), Зырянов, Волков, Семшов - к, Панов.
Запасные: Кабанов, Яагер, Панфёров, Куликов.
Тренер - С.А.Петренко.
«Терек»: Нигматуллин, Шаронов, Гайсумов - к, Липко, Джабраилов, Кингстон, Корытько, Сирхаев (Тамер, 61), Булатов, Адамов (Федьков, 72), Аджинджал (Мазаев, 75).
Запасные: Савченко, Шмарко, Даценко, Боков.
Тренер - В.А.Талгаев.
Голы: 1:0 Семшов (Панов, 70), 1:1 Корытько (75), 2:1 Панов (Семшов, Зырянов, 89).
Предупреждения: Кингстон (12, грубая игра), Зырянов (44, грубая игра), Мазаев (81, недисциплинированное поведение), Спахич (90+1, недисциплинированное поведение).
Удары: 15 (8, 1 в штангу) - 8 (3).
Угловые: 4 - 6.
Голевые моменты: 4 - 1.
Дублёры - 0:2. Голы: Зайнулабидов (2, 1 - с пенальти).
* Травмированы: С.Осипов, И.Данча
АКТИВНОСТЬ В АТАКЕ ВЫШЛА «ТЕРЕКУ» БОКОМ
ПЕЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЙОКИЧА
Тренеры не лукавят, когда утверждают, что и при наличии одного форварда в составе можно демонстрировать атакующий футбол. Демонстрировать, конечно, можно, но эффективность атаки ведь измеряется цифрами на табло. А они нередко становятся свидетелями бесплодности потуг отряда с единственным снайпером.
Первый тайм матча с «Тереком» торпедовцы провели не просто в атаке: создавалось впечатление, что половина команды ни разу не возвращалась из-за центральной линии. На протяжении часа с лишним возникал недоуменный вопрос: если лужниковцы все же забьют, получит ли премиальные за победу их вратарь Бородин? Все это время он лишь взглядом провожал мяч, мелькавший где-то вдали, да изредка подавал перелетавшие через центральную линию мячи партнерам. При этом сам к мячу впервые прикоснулся только на 17-й (!) минуте - чтобы вновь надолго о нем забыть.
Такого тотального и в то же время беспомощного наступления видеть не приходилось давно. Едва гостям удавалось овладеть мячом, как он тут же, не покидая их половины поля, вновь становился добычей хозяев. Наступление возобновлялось, но Нигматуллин нервничал в воротах практически без мяча. «Терек» весьма грамотно и удачно выстроил линию защиты, и единственный форвард «Торпедо» Панов неуютно чувствовал себя под постоянным плотным надзором. Правда, уже на 2-й минуте он получил отличный пас Лайзанса на ход, но остановил мяч так, что тот улетел далеко вперед - прямо в руки выдвинувшемуся Нигматуллину.
А в середине тайма на очередной прострел удачно вписавшегося в торпедовскую игру латыша на всех парах рванулся Йокич. Будь на его месте форвард, мяч как пить дать затрепыхался бы в сетке, но защитник успешно доказал, что не его это дело - забивать голы: неуклюже подпрыгнул, а мяч так и полетел себе дальше - к угловому флажку. Как говорится, кесарю кесарево. Опыт Йокича вскоре повторил молодой Бырлов, лишь во второй раз появившийся в составе лужниковцев. Со своего правого фланга он стремительно пошел на очередной прострел Лайзанса к углу штрафной и на предельной скорости промчался... мимо мяча.
Постепенно торпедовцы стали понимать, что длительной осадой, ходы в которой легко просчитывались соперниками, чеченскую крепость не взять, особенно при невысоких скоростях и той культуре паса, которую они регулярно демонстрировали. Волков, например, чередовал передачи своим и чужим, но если партнеру следовал жесткий, неудобный для укрощения мяча пас, то сопернику - почему-то мягкий. Первым понял тщетность такой игры все тот же Лайзанс, который, чувствуется, прилично подготовлен к предстоящему матчу Латвия - Россия. Новичок «Торпедо» начал бомбардировать ворота соперников издали, но и тут Нигматуллин подпрыгивал лишь для виду: мяч все время летел выше или в сторону от ворот.
И все же под непрерывным нажимом хозяев гостей начала одолевать усталость - скорее не физического, а психологического свойства. Впереди у них безуспешно метался в районе центрального круга тоже единственный форвард Адамов. Когда он все-таки вдруг получал мяч, то тут же и терял, видимо, от неожиданности. Да и трудно ему было в одиночку хотя бы слегка напугать численно превосходящую оборону соперников. Не проявлял активности, сосредоточившись на оборонительных функциях, и новичок «Терека» Кингстон, в «Крыльях Советов» часто и успешно поддерживавший наступление. И в обороне «Терека» к концу тайма обнаружились признаки нервозности. На 29-й минуте до этого аккуратно игравший Джабраилов головой вынес мяч из штрафной прямо на ногу Будылину. Торпедовец с лета приложился от души, но не попал в створ ворот.
ПЕТРЕНКО ОКАЗАЛ УСЛУГУ СЕМИНУ
Как-то уже вошло в привычку считать «Торпедо» средне укомплектованной командой. На самом же деле ни у кого, пожалуй, нет такого изобилия представителей едва ли не самой дефицитной в премьер-лиге специальности - конструкторов атаки: Семшов, Кормильцев, а теперь еще и Лайзанс, да и Зырянов все глубже вникает в организацию игры. Правда, перебор «инженерного» персонала вызывает новую проблему: как объединить эту конструкторскую мысль в единое целое? Да и «технологи», обеспечивающие претворение любых идей на практике, вероятно, требуются не в единственном числе. Что и подтвердило появление на поле второго форварда Гейнриха. Дебютант из Ташкента ничем особенным не запомнился, но активностью развязал руки Панову, и дело в атаке «Торпедо» пошло веселее. Тут Петренко невольно оказал услугу тренеру сборной России Юрию Семину. С выходом Кормильцева Лайзанс - первая скрипка «Торпедо» до перерыва - вынужден был отойти на правый фланг, где благополучно увял.
И все же торпедовский штурм увенчался успехом. На 69-й минуте прострел с правого фланга в центре штрафной принял теснимый защитниками Панов, сбросил мяч назад набегавшему Семшову, тот прокинул мяч себе на ход и точно пробил в нижний правый от Нигматуллина угол.
Сразу после гола выяснилось, что и для «Терека» наступление - родная стихия. Особенно после выхода Федькова. Наконец-то и у гостей стали получаться проникающие атаки, хотя гол в ворота «Торпедо» свалился как снег на голову и стал полной заслугой Корытько, до этого своими неудачными решениями словно вопрошавшего: зачем его столько времени держат на поле? Воспользовавшись пассивностью Волкова, правый «бровочник» промчался по флангу и, не входя в штрафную, под острым углом нанес пушечный удар точно в дальнюю «девятку». После гола вратарю «Торпедо» пришлось уже вовсю отрабатывать будущие премиальные, а отраженный им удар под перекладину Федькова был из высшей категории сложности.
Однако активность «Терека» в последние 20 минут вышла ему боком. «Торпедо» ведь хлебом не корми - дай разгуляться на просторе, который образовался с выходом соперника из окопов. У гостей появились шансы в атаке, но и Нигматуллин в этот временной отрезок не раз напоминал о своих лучших временах. И второй пропущенный гол - не его вина. На 89-й минуте напомнил о себе находившийся в тени Зырянов: остро прострелил с правого фланга, а Семшов пропустил мяч, дезориентировав защитников. Кто-то из них, пытаясь вынести мяч, сбросил его точно Панову, чей мощный удар под перекладину с 11 метров не отразил бы ни один вратарь.
П.Алёшин. «Спорт-Экспресс»
ПОСЛЕ МАТЧА
Главный тренер «Терека» Ваит Талгаев на пресс-конференции грустно констатировал:
- Удручает, что «Терек» жался к своим воротам, словно чего-то испугался, хотя установки на такую игру не было. До гола большое преимущество было на стороне «Торпедо», хотя до реальных голевых ситуаций у наших ворот не доходило. Пропустив гол, наши игроки раскрепостились, терять уже было нечего.
- Почему Федьков вышел на поле так поздно?
- Адамов хорошо проявил себя в предыдущих матчах. Мы долго выбирали, кого ставить, и остановились на его кандидатуре.
Сергей Петренко также не выглядел именинником:
- С «Динамо», «Аланией» и ЦСКА мы играли значительно лучше, хотя победы добились только над «Динамо». Сегодня пришлось тяжело, гости в обороне сыграли прилично. Требовалась скорость. Во втором тайме прибавили в темпе и забили. Правда, затем пропустили нелепый гол. Но собрались и забили еще один.
- Не странно ли, на ваш взгляд, выглядят предупреждения тем игрокам «Торпедо», у которых уже было по три желтые карточки?
- Судейство я обычно не обсуждаю. Но согласен: Зырянову карточка была предъявлена ни за что.
P.S. Корреспондент «СЭ» в этом случае полностью солидарен с наставником «Торпедо». Более того: если следующее предупреждение заслужил Спахич, то спровоцировавший инцидент и активно наседавший на торпедовца Мазаев - тем более. Однако карточки удостоился лишь босниец.
ПАНОВ ЗРЯ ЗАБИВАТЬ НЕ БУДЕТ. ВСЕ ГОЛЫ ФОРВАРДА «ТОРПЕДО» В ПОСЛЕДНИХ ТРЕХ ТУРАХ ПРИНОСЯТ КОМАНДЕ ОЧКИ
В сумасшедшей концовке матча, катившегося к ничьей, форвард «Торпедо» Александр Панов принес своей команде победу.
За сорок минут до начала субботнего матча между «Торпедо» и «Тереком» на станции метро «Спортивная» тишина и покой. Выглядит это как-то неестественно, особенно после «черкизовского безумия», дважды за прошедшую неделю охватывавшего стадион «Локомотив» и его окрестности.
Вместо красно-зеленых и красно-синих людских потоков, вместо пестрящих в глазах многочисленных наспинных «Семаков» и «Сычевых» - одинокий фанат в торпедовской униформе и с древком, пока еще почему-то без полотнища.
В ПРИСУТСТВИИ СЕМИНА
Матч явно заслуживал большего внимания зрителей. Хотя бы по той причине, что в минувший четверг, когда главный тренер сборной России Юрий Семин огласил список футболистов, приглашенных на сбор перед отборочной встречей ЧМ-2006 с Латвией, в числе избранных обнаружилось сразу трое торпедовцев: голкипер Дмитрий Бородин и полузащитники Игорь Семшов и Константин Зырянов. Тогда как в топовой встрече дня «Сатурн» - «Динамо», проходившей параллельно в Раменском, «сборников» не было вовсе. Так что присутствие в VIP-ложе наставника главной команды России удивления не вызвало.
В перерыве Юрий Павлович что-то живо обсуждал с одним из руководителей чеченского клуба Лом-Али Ибрагимовым. Следует заметить, что пищи для обмена мнениями первый тайм дал достаточно. Торпедовцы на протяжении всех 45 минут держали соперника в ежовых рукавицах, считанное количество раз позволив ему выбираться на чужую половину поля. А главным действующим лицом в составе хозяев стал полузащитник сборной Латвии Юрис Лайзанс.
Бывший игрок ЦСКА, составив пару инсайдов с Семшовым, постоянно смещается на фланги (чаще - на левый), завязывает комбинации, вовлекая в них Виталия Волкова, Игоря Бырлова и, естественно, единственного форварда «Торпедо» Панова. При этом Лайзанс не раз заставляет публику вспомнить расхожее словосочетание «латышский стрелок»: несколько его мощных и прицельных ударов доставляют немало хлопот Нигматуллину.
Правда, уже к исходу часа игрового времени становится очевидным, что физические кондиции Лайзанса пока далеки от идеала. Нанеся на 58-й минуте еще один опасный удар с острого угла (мяч рикошетом от штанги уходит за пределы поля), 33-й номер «Торпедо» уходит в тень. Кстати, к тому моменту после замены Бырлова на Сергея Кормильцева Лайзанс уже играет правого хавбека.
БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
В середине второго тайма, когда игра все больше начинает увязать в зыбучих песках нулевой ничьи, капитан «Торпедо» взрывает ее классным голом. Панов, уткнувшись в неприступную стену защитников «Терека», «перезагружает» атаку короткой диагональной скидкой вправо. А там свой шанс уже караулит Семшов. До боли знакомый запах, бильярдный удар в дальний угол - и прыжок Нигматуллина уже ничего не меняет - 1:0.
Наверное, игра была бы сделана, если бы торпедовцам противостоял «Терек» полутора-двухмесячной давности. Самая пожилая команда премьер-лиги тогда выглядела безвольной, уставшей от жизни и вряд ли имела бы шанс спастись в «Лужниках». Однако минимальные на первый взгляд кадровые изменения (Александр Тарханов - в консультантах у Ваита Талгаева, Лари Кингстон - на позиции опорного хава и бразилец Эдер - пока еще в ложе прессы в ожидании дозаявки) коренным образом поменяли менталитет команды. Едва оправившийся от травмы Роман Шаронов бросается под удары соперника, словно хоккеист под шайбу. Тамер явно горит желанием доказать, что он не только первый турок в российской премьер-лиге, а просто первый - лучший! В общем, не обмелел «Терек».
ПЛЮС ТРИ И МИНУС ТРИ
Так что гол Корытько получается настолько же логичным, насколько и красивым. Правый крайний «Терека», неутомимо вспахивавший противоположную от Спахича бровку, обыгрывает защитника и из-за пределов штрафной вколачивает мяч под перекладину. Кандидат в сборную Бородин наверняка до сих пор корит себя за то, что не смог отразить этот удар. Впрочем, есть большие сомнения, что такие мячи вообще берутся.
В оставшиеся четверть часа зрители становятся свидетелями немножко бесшабашного футбола, вполне сравнимого с баскетбольными «качелями». Сначала шанс увезти из столицы волевую победу упускают грозненцы. Таймер, промчавшись по центру, выкладывает мяч на ногу Федькову, но Бородин реабилитирует себя, отводя угрозу. Тут же Спахич становится одной из первых жертв изменившихся правил, получая желтую карточку за помехи при вбрасывании аута. А затем едва не забивает новобранец «Торпедо» Гейнрих. После удобного навеса Лайзанса он бьет слета, однако Нигматуллин кулаками переводит мяч на угловой.
Развязка наступает за минуту до истечения основного времени встречи. Зырянов, излишне нервничавший в первом тайме (не просто быть кандидатом в сборную!) и даже схлопотавший ненужное предупреждение, все-таки разражается решающей, футбольной, репликой. Его прострел от лицевой линии находит в центре штрафной Панова, и миниатюрный нападающий черно-белых от души вгоняет мяч под перекладину. Третий гол Александра в трех последних матчах, и все три результативных удара приносят торпедовцам очки.
К.Снастин. «Советский спорт»