Найти в Дзене
Academia-nadezhda

Правление и внутренняя политика императора Александра II: готовим экзамен по истории (11)

Основываясь на многолетнем опыте преподавания истории в школе и ВУЗе канал Academia-nadezhda продолжает публиковать серию своих статей "Готовим экзамен по истории" в помощь выпускникам средних школ для подготовки к экзамену по истории. Это 11-я публикация и, как всегда, мы информируем вас, что еще больше материала к экзамену на нашем сайте: https://nadezhda46.webnode.ru/ege-gotovim-vmeste/. В статьях мы публикуем основной и достоверный исторический материал, который обеспечит вашу уверенность на экзамене и в жизни, что сейчас исключительно важно. Вы найдете здесь схемы, таблицы, видео-фильмы, видео-лекции, задания с правильными ответами для самостоятельной проверки своих знаний. Основные исторические события нашей Родины изложены в кратком, наглядном и систематизированном виде, что так необходимо для подготовки к экзамену. Напоминаем, что при подготовке к экзамену вам необходимо выучить: Часть I. Начинаем с повторения темы "Правление императора Николая I: готовим экзамен по истории(1
Таблица  к теме "Правление и внутренняя политика императора Александра II".
Таблица к теме "Правление и внутренняя политика императора Александра II".

Основываясь на многолетнем опыте преподавания истории в школе и ВУЗе канал Academia-nadezhda продолжает публиковать серию своих статей "Готовим экзамен по истории" в помощь выпускникам средних школ для подготовки к экзамену по истории. Это 11-я публикация и, как всегда, мы информируем вас, что еще больше материала к экзамену на нашем сайте: https://nadezhda46.webnode.ru/ege-gotovim-vmeste/. В статьях мы публикуем основной и достоверный исторический материал, который обеспечит вашу уверенность на экзамене и в жизни, что сейчас исключительно важно. Вы найдете здесь схемы, таблицы, видео-фильмы, видео-лекции, задания с правильными ответами для самостоятельной проверки своих знаний. Основные исторические события нашей Родины изложены в кратком, наглядном и систематизированном виде, что так необходимо для подготовки к экзамену.

Напоминаем, что при подготовке к экзамену вам необходимо выучить:

  • даты исторических событий и жизни исторических деятелей, их имена и дела;
  • исторические понятия и что они означают;
  • названия, карты, схемы исторических событий, военных действий, битв, их значение для России и мира;
  • черты государственного строя различных периодов развития русского государства, структуру государственного управления, основные своды законов - их названия, даты принятия, значение для развития нашей страны.
Часть I.
Начинаем с повторения темы "Правление императора Николая I: готовим экзамен по истории(10)": . Её можно найти здесь:

Решаем задания ЕГЭ по истории:

Задание 20. Сравнение исторических событий

Обращаем внимание, что в 2-х галереях представлены варианты Заданий 20 и 21 с ответами на них. На каждое задание подготовлены по две карточки: на первой странице галерей вы найдете варианты Задания 20, 21, а на второй странице галерей их аргументированные решения. Сначала, обдумайте задание и постарайтесь решить его самостоятельно. Затем проверьте свои знания по второй карточке. Теперь скачайте карточки, распечатайте и крепко выучите их, а перед экзаменом повторите.

Задание 21. Аргументация с использованием исторических фактов

Часть II.
Внутренняя политика Александра II (1855-1881 гг.).

Внимательно изучите представленную таблицу! В первой вертикальной части таблицы представлены основные государственные органы Российской империи, действовавшие в период правления императора Александра II. В центральной части таблицы перечислены проведенные Александром II реформы органов государственной власти. В третьей части таблицы представлены имена и политические взгляды известных общественных деятелей того времени, а также политические движения Западников и Славянофилов в период реформ, проведенных Александром II.

Структура государственного строя Российской империи во II половине XIX века: Император; Государственный совет (с 1810 года. Законосовещательный орган.); Сенат (высший судебный орган. Кассационная инстанция для всех судебных органов); прокуратура; адвокатура (надзор за судом); нотариат; Комитет министров:

Таблица "Абсолютная монархия с 1861 по 1917 годы"
Таблица "Абсолютная монархия с 1861 по 1917 годы"
Будет правильно, если вы скачаете таблицу "Абсолютная монархия с 1861 по 1917 годы" на карточки и выучите.

2.1. Причины и цели проведения реформ императором Александром II

Причины - многочисленные назревшие политические и социально-экономические проблемы, тормозившие развитие России: 1) крепостное право тормозило развитие рыночных отношений (капиталистических); 2) сословное неравенство в обществе вызывало недовольство народа; 3) финансовый кризис возникший в результате Крымской войны (1853-1856 гг.); 4) поражение России в Крымской войне, вскрывшее отставание феодальной России от развитых капиталистических стран Европы в экономике и 5) военном деле.
Цели реформ 1860-1870-х годов - расчистить дорогу для развития капитализма в России, сформировать правовое государство, современную армию.

2.2. Реформы императора Александра II.

Реформы императора Александра II были проведены в период 1860-1870-х годов и были названы "Великие реформы".

Это серия крупных политических, социальных, правовых и экономических преобразований в Российской империи:
  • 1859-1880 гг. - национальные реформы -освобождение крестьян в Польше,
    улучшил положение евреев;
  • 1861 г. - отмена крепостного права;
  • 1862-1869 гг. - реформа Русской православной церкви, принят ряд уставов духовных учебных заведений;
  • 1863 г. - финансовая реформа;
  • 1863 г. - реформа высшего образования;
  • 1864 г. - земская реформа - земство и другие нововведения в местном самоуправлении;
  • 1864 г. - судебная реформа;
  • 1865 г. - цензурная реформа - ослабление цензуры в СМИ;
  • 1870 г. - реформа городского самоуправления;
  • 1871 г. - реформа среднего образования - образовательные новшества, включая расширение и реформирование начальных и средних школ ;
  • 1871 г. - военная реформа - модернизация армии и флота.

2.2.1. Содержание реформ императора Александра II

1. Крестьянская реформа Александра II (1861 г.): объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа; Земля предоставлялась крестьянской общине; крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него; по определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.).

До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину (отработки) и оброк (издольщина или испольщина) (отменено в 1882–1887 годах). Расположение крестьянских наделов на территории определял помещик.

Крестьянин получал:

  1. Личную свободу, независимость от помещика;
  2. Право переходить в другие сословия;
  3. Право самостоятельного вступления в брак;
  4. Свободу выбора рода занятий;
  5. Право защиты своих дел в суде;
  6. Самостоятельно совершать сделки;
  7. Приобретать и распоряжаться имуществом;
  8. Заниматься торговлей и промыслами;
  9. Участвовать в выборах местного самоуправления.
Таблица "Крестьянская реформа Александра II 19 февраля 1861 года".
Таблица "Крестьянская реформа Александра II 19 февраля 1861 года".

Крестьянская реформа 1861, одно из ключевых преобразований в ходе Великих реформ императора Александра II.

2. Земская реформа Александра II (1864 г.): цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра (г. Санкт-Петербурга) органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности.
Были созданы
выборные представительные губернские и уездные земские собрания, а также исполнительные органы - земские управы.

Губернские и уездные земские собрания выполняли роль территориальных представительных органов населения для осуществления местного нормотворчества в рамках губернии или уезда, внесение в местное законодательство изменений и улучшений, не противоречащих основным юридическим нормам Российской империи, а Земские управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

3. Реформы образования 1871 года, финансов 1863 года.

Основные положения этих реформ предложены в представленной карточке. Карточку следует вывести и выучить.
Таблица "Содержание Финансовой реформы 1863 г., реформы образования 1871 г., Земская реформа 1864 г."
Таблица "Содержание Финансовой реформы 1863 г., реформы образования 1871 г., Земская реформа 1864 г."

4. Судебная реформа Александра II (1864 г.): основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения:

  1. Независимость судебной власти;
  2. Единый суд для всех сословий;
  3. Гласность судопроизводства;
  4. Состязательность судопроизводства;
  5. Право сторон и подсудимых на защиту в суде;
  6. Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых;
  7. Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  8. Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией;
  9. Несменяемость судей;
  10. Обособление прокуратуры от суда;
  11. Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести.
  12. Введен институт адвокатуры - теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  13. Образован нотариат - в ведение нотариуса переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и др.

Прежняя судебная система была полностью перестроена.

В результате в России была сформирована новая судебная система:
В государственном масштабе создан главный судебный орган – Сенат. В губерниях судебные органы состояли из двух частей: мировые суды и общие суды. Мировые суды рассматривали дела меньшей степени важности (проступки и дела с ущербом до 500 руб.), вторые – все остальные.
Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте. Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды. Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты. Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский.
Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия.
Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.
Император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Это одна из важнейших реформ АлександраII была наиболее последовательной и демократичной. Заложенные ею основные демократические принципы организации судопроизводства действуют до настоящего времени (разумеется, с изменениями и учетом реалий нашего времени), например, состязательность, суд присяжных, адвокатура и др.

5. Городская реформа 1870 года, военная реформа 1871 года.

Основные положения этих реформ предложены в представленной карточке. Карточку следует вывести и выучить.
Таблица "Городская реформа 1870 г., Судебная реформа 1864 г., Военная реформа 1871 г.
Таблица "Городская реформа 1870 г., Судебная реформа 1864 г., Военная реформа 1871 г.

2.3. Итоги и значение реформ Александра II

1) Итак, реформы императора Александра II в 60 -70 годах XIX века осуществлялись в следующем порядке:

  1. Земельная реформа – 1861 г.
  2. Судебная реформа – 1864 г.
  3. Земская реформа – 1864 г.
  4. Образовательная реформа – 1864г.
  5. Городская реформа – 1870 г.
  6. Военная реформа – 1874 г.

Преобразования носили поступательный и длительный характер.

2) В целом, проведенные Александром II преобразования имели прогрессивный, буржуазный характер по сравнению с предшествующим периодом феодального развития Российского государства, как в экономике, так и в социальном устройстве. Россия вступала в эпоху развития капитализма и прежние феодальные устои задерживали ее развитие по сравнению с другими государствами. Реформы Александра II заложили основу для более современного буржуазного пути развития России. Следствием реформ стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее стране резко повысить темпы экономического и социального развития.

Крестьянская реформа 1861 года стала основной среди реформ Александра II, поделив жизнь в России на дореформенную и пореформенную. Крестьяне получили возможность развивать общинное хозяйство, что позволяло им стать более заинтересованными в результатах своего труда и открывало дорогу промышленности, формированию рынка рабочей силы в стране.

3) Реформы 60-70х годов XIX века носили и либеральный характер, поскольку уничтожение института крепостничества положило начало слому сословных перегородок в российском обществе, перестройке государственного строя на более демократическую основу. Так, Земская (1864) и Городская (1870) реформы создали выборные органы самоуправления, что позволяло представителям всех сословий участвовать в управлении. Реформа образования (1864) разрешила открывать частные учебные заведения. После ее проведения стали открываться учебные заведения для женщин, классические гимназии, а университеты получили автономию. К либеральным реформам относят Земскую, Судебную, Военную, Городскую реформы, реформу образования.

4) Вместе с тем, реформы Александра II проводились в большинстве случаев в интересах дворянства. Они отражали буржуазные тенденции в развитии Российской империи, и, следовательно, формировали предпосылки для дальнейшего развития и укрепления в России классового общества на новой экономической и социальной базе. Созданная новая судебная система была буржуазной по своей природе, буржуазной, по своей природе, становилась армия, получившие свободу крепостные крестьяне достаточно быстро сформировали пролетариат и буржуазию.

2.4. Предложенный для подготовки материал следует внимательно изучить и выучить, при этом целесообразно использовать карточки с основными понятиями и событиями, изложенными в этом методическом материале. Размещенная здесь видео-лекция на эту тему существенным образом поможет в серьезном освоении этой темы.

Желаем успехов на экзамене!

Видео-лекция канала "Реформы Александра II. Готовимся к ЕГЭ по истории":

Статьи и лекции канала для подготовки к экзамену по истории в подборке:

Готовим экзамен по истории. Материалы для ЕГЭ | Academia-nadezhda | Дзен

Больше материала для подготовки к экзамену на нашем сайте: https://nadezhda46.webnode.ru/ege-gotovim-vmeste/

Желаем всем успехов на экзаменах!

Понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте! Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

-9