Найти тему
Femmie

10 отличий «Жестокого романса» от «Бесприданницы». Какие моменты не вошли в фильм

Оглавление

Рязанов обогатил историю бесприданницы и показал то, о чем Островский не писал.

«Жестокий романс», Мосфильм
«Жестокий романс», Мосфильм

История Ларисы Огудаловой и Сергея Паратова, показанная в фильме «Жестокий романс», до сих пор трогает сердца миллионов зрителей. Свою картину режиссер поставил по мотивам пьесы Островского «Бесприданница». Он обогатил сюжет яркими деталями, которые и вызывают у нас столько эмоций — отвращение к Карандышеву, сочувствие Ларисе и осуждение Паратова. Мы нашли 10 очень важных отличий фильма от классического произведения.

Рязанов показал то, о чем в пьесе можно только догадываться

У Островского повествование начинается с городской кофейной, где собрались местные купцы Кнуров и Вожеватов, а чуть позднее в заведении появляются Огудалова, Лариса и Карандышев — они уже готовятся к свадьбе. Кнуров и Вожеватов обсуждают неудачный выбор Ларисы. Харита Игнатьевна приглашает обоих на обед в дом Юлия Капитоновича. А вскоре раздается пушечный выстрел — в город прибыл Паратов.

А фильм начинается с того, как завязываются отношения Ларисы и Паратова. И в этом принципиальная разница. Рязанов в первой серии показал нам, как зарождались чувства «бесприданницы» к Сергею Сергеевичу, как он внезапно уехал из города, не попрощавшись с ней и как она ждала его приезда. То, с чего начинается пьеса, Рязанов показывает лишь к концу первой части — он чуть сдвинул события.

В фильме мы видим подробности начала отношений Ларисы и Паратова, а в пьесе этих важных деталей нет / «Жестокий романс», Мосфильм
В фильме мы видим подробности начала отношений Ларисы и Паратова, а в пьесе этих важных деталей нет / «Жестокий романс», Мосфильм

Но «Жестокому романсу» это только на пользу. Режиссер ярко раскрасил почти безликое совместное прошлое Ларисы и Паратова, которое было таким коротким. Не видя их красивого романа и переживаний героини, зрители, возможно, не прочувствовали бы всю трагедию бесприданницы.

Рязанов углубил и всех персонажей. Например, глядя на Сергея Сергеевича в фильме, порой проскальзывает мысль, что у него действительно были чувства к Ларисе. А после прочтения пьесы такого впечатления не возникает. А как в фильме показаны душевные терзания Ларисы! И когда она влюбляется в Паратова, и когда он внезапно исчезает из ее жизни. У Островского ничего такого нет.

Лариса в финале пьесы и фильма совсем разная

Финал в пьесе и в фильме тоже сильно отличается — не по действию, но по смыслу. И в киноленте, и в книге Карандышев совершает роковой выстрел в Ларису. В пьесе она успевает сказать:

«Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама. Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю», — шепчет она из последних сил и посылает всем прощальный воздушный поцелуй.

А в экранизации Рязанова после выстрела Лариса последний раз молча встречается взглядом с Кнуровым, Вожеватовым и Паратовым. Упав на палубу, она произносит лишь одно слово:

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм
Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

В «Жестоком романсе» в этой сцене Паратов и виду не подал, что дорожит Ларисой

Эта сцена в начале «Жестокого романса» заставила зрителей поволноваться. На приеме у Огудаловых Паратов устраивает состязание по стрельбе с офицером Семеновским. Когда офицер попадает в мишень — стакан на голове Паратова, он  дает в руки военному карманные часы, велит держать и собирается сам выстрелить.

Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм
Х/ф «Жестокий романс» / Мосфильм

Однако Семеновский отказывается, поскольку сомневается в его меткости. И тогда Лариса берет эти часы в руку, а Паратов, вопреки возражениям Карандышева, стреляет и попадает точно в цель.

В фильме в этой сцене мы не слышим важные слова Паратова об отношении к Ларисе / «Жестокий романс», Мосфильм
В фильме в этой сцене мы не слышим важные слова Паратова об отношении к Ларисе / «Жестокий романс», Мосфильм

И если в фильме эта сцена показывает хвастовство Паратова и слепую любовь «бесприданницы», то в книге все по-другому.

Об этом состязании Лариса рассказывает Карандышеву в самом начале пьесы. Это — не настоящее, а прошлое, ее воспоминание о Паратове. Но важнее всего слова барина, которые повторяет Лариса в своем рассказе.

«Сергей Сергеич говорит: „Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею“, — рассказывает Лариса.

В фильме ничего подобного персонаж Михалкова не говорит. А это важный момент, который показывает отношение Паратова к Ларисе.

В пьесе Паратов оскорбляет всех женщин, но в фильме Рязанова этого не показали

В начале второй серии «Жестокого романса» Паратов вновь появляется в доме Огудаловых и добивается разговора с Ларисой. Этот эпизод в пьесе и фильме отличается важными нюансами.

В фильме образ Хариты Игнатьевны вызывает больше симпатии, чем в пьесе / «Жестокий романс», Мосфильм
В фильме образ Хариты Игнатьевны вызывает больше симпатии, чем в пьесе / «Жестокий романс», Мосфильм

Во-первых, в книге Харита Игнатьевна встречает Сергея Сергеевича на пороге и узнает о его предстоящей женитьбе. Разорившийся барин продал свою свободу за большие деньги — полмиллиона рублей. Но он категорически отказывается называть имя богатой невесты. Тем не менее, Огудалова даже после этого позволяет ему встретиться с Ларисой. В фильме же в этом эпизоде Паратов даже намеков не дает «тетеньке» на то, что скоро станет женатым человеком.

В этом эпизоде в пьесе уязвленный Паратов произносит колкости, а в фильме этого нет / «Жестокий романс», Мосфильм
В этом эпизоде в пьесе уязвленный Паратов произносит колкости, а в фильме этого нет / «Жестокий романс», Мосфильм

Читайте на канале:

Во-вторых, Рязанов не показал нам весьма интересный отрывок из тяжелого разговора Ларисы и Сергея Сергеевича. И в пьесе, и в фильме он упрекает ее за то, что она выходит замуж за Карандышева. Но в книге Паратов, чье самолюбие уязвлено, довольно резко выражается в адрес всех женщин.

Паратов. Эти «кроткие, нежные взгляды», этот сладкий любовный шепот, — когда каждое слово чередуется с глубоким вздохом, — эти клятвы… И все это через месяц повторяется другому, как выученный урок. О, женщины!

Лариса. Что «женщины»?

Паратов. Ничтожество вам имя!

Лариса. Ах, как вы смеете так обижать меня? Разве вы знаете, что я после вас полюбила кого-нибудь? Вы уверены в этом?

Паратов. Я не уверен, но полагаю.

Лариса. Чтобы так жестоко упрекать, надо знать, а не полагать.

Эту короткую, но важную сцену Рязанов придумал

Помните, с каким восхищением Лариса и Харита Игнатьевна смотрят на Паратова? Он ради них наступил в глубокую лужу и передвинул к ним экипаж, чтобы они не испачкали одежду.

Рязанов элегантно усилил контраст между Паратовым и Карандышевым в этой сцене / «Жестокий романс», Мосфильм
Рязанов элегантно усилил контраст между Паратовым и Карандышевым в этой сцене / «Жестокий романс», Мосфильм

И все это происходят на глазах у Карандышева. Позднее и Юлий Капитонович пытается таким же способом впечатлить Ларису после того, как они вышли с ней из салона одежды.

 Эту сцену вы не найдете в пьесе у Островского / «Жестокий романс», Мосфильм
Эту сцену вы не найдете в пьесе у Островского / «Жестокий романс», Мосфильм

У Островского обеих сцен в пьесе нет. Но они однозначно придали еще больше харизмы Паратову и усилили жалкий образ Карандышева.

Этой сцены тоже не было в пьесе. В ней показана вся власть Паратова и вся слабость Карандышева

В фильме показана еще одна сцена, которой нет в пьесе. Паратов и Юлий Капитонович ссорятся в доме Огудаловых — на глазах Ларисы и ее матери. Сергей Сергеевич, которого сейчас назвали бы альфа-самцом, жестко показывает свое превосходство над Карандышевым. Он разбивает кулаком яблоко, брызги которого запачкали лицо Юлия Капитоновича.

 Придумав эту сцену, Рязанов подчеркнул главные черты Паратова и Карандышева / «Жестокий романс», Мосфильм
Придумав эту сцену, Рязанов подчеркнул главные черты Паратова и Карандышева / «Жестокий романс», Мосфильм

Скорее всего, этим эпизодом Рязанов также хотел подчеркнуть силу и дерзость Паратова и слабость и унизительное положение Карандышева.

Этот трогательный эпизод есть только в «Жестоком романсе». Почему он важен

В фильме есть еще одна сцена, которую придумали сценаристы. Помните, в первой серии Паратов появляется на обеде в честь дня рождения Ларисы? Им никак не удается остаться наедине, пока Харита Игнатьевна не отправляет дочь за вареньем.

И вот Лариса и Сергей Сергеевич стоят в полумраке и глядят в глаза друг другу. Красавица предлагает ему попробовать варенье и угощает его с ложки. А он, увидев у нее на руке каплю лакомства, нежно целует пальцы.

В пьесе у Островского этого нежного момента нет / «Жестокий романс», Мосфильм
В пьесе у Островского этого нежного момента нет / «Жестокий романс», Мосфильм

Ничего подобного в пьесе Островского нет. Но картина Рязанова от этой короткой сцены вновь в выигрыше: у зрителей есть возможность увидеть трепетное отношение Паратова к Ларисе в самом начале их отношений.

Паратов в начале пьесы и в начале фильма — совершенно разные люди

В начале пьесы Паратов появляется в городе, когда уже не владел «Ласточкой» и пароходством в целом — он вообще остался почти без имущества. Поэтому выгодная женитьба на очень богатой наследнице выглядит ожидаемой, учитывая его любовь к деньгам и роскоши.

А в фильме Сергей Сергеевич появляется тоже в самом начале, но в другом статусе. Он — владелец пароходства и даже мысли не допускает о том, чтобы продать свою «Ласточку». Ведь она быстрее всех «по Волге бегает». В киноленте вопрос о продаже предприятия встает гораздо позднее.

«Жестокий романс», Мосфильм
«Жестокий романс», Мосфильм

Но это отличие объясняется просто. Как мы уже рассказали выше, Эльдар Рязанов чуть сдвинул основные события пьесы на потом.

Какие слова Ларисы в последние минуты жизни не прозвучали в «Жестоком романсе»

В финале «Жестокого романса» Мокий Парменыч предлагает Ларисе отправиться с ним на выставку в Париж, а затем стать его содержанкой. Раздавленная предательством Паратова, она в этот момент словно думает о чем-то другом и даже не смотрит в сторону Кнурова.

Он уходит, а она остается на палубе одна и низко наклоняется через перила, смотря на воду. Совершенно очевидно, о чем она думает в этот тяжелейший для нее момент. А дальше появляется Карандышев, разговор с которым приводит к трагедии.

Здесь должен был быть монолог Ларисы, но Рязанов не включил его в сценарий / «Жестокий романс», Мосфильм
Здесь должен был быть монолог Ларисы, но Рязанов не включил его в сценарий / «Жестокий романс», Мосфильм

Но в пьесе есть сцена, которая не вошла в фильм. У Островского после предложения Кнурова Лариса ведет очень длинный монолог и размышляет о том, как можно было бы закончить мигом все страдания, бросившись в воду. Но не решается на этот шаг.

«Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная», — произносит Лариса в пьесе.

В итоге в пьесе ее рассуждения сводятся к тому, что было бы хорошо «захворать» так, чтобы не вылечиться.

Почему Рязанов назвал фильм «Жестокий романс», а не «Бесприданница»

Один из наиболее популярных вопросов, который возникает у зрителей после прочтения пьесы и просмотра фильма — почему же кинокартина называется не так, как произведение Островского. Причин тому несколько.

Во-первых, когда Рязанов приступил к картине, в отечественном кинематографе уже было несколько экранизаций «Бесприданницы» именно с таким названием. Фильмы вышли в 1936 и 1974 годах.

Во-вторых, Рязанов видел пьесу как грустный романс. Весь сюжет его фильма напоминает жестокие романсы — простонародные песни, которые были популярны среди русских мещан на рубеже 19-20 веков. Главное отличие жестокого романса от любого другого в том, что он простой и до крайности трагичный. И именно эту крайность показал режиссер в своем фильме.

В фильм не вошел известный русский романс 19 века, который Лариса исполняет в пьесе / «Жестокий романс», Мосфильм
В фильм не вошел известный русский романс 19 века, который Лариса исполняет в пьесе / «Жестокий романс», Мосфильм

Кстати, в пьесе Лариса поет мужской романс на стихи Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение»:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности своей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней.

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям.

Но в фильме этот романс не прозвучал. Эльдар Рязанов изменил репертуар главной героини: она исполняет «Под лаской плюшевого пледа», «Любовь — волшебная страна», «А напоследок я скажу».

«Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. Я тоже сначала хотел использовать „Я ехала домой“, „Снился мне сад… ” и другие. Но возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял — то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение — „Я, словно бабочка к огню“ — от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с „мохнатым шмелем“ оказался к месту. .», — рассказывал режиссер.

Эльдар Рязанов снимал «Жестокий романс» лишь по мотивам пьесы Островского, поэтому многие моменты он интерпретировал по-своему. И хотя после выхода фильма критики обрушились с негативными отзывами, зрители его очень полюбили.

А вы как считаете, трагедия Ларисы лучше отражена в пьесе «Бесприданница» или же в фильме «Жестокий романс»? Пишите в комментариях.

Источник публикации

Смотрите еще по теме: