Основываясь на многолетнем опыте преподавания истории в школе и ВУЗе канал Academia-nadezhda продолжает публиковать серию своих статей "Готовим экзамен по истории" в помощь выпускникам средних школ для подготовки к экзамену по истории. Это 11-я публикация и, как всегда, мы информируем вас, что еще больше материала к экзамену на нашем сайте: https://nadezhda46.webnode.ru/ege-gotovim-vmeste/. В статьях мы публикуем основной и достоверный исторический материал, который обеспечит вашу уверенность на экзамене и в жизни, что сейчас исключительно важно. Вы найдете здесь схемы, таблицы, видео-фильмы, видео-лекции, задания с правильными ответами для самостоятельной проверки своих знаний. Основные исторические события нашей Родины изложены в кратком, наглядном и систематизированном виде, что так необходимо для подготовки к экзамену.
Напоминаем, что при подготовке к экзамену вам необходимо выучить:
- даты исторических событий и жизни исторических деятелей, их имена и дела;
- исторические понятия и что они означают;
- названия, карты, схемы исторических событий, военных действий, битв, их значение для России и мира;
- черты государственного строя различных периодов развития русского государства, структуру государственного управления, основные своды законов - их названия, даты принятия, значение для развития нашей страны.
Часть I.
Начинаем с повторения темы "Правление императора Николая I: готовим экзамен по истории(10)": . Её можно найти здесь:
Решаем задания ЕГЭ по истории:
Задание 20. Сравнение исторических событий
Обращаем внимание, что в 2-х галереях представлены варианты Заданий 20 и 21 с ответами на них. На каждое задание подготовлены по две карточки: на первой странице галерей вы найдете варианты Задания 20, 21, а на второй странице галерей их аргументированные решения. Сначала, обдумайте задание и постарайтесь решить его самостоятельно. Затем проверьте свои знания по второй карточке. Теперь скачайте карточки, распечатайте и крепко выучите их, а перед экзаменом повторите.
Задание 21. Аргументация с использованием исторических фактов
Часть II.
Внутренняя политика Александра II (1855-1881 гг.).
Внимательно изучите представленную таблицу! В первой вертикальной части таблицы представлены основные государственные органы Российской империи, действовавшие в период правления императора Александра II. В центральной части таблицы перечислены проведенные Александром II реформы органов государственной власти. В третьей части таблицы представлены имена и политические взгляды известных общественных деятелей того времени, а также политические движения Западников и Славянофилов в период реформ, проведенных Александром II.
Структура государственного строя Российской империи во II половине XIX века: Император; Государственный совет (с 1810 года. Законосовещательный орган.); Сенат (высший судебный орган. Кассационная инстанция для всех судебных органов); прокуратура; адвокатура (надзор за судом); нотариат; Комитет министров:
Будет правильно, если вы скачаете таблицу "Абсолютная монархия с 1861 по 1917 годы" на карточки и выучите.
2.1. Причины и цели проведения реформ императором Александром II
Причины - многочисленные назревшие политические и социально-экономические проблемы, тормозившие развитие России: 1) крепостное право тормозило развитие рыночных отношений (капиталистических); 2) сословное неравенство в обществе вызывало недовольство народа; 3) финансовый кризис возникший в результате Крымской войны (1853-1856 гг.); 4) поражение России в Крымской войне, вскрывшее отставание феодальной России от развитых капиталистических стран Европы в экономике и 5) военном деле.
Цели реформ 1860-1870-х годов - расчистить дорогу для развития капитализма в России, сформировать правовое государство, современную армию.
2.2. Реформы императора Александра II.
Реформы императора Александра II были проведены в период 1860-1870-х годов и были названы "Великие реформы".
Это серия крупных политических, социальных, правовых и экономических преобразований в Российской империи:
- 1859-1880 гг. - национальные реформы -освобождение крестьян в Польше,
улучшил положение евреев; - 1861 г. - отмена крепостного права;
- 1862-1869 гг. - реформа Русской православной церкви, принят ряд уставов духовных учебных заведений;
- 1863 г. - финансовая реформа;
- 1863 г. - реформа высшего образования;
- 1864 г. - земская реформа - земство и другие нововведения в местном самоуправлении;
- 1864 г. - судебная реформа;
- 1865 г. - цензурная реформа - ослабление цензуры в СМИ;
- 1870 г. - реформа городского самоуправления;
- 1871 г. - реформа среднего образования - образовательные новшества, включая расширение и реформирование начальных и средних школ ;
- 1871 г. - военная реформа - модернизация армии и флота.
2.2.1. Содержание реформ императора Александра II
1. Крестьянская реформа Александра II (1861 г.): объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа; Земля предоставлялась крестьянской общине; крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него; по определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.).
До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину (отработки) и оброк (издольщина или испольщина) (отменено в 1882–1887 годах). Расположение крестьянских наделов на территории определял помещик.
Крестьянин получал:
- Личную свободу, независимость от помещика;
- Право переходить в другие сословия;
- Право самостоятельного вступления в брак;
- Свободу выбора рода занятий;
- Право защиты своих дел в суде;
- Самостоятельно совершать сделки;
- Приобретать и распоряжаться имуществом;
- Заниматься торговлей и промыслами;
- Участвовать в выборах местного самоуправления.
Крестьянская реформа 1861, одно из ключевых преобразований в ходе Великих реформ императора Александра II.
2. Земская реформа Александра II (1864 г.): цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра (г. Санкт-Петербурга) органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности.
Были созданы выборные представительные губернские и уездные земские собрания, а также исполнительные органы - земские управы.
Губернские и уездные земские собрания выполняли роль территориальных представительных органов населения для осуществления местного нормотворчества в рамках губернии или уезда, внесение в местное законодательство изменений и улучшений, не противоречащих основным юридическим нормам Российской империи, а Земские управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.
3. Реформы образования 1871 года, финансов 1863 года.
Основные положения этих реформ предложены в представленной карточке. Карточку следует вывести и выучить.
4. Судебная реформа Александра II (1864 г.): основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения:
- Независимость судебной власти;
- Единый суд для всех сословий;
- Гласность судопроизводства;
- Состязательность судопроизводства;
- Право сторон и подсудимых на защиту в суде;
- Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых;
- Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
- Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией;
- Несменяемость судей;
- Обособление прокуратуры от суда;
- Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести.
- Введен институт адвокатуры - теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
- Образован нотариат - в ведение нотариуса переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и др.
Прежняя судебная система была полностью перестроена.
В результате в России была сформирована новая судебная система:
В государственном масштабе создан главный судебный орган – Сенат. В губерниях судебные органы состояли из двух частей: мировые суды и общие суды. Мировые суды рассматривали дела меньшей степени важности (проступки и дела с ущербом до 500 руб.), вторые – все остальные.
Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте. Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды. Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты. Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский.
Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия.
Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.
Император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.
Это одна из важнейших реформ АлександраII была наиболее последовательной и демократичной. Заложенные ею основные демократические принципы организации судопроизводства действуют до настоящего времени (разумеется, с изменениями и учетом реалий нашего времени), например, состязательность, суд присяжных, адвокатура и др.
5. Городская реформа 1870 года, военная реформа 1871 года.
Основные положения этих реформ предложены в представленной карточке. Карточку следует вывести и выучить.
2.3. Итоги и значение реформ Александра II
1) Итак, реформы императора Александра II в 60 -70 годах XIX века осуществлялись в следующем порядке:
- Земельная реформа – 1861 г.
- Судебная реформа – 1864 г.
- Земская реформа – 1864 г.
- Образовательная реформа – 1864г.
- Городская реформа – 1870 г.
- Военная реформа – 1874 г.
Преобразования носили поступательный и длительный характер.
2) В целом, проведенные Александром II преобразования имели прогрессивный, буржуазный характер по сравнению с предшествующим периодом феодального развития Российского государства, как в экономике, так и в социальном устройстве. Россия вступала в эпоху развития капитализма и прежние феодальные устои задерживали ее развитие по сравнению с другими государствами. Реформы Александра II заложили основу для более современного буржуазного пути развития России. Следствием реформ стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее стране резко повысить темпы экономического и социального развития.
Крестьянская реформа 1861 года стала основной среди реформ Александра II, поделив жизнь в России на дореформенную и пореформенную. Крестьяне получили возможность развивать общинное хозяйство, что позволяло им стать более заинтересованными в результатах своего труда и открывало дорогу промышленности, формированию рынка рабочей силы в стране.
3) Реформы 60-70х годов XIX века носили и либеральный характер, поскольку уничтожение института крепостничества положило начало слому сословных перегородок в российском обществе, перестройке государственного строя на более демократическую основу. Так, Земская (1864) и Городская (1870) реформы создали выборные органы самоуправления, что позволяло представителям всех сословий участвовать в управлении. Реформа образования (1864) разрешила открывать частные учебные заведения. После ее проведения стали открываться учебные заведения для женщин, классические гимназии, а университеты получили автономию. К либеральным реформам относят Земскую, Судебную, Военную, Городскую реформы, реформу образования.
4) Вместе с тем, реформы Александра II проводились в большинстве случаев в интересах дворянства. Они отражали буржуазные тенденции в развитии Российской империи, и, следовательно, формировали предпосылки для дальнейшего развития и укрепления в России классового общества на новой экономической и социальной базе. Созданная новая судебная система была буржуазной по своей природе, буржуазной, по своей природе, становилась армия, получившие свободу крепостные крестьяне достаточно быстро сформировали пролетариат и буржуазию.
2.4. Предложенный для подготовки материал следует внимательно изучить и выучить, при этом целесообразно использовать карточки с основными понятиями и событиями, изложенными в этом методическом материале. Размещенная здесь видео-лекция на эту тему существенным образом поможет в серьезном освоении этой темы.
Желаем успехов на экзамене!
Видео-лекция канала "Реформы Александра II. Готовимся к ЕГЭ по истории":
Статьи и лекции канала для подготовки к экзамену по истории в подборке:
Больше материала для подготовки к экзамену на нашем сайте: https://nadezhda46.webnode.ru/ege-gotovim-vmeste/
Желаем всем успехов на экзаменах!
Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda