Найти тему
АиФ Приморье

На сцену как на свидание. Как народные театры меняют судьбы

   Народные театры круто меняют жизнь людей.
Народные театры круто меняют жизнь людей.

С проектом «Народные театры Приморского края» прочно связали свои судьбы ведущие актрисы Горьковки Марина Волкова и Яна Мялк. Яна стала куратором, а Марина – педагогом. Они ведут каждый театр от кастингов до премьер, помогая начинающим артистам обрести уверенность и силы, найти точный образ. Проект растёт, рождая новые театральные семьи от севера до юга Приморья.

Настоящие самородки

Всё начинается с творческого штурма, кастинга в народный театр. Первым детищем проекта стал город Артём. В 2021 году во Дворец угольщиков явилось 66 человек разного возраста и всевозможных профессий. От талантов не было отбоя, и это позволило выйти на яркую комедию с размахом – «Старым казачьим способом» (12+).

«Пришли врачи, пенсионеры, директор галереи, работники банка, торговый представитель, – вспоминает Марина Волкова. – Ни у кого из них не было профессиональных навыков, зато какие способности! Многие признаются – всю жизнь мечтали играть на сцене, просто судьба повернула не в ту сторону. А теперь – мечты сбываются».

Артём буквально заразил своей театральной историей другие города и веси. Сегодня на афише дворца пять спектаклей, в том числе детские постановки «Спящая красавица» (0+), «Откуда берутся сказки» (0+), «Прощай, конферансье» (12+), готовится «Фабрика радости» (12+).

«Народный театр создавали по крупицам на местах. И все мы – режиссёры, актёры, постановочная группа – доказали, что это не разовая акция, а серьёзный проект, который поддерживает региональная власть в лице губернатора Олега Кожемяко. Наша задача – будоражить жизнь маленьких городов, чтобы театральное искусство охватило весь край», – считает Яна Мялк.

У каждого театра – своё лицо. Так, в Арсеньеве народный театр открылся спектаклем «Цирк зажигает огни», постановку украсил прославленный коллектив города «Весёлая арена». Получился прекрасный спектакль, где показаны все грани искусства – театра, цирка, хореографии, вокала. Сегодня в репертуаре театра четыре постановки. В Дальнегорске и Спасске-Дальнем отгремели три премьеры, в Партизанске – по две, пока по одному спектаклю на афише театров в посёлках Славянка и Ольга.

«Мы приезжаем не на пустое место, а туда, где люди готовы заниматься театром. Они настоящие самородки. И я заметила – многое в народных театрах в основном держится на женщинах, они являются движущей силой», – отмечает педагог проекта. Не случайно в Арсеньеве поставили комедию «12 разгневанных женщин», а в Дальнегорске – «Восемь любящих женщин».

Любить и страдать

Мужчин-актёров в народных театрах Приморья берегут как зеницу ока. И часто главный герой буквально разрывается между женщинами. Под каждый театр ищут пьесу, пишут оригинальный сценарий с изюминкой.

Так, в Черниговке в комедии «Нежное сердце» в роли избалованного жениха-ловеласа блеснул Александр Золотников. В жизни он солист военного ансамбля – человек основательный и серьёзный. В частности, его коллеги побывали на линии фронта, выступая перед участниками СВО. В спектакле Александр изменился до неузнаваемости.

«Мой персонаж – ветреный и влюбчивый, но находит истинную любовь», – признался молодой человек.

«Выходим на сцену как на первое свидание», – добавляют «невесты» главного героя. Начинающие артисты делятся опытом – главное, не паниковать и быть в постоянном поиске.

Интересно, что со временем в театрах появились профессиональные режиссёры. В Дальнегорске – Вера Альберт, в Партизанске – Светлана Симонова, в Артёме – Александр Лаврищев. Многое для подготовки спектаклей сделала и режиссёр Екатерина Кучук.

«Мои актёры – непосредственные, с радостью открывают для себя новый мир. Удивляются – не так легко играть на сцене, как казалось со стороны. Нужно жить полноценной жизнью, любить и страдать. А я знаю все роли наизусть!» – говорит Александр Лаврищев.

Народный театр круто меняет жизнь взрослых артистов. А юные участники спектаклей могут сделать первые шаги к актёрской профессии.

«Мы куём кадры для нашего института искусств или для других творческих вузов, – добавляет куратор проекта. – С большой радостью делимся своим опытом. Хотя я уверена, что невозможно научить, а нужно научиться, иметь большое желание. Народный театр – это большие внутренние затраты».