Найти тему
Игра в душнилу

Понять себя глазами кино (Часть 6).

Оглавление

Эдипов комплекс и наше восприятие глазами кино (Часть 6). "Смена роли".
«Смена ролей».

Поговорим о том, как меняется наше отношение при столкновении с противоречивым восприятием нашей окружающей действительности.

Мы меняемся в зависимости от желаний или обстоятельств?
Мы меняемся в зависимости от желаний или обстоятельств?
Эдипова смена роли, представляет собой ситуацию, когда объект, от которого мы ждем заботы и внимания, начинает представлять угрозу.

При условии наличия эдипова комплекса, ребенок всё равно ждет любви от родителя, даже в контексте соперничества. Но когда ребенка настигает чувство «Беспомощности», на фоне противоречия в ожидании любви, появляется чувство смятения и отчаяния, что ему не к кому обратиться за помощью.

Кадр из фильма «В ночи охотника»
Кадр из фильма «В ночи охотника»

Такие ходы в кино, тоже не редкость. Очень старый, и яркий тому представитель, фильм «В ночи охотника» 1955 года. Выделяется он тем, что достаточно буквально интерпретируется в тематике эдиповой «Смены роли», потому что главный персонаж (Гарри Пауэл), в образе отца, охотится на собственных приемных детей отображая и дополняя подтекст «Беспомощности».

Но вспомним что-то посовременнее и менее мрачное.

Кадр из фильма «33 несчастья»
Кадр из фильма «33 несчастья»

К примеру - фильм «33 несчастья».
В один скверный пасмурный день, на юных представителей семьи Бодлеров — Вайолет, Клауса и их маленькую сестричку Солнышко — обрушились несчастья. Страшный пожар лишил их дома и любящих родителей. И вот тут, на сцену выходит Граф Олаф (которого играет Джим Керри), который становится их опекуном, притворяясь заботливым, но на деле пытающегося устроить детям несчастный случай, дабы забрать оставленное им наследство.

Это простой и понятный зрителю контекст «смены роли», в котором нет сюжетных усложнений. Передавая зрителю ощущение опасности, от того, кто должен был быть полной противоположностью, рассчитано на элементарное удовлетворение в зрителе, в виде ощущения победы над «соперником», и в виде преодоления чувства «беспомощности», в обёртке кульминационной победы над злом, делает этот фильм привлекательным, как для более низкой возрастной аудитории, так и для более возрастной.

И возвращаясь к примитивному ужасу.

Кадр из фильм «Нечто» 1982г.
Кадр из фильм «Нечто» 1982г.

Раз уж буквальная интерпретация эдиповой «смены роли» превосходно подходит под использование в жанре ужасов, не могу пройти мимо одной из лучших воплощений (по моему скромному мнению) этой концепции, а именно фильм «Нечто» 1982г.. То, чем привлекательны фильмы тех лет, это отсутствие лишних сюжетных подробностей, о том, с чем мы имеем дело, а значит заставляет пробуждать наши собственные ассоциации.

Обычно в таких фильмах, главные герои сталкиваются с опасностью по стечению обстоятельств или случайных необдуманных действий. Подобно ребенку, который заигрался и случайно разбивает мамину вазу, а после сидит и ждёт предавшись постоянному напряжению, прихода родителей в ожидании неизбежного наказания. Этот и подобные фильмы, пробуждают именно эти глубокие чувства в людях.

«Смена роли» в «Нечто», обыграна иным, но действенным образом, в виде постоянной угрозы жизни, от тех кому ты доверяешь. Ведь главная опасность, это инопланетное существо, которое может принимать облик совершенно любого, как человека, так и другого живого биологического существа (естественно после «поглощения» изначального объекта). Подобные ходы, заставляют испытывать постоянное напряжение, от ощущения того, что тот, на кого ты полагался и доверял, в следующую минуту, может оказаться не тем, за кого ты его принимаешь, но перед кем ты окажешься «беспомощным».

Боязнь «смены роли», у того, от кого ждешь заботы и внимания, порождает неуверенность и страх не оправдать ожидания, что стимулирует быть тем, кем хотят тебя видеть, а не тем, кем ты являешься, а это приводит к собственной «смене роли».
Боязнь «смены роли», у того, от кого ждешь заботы и внимания, порождает неуверенность и страх не оправдать ожидания, что стимулирует быть тем, кем хотят тебя видеть, а не тем, кем ты являешься, а это приводит к собственной «смене роли».
«Смена роли» - может обыгрываться как угодно, и играет зачастую сюжетным фактором меняющихся обстоятельств. Если в эдиповом смысле, мы это подразумеваем, как смена ожиданий от родителя (от любви до ненависти), то в фильмах, это используется более разнообразно, будь то буквально взбесившийся отец из «Сияния», будь то фильмы про измену, где любовь супруга сменяется ненавистью, или жизненный пример, где медсестра, которая больно ставит уколы, или того хуже, но сама по своему архетипу, подсознательно должна внушать чувство заботы, выхаживания и выздоровления (то есть указывать на путь - от Танатоса к Эросу), при противоречии, вызывает у нас чувство разочарования.

«Обмен телами» и более позитивный ключ применения.

В другой родственной разновидности эдиповой «смены роли», существует понятие - «обмен телами» (когда роль сменяется у нескольких субъектов, или речь о перенимании роли того, с кем ассоциируется страх неоправданных ожиданий и т.д.).

К примеру, ребенок, которого много наказывали ремнем в детстве, во взрослом возрасте перенимает черты родителя, наказывая ремнем своего собственного ребенка, считая этот метод действенным, ставя себя в достойный пример, но при этом, в своём же периоде детства, ненавидящий родителей за это.
С другой стороны, это может выражаться и в другом, например дети из сиротских приютов. Они будучи в раннем возрасте, примеряют роль заботливых родителей, потому, что того требует их жизненная ситуация, и потому, что в них нуждаются.
«Смена роли», «Обмен телами» и «Соперничество» - как перекресток жизненного цикла.
«Смена роли», «Обмен телами» и «Соперничество» - как перекресток жизненного цикла.

Можно еще проще - семьи с двумя и более детьми. Пока родители рядом, старший ребенок (как оно обычно заведено), беззаботно играет роль ребенка, но оставшись наедине с младшим, перед ним будет стоять моральный выбор, который зависит от того, кого он видит в младшем, того кто нуждается в заботе, или же его «соперника», в то время, когда и младший может быть не таким уж милым когда родители рядом.

Зачастую, поведение детей может копироваться с примеров взрослых, и если поведение родителей несет деструктивный характер, то ребенок, не понимая альтернатив и будучи в самостоятельной среде, пытается имитировать привычное ему поведение, как способ выживания.

Как вы уже могли догадаться, если же ребенок начинает видеть в младшем соперника, «обмен телами» переходит в «смену роли», в ходе которой, старший будет пытаться внушить угрозу.

В этом и заключается главная отличительная особенность «Смены роли» от «Обмена телами».
«Смена роли» - подразумевает скрытую угрозу, от того, от кого ожидаешь чувство любви и наоборот.
«Обмен телами» - подразумевает выражение тех чувств, эмоций и действий, которые рождаются под влиянием обстоятельств.

Применение концепту «Обмен телами» , очень часто используется в позитивном ключе и тепло приветствуется зрителями по всему миру.

Кадр из фильма «Чумовая пятница»
Кадр из фильма «Чумовая пятница»

Как вы уже догадались, оно находит себя, даже в буквальном его трактовании, как например в фильме «Чумовая пятница», где сюжет повествует, о буквальном обмене телами матери с дочерью.

Фильм был настолько успешен в своё время, что породил целый жанр с похожими фильмами, как например «Каков отец, таков и сын», в котором всё тоже самое, только обмен телами происходит между сыном и отцом, или же куча других репликаций во всех странах мира. Даже в России был снят похожий фильм, под названием «Любовь морковь».

Почему людям это нравится?

Стремление быть лучше и желание быть проще
Стремление быть лучше и желание быть проще

Всё очень просто. Какой ребенок не мечтал скорее вырасти? И более того, какой взрослый не мечтал побыть снова ребенком! Фильмы, основанные на концепте «Обмена телами», вызывают у детей чувство удовлетворения и свободы. Ассоциируя себя с главным героем, дети начинают чувствовать себя не теми, кому говорят что делать и когда делать, а людьми первого сорта, теми, кто будет говорить остальным что делать, или по крайней мере, всё делать по своему, наслаждаясь прелестями взрослой жизни.

У взрослых возникает абсолютно противоположные мысли, но тоже связанные с удовлетворением. Что можно оставить ответственность и заботы, и что ты снова можешь расслабиться и рассчитывать на чью-то заботу.

Кадр из фильма «Большой»
Кадр из фильма «Большой»

В фильме «Большой» с Томом Хэнксом, главный герой - Джош (которого он играет) - неописуемо счастлив, когда проснувшись рано утром, обнаружил, что вырос всего за одну ночь.

Но как и говорилось, концепция не обязательно заставляет понимать её буквально.
Кадр из фильма «Один дома»
Кадр из фильма «Один дома»

Еще один прекрасный пример, это фильм «Один дома».

Проснувшись, малыш Кевин обнаружил, что его семья уехала в отпуск, забыв парня дома. Можно было забить тревогу, но зачастую это лучший подарок для ребенка, ибо ты, из огромной семьи, где всегда суматоха, еще и далеко не старший ребенок, а значит все тебе говорят что делать, и тут - О чудо! За одну ночь, всё изменилось, ты можешь делать что запрещали, смотреть по телевизору что запрещали, кушать и пить что запрещали, можно трогать вещи старшего брата, будто ты сам старший и все остальные прелести взрослой жизни в представлении ребенка.

Но какой фильм без конфликта, конечно же, за всё нужно платить, а с взрослой жизнь приходят и взрослые проблемы, которые нужно преодолеть, пусть и детскими методами.
Как говорится - всё гениальное просто.
И самое главное, такие фильмы учат как взрослых, так и детей, вставать на место друг-друга, укрепляя взаимопонимание.

Теперь вы знаете больше.

В следующей статье, я расскажу о еще одной разновидности «смены роли» - о "деспотичном родителе" и разберем все пройденные темы на примере.

Спасибо! Что дочитали до конца!

Предыдущая статья.