Найти тему

День второй. На берегах Хопра и Волги

Утром мы поехали на хутор Захопёрский Волгоградской области, где родился и до четырёх лет жил Никитин дедушка Иван. История переезда была трагической (в 1929 году сына увезла из Волгоградской в Воронежскую область мать, вдова то ли расстрелянного священника, то ли другого близкого к церкви человека, не желавшая, к тому же, вступать в колхоз). На новом месте, в селе Советское, она переменила сыну имя (в крещении Иван был Алексеем), а также дала другую фамилию - Дубровин. В поисках храма, священника и возможной настоящей фамилии Никиты я полгода терроризировала в электронной переписке волгоградских краеведов, но в нашем уравнении по-прежнему слишком много неизвестных. Будем искать и верить, а пока решили просто посмотреть на родные места дедушки и прекрасный Хопёр.

река Хопёр у дороги на хутор Захопёрский
река Хопёр у дороги на хутор Захопёрский

Пока семья отдыхала на берегу, я ушла в травы - бродить босиком и петь казачьи песни (благо, на много километров вокруг никого не было - надеюсь). Может, это разыгралось воображение, но в степи у берега Хопра на меня нахлынуло воспоминание о сне, в котором быстро шли, почти бежали друг другу навстречу отец и сын. В том сне пространство было точно таким: пахучим, травяным, колючим и мягким одновременно, у него не было конца и края, оно было сизо-зелёным, и над ним плыли точно такие же низкие облака. Я знала, тот сон - не только о дедушке Иване и его отце, он обо всех мальчиках - нынешних и прежних - ищущих и жаждущих Отца.

На берегу Хопра
На берегу Хопра

Я шла босиком, земля была тёплой, в глубоких трещинах. Вспоминала замечательную книгу краеведа В. Копылова "Адский круг" об Октябрьской революции, Гражданской войне и коллективизации, написанную по воспоминаниям здешних старожилов. Какие страшные времена пережили люди. История семьи Никитиных предков была не исключительной, а, увы, типичной. Сколько крови было здесь пролито, сколько сожжено икон и храмов, сколько осиротело детей!..

Я вложила в трещины цветы. Это метафора человеческой души, которая больше не может ничего произвести, потому что жажда превратила раны в бездны.
Я вложила в трещины цветы. Это метафора человеческой души, которая больше не может ничего произвести, потому что жажда превратила раны в бездны.

Пока одни погружались в Хопёр, а другие - в глубины прапамяти, наш навигатор напомнил, что следующая точка маршрута "Родина-мать зовёт!". Именно так - с восклицательным знаком.

"А сколько метров? А выше Статуи Свободы? А в России - самая высокая?" - из Ильи вопросы сыпались пулемётной очередью. У него сейчас тот возраст, когда единственное, что может успокоить и укротить - величина и величие. Этого в нашей поездке было много. И началось всё именно с Волгограда - бесконечного, огромного, грандиозно раскинувшегося вдоль Волги.

-4

К Родине-Матери мы поднялись сзади, от парковки, к которой привёл навигатор. Логика восхождения нарушилась, поэтому пришлось спуститься к Набережной и подняться заново: так, как было задумано создателями паркового ансамбля - по Центральной гранитной лестнице в 200 ступеней (столько длилась Сталинградская битва), которая начинается у Вводной площади и заканчивается у Зала Воинской Славы.

Авторов монумента Евгения Вучетича и Николая Васильева вдохновляли статуэтки античных Ник
Авторов монумента Евгения Вучетича и Николая Васильева вдохновляли статуэтки античных Ник

За ней открывается аллея пирамидальных тополей и площадь "Стоять насмерть", названная словами из Приказа № 227. Приказ был принят в июле 1942 года в решающий момент, когда враг подступал к Сталинграду. В начале сентября на этих склонах располагался командный пункт 62–ой армии, позже именно здесь стояли на смерть солдаты под командованием легендарного генерала В. И. Чуйкова.

На площади "Стоять насмерть"
На площади "Стоять насмерть"

На Площади Героев мы постояли у стен-руин и у скульптурных композиций, изображающих подвиги сталинградцев. Вспомнили бабушку Никиты Таисию Петровну Железникову - маленькую хрупкую женщину, которая всю войну прошла медсестрой. А ещё - нашего земляка, поэта Ивана Кучина, которого вынесла из боя и вывезла на волах с передовой шестнадцатилетняя санитарочка Таня Янголенко. Ей поэт посвятил стихотворение "Незабываемое":

Меня везли с передовой в санях,
Запряженных ленивыми волами,
И девушка, совсем ещё девчонка,
Махала палкой:
- Цо-об! Цобе! Цоб-е!..
Ну, дядько… Миленький… Не умирай!..
Не умирай… Не надо!
Дядько, милый!..
Но почему же – дядька?
Почему?
Меня такое званье обижало…
Тогда мне было
восемнадцать лет.
Площадь Героев
Площадь Героев

Почти в каждом городе или посёлке есть скульптура "Скорбь матери", есть она и на Мамаевом кургане. Будто взывающая с высоты грозная Родина здесь, у подножья холма, становится просто женщиной, которая не может чувствовать ничего, кроме скорби. Рядом с ней - символический водоём, он олицетворяет слёзы всех матерей, потерявших сыновей.

Здесь подумалось: материнские слёзы - это ключ неиссякаемый, море, океан, а не стоячие тихие воды
Здесь подумалось: материнские слёзы - это ключ неиссякаемый, море, океан, а не стоячие тихие воды

В Зале Воинской Славы факелом пылает Вечный Огонь, тихо и проникновенно звучит вокализ Шумана "Грёзы". Поначалу скульптору Е. Вучетичу хотелось дать монументу голос музы Шостаковича, но написанная им оркестровая музыка не ожила в акустике мемориала. Затем была идея исполнения церковного хорала, но это противоречило атеистической повестке. Наконец, вспомнили о великом немецком романтике. "Грёзы" Шумана нравились всем, но смущало германское происхождение композитора. Вучетич решительно напомнил, что немецкая музыка не имеет отношения к фашизму, и Зал Воинской Славы навсегда обрёл свой голос.

Под куполом реют стрижи, эхом разносятся детские голоса.
Под куполом реют стрижи, эхом разносятся детские голоса.

Музыка Шумана и голос Левитана, передающий сводки военного времени, - это незабываемое акустическое впечатление. А ещё почему-то хочется слышать здесь, сквозь крики туристов и каменное молчание стен - человечьи голоса бойцов, фамилиями которых по периметру расписаны стены Зала. Слышать - как в песне Растеряева про георгиевскую ленточку.

Вид на Волгу и храм Всех Святых на Мамаевом кургане
Вид на Волгу и храм Всех Святых на Мамаевом кургане

Вообще, конечно, мысль о том, что здесь было, одним человеческим сердцем невместима. Сотни туристов проходят, фотографируются под летним солнышком. Здесь бы побыть в одиночестве под ледяным ноябрьским ветром, чтобы что-то почувствовать - так, как это необходимо. Но для первой встречи - детям на память - пусть она останется такой: яркой, парящей, самой-самой высокой.

-11

А ещё пусть останутся парк с редкими видами дубов, ручной бельчонок и вкусное волгоградское мороженое.

Кормильцев так много, что некуда спешить: подойдут сами
Кормильцев так много, что некуда спешить: подойдут сами

Сил и времени на то, чтобы найти до заката место в пригороде и поставить палатку, у нас к концу дня не осталось, поэтому решили ночевать на турбазе "Наше место". Конечно, бронировать нужно заранее, все красивые новые домики у них были заняты, но нам предложили эконом-вариант, похожий на старенькую дачку, и мы согласились с радостью.

-13

Ночью на Волге гудели пароходы. А утром мы проснулись и увидели такую красоту. Получилось, что Волга у нас в этом году - второй раз: сначала в Костроме и Плёсе, теперь - здесь.

Августовская Волга
Августовская Волга

Остались бы и ещё на денёк, но начался дождь. Нас ждал третий день приключений и прекрасная Калмыкия!