О зависти. Почему мы завидуем?
Зависть так же, как и обида, – чувство приобретенное. Зависть присуща всем людям, начиная с детского возраста. Это чувство считается постыдным и осуждается в обществе. Поэтому завидующие люди чаще всего отрицают это чувство. Но от этого зависть не перестает возникать снова и снова.
Что же такое зависть?
Есть ряд сложных чувств, в состав которых входит несколько переживаний. К таким чувствам относятся обида, ревность, а также и зависть. Таким образом, зависть – это сложное переживание, которое включает в себя досаду от того, что человек не обладает чем-то, и злость, вплоть до ненависти на другого, у кого это желаемое есть. Зависть относится к сфере социальных переживаний. Предметом зависти может быть все, что угодно, касаться любой сферы человеческой жизни: любые отношения, материальные ценности, профессиональная деятельность, способности, достижения и т.п.. Завидущий человек достаточно часто желает несчастья тому, кому завидует, вплоть до реального причинения вреда в крайних случаях.
Когда человек завидует кому-то, он испытывает злость не только потому, что чего-то не имеет. Это связано еще и с тем, что, завистник бессознательно принимает превосходство другого человека, чувствуя себя при этом неполноценным, униженным, недостойным, неудачником. «Завистливым душам свойственно ненавидеть людей за то, что они якобы отнимают у них счастье» (Жорж Санд).
Наиболее часто мы встречаемся с завистью в отношении материальных благ, причем не обязательно таких значимых, как машина, дом, но и незначительных таких как, например, джинсы, кроссовки, сумочка и т.д. В таких случаях обнаружить зависть не представляется трудным. Сложнее заметить зависть тогда, когда, например, мать завидует своей дочери, у которой жизнь складывается благополучнее. При этом зависть может быть прикрыта маминой критикой отношений ее дочери со своим мужем.
Из этого, мы видим, что зависть основана на:
- сравнении того, что у кого-то что-то лучше или больше, чем у меня;
- собственной неудовлетворенности. Это может быть неудовлетворенность внешностью, достижениями, материальным положением, социальным статусом, отношениями. В основе неудовлетворенности может быть чувство неполноценности, нарушение идентичности, непринятие себя, поэтому завидуют тем, на кого хотят быть похожими;
3.наличии потребности, которую человек не может удовлетворить по каким-либо причинам.
Как я уже неоднократно упоминала, нет хороших и плохих чувств. Зависть так же не плохое, и не хорошее чувство. Она становится проблемной в избыточном количестве. Это так называемая «черная» зависть. В этом случае переживание зависти может быть настолько сильным, что становится разрушающим для завистника. У него может нарушиться сон, аппетит, происходит потеря интересов, жизнь становится безрадостной. Любые неудачи в жизни могут быть оправданы тем, что у завистника в отличие от того, кому завидует, чего-то или кого-то нет (достаточного количества денег, положения и т.д.). При этом человек снимает с себя ответственность за происходящее в его жизни.
С другой стороны, зависть в некотором смысле может принести пользу. Это может быть в том случае, когда человек использует чувство зависти как стимул для собственного развития. Например, завидуя определенному качеству или успеху другого, человек развивает в себе это качество или старается достичь аналогичного успеха.
Как развивается зависть?
Зависть можно обнаружить уже у маленьких детей. Вероятно, у многих есть воспоминание из детства, когда хотелось иметь такую же игрушку, как у соседского мальчика, как у девочки из детского сада. Я помню свои детские «страдания», когда очень хотелось иметь такую же красивую куклу, как у моей двоюродной сестры.
Дети выражают зависть непосредственно в виде высказываний своего желания: «хочу такую же, как у…», « хочу тоже на качели» и т.п. При этом спокойное адекватное отношение родителей, удовлетворение основных потребностей ребенка не будут способствовать закреплению и развитию чувства зависти.
Рассмотрим варианты, которые стимулируют развитие зависти.
Одна из причин возникновения зависти – это сравнение. Поэтому любые сравнения ребенка с другими детьми будут приводить к зависти. Родители не всегда осознают, что приводя в пример более аккуратную соседскую девочку, которая «никогда не пачкается» в отличие от своего ребенка, или более смышленого мальчика, который так хорошо рассказал стишок, оказывают своему чаду медвежью услугу. У ребенка возникает злость на того, с кем сравнивают, и он начинает завидовать, считая себя хуже. И такое сравнение с другими у ребенка может закрепиться. А в сравнении мы всегда проигрываем. Поэтому, в будущем человек, постоянно сравнивая себя с кем-то, будет чувствовать свою несостоятельность, и становится завистником.
Согласно другой причине – неудовлетворенности собой – зависть развивается в процессе такого воспитания, когда родители постоянно недовольны ребенком, не принимают его таким, какой он есть. Здесь можно перечислить все признаки деструктивного воспитания: неудовлетворение потребностей ребенка в признании, любви, заботе, внимании; ограничение или неудовлетворение желаний («тебе это не нужно»); излишний контроль с ограничением проявлений ребенка; насилие в любом виде; внушение ограничивающих установок («деньги – это зло», «нельзя улыбаться – плакать будешь»). Прививается жесткое долженствование и чрезмерная ответственность с чувством вины. Это позволяет взрослым контролировать и манипулировать ребенком.
В результате такого воспитания у ребенка формируется соответствующее отношение к себе: низкая самооценка, непонимание и неверие в себя, неудовлетворенность своей внешностью, способностями, успехами. Нередко формируются глубокий внутренний комплекс неудачника, позиция жертвы, в основе которых лежит отсутствие опоры на себя, ощущение собственной несвободы и субъективная невозможность использовать собственные ресурсы. И тогда, сравнивая себя с успешными, красивыми, способными, счастливыми и т.п. другими людьми, возникает чувство зависти.
Не стоит забывать и о поведении родителей, которое является для ребенка примером. Например, злобные критичные высказывания родителя в адрес других «на мерседесах ездят, наворовали!» отражают искажённую систему ценностей. Перенимая такую систему ценностей, ребенок не учится искренне радоваться жизни.
Иногда в результате жесткого воспитания ребенок может начать завидовать другим детям, у которых такие «классные родители/мама/папа», потому что любят, водят в кино, покупают игрушки.
Наиболее ярко зависть высвечивается в подростковый период, когда у подростка идет процесс формирования идентичности, формируется отличная от родителей картина мира. В этот период в разы вырастают различные потребности подростка, как в эмоциональном плане, так и в материальном. Для самоутверждения и получения признания в подростковой группе подростку нужен именно «такой» гаджет, именно «такие» кроссовки и т.п. Появляются также некие эталоны, на которые подросток ориентируется. И невозможность удовлетворения своих желаний и потребностей приводит подростка к зависти. Причем, он может завидовать не только соседскому подростку, но и известному артисту, модели, спортсмену.
Чтобы скрыть чувство зависти, люди чаще всего используют такие формы психологической защиты, как:
- рационализацию, чтобы объяснить свои жизненные неудачи «не очень-то и хотелось», «я и без этого обойдусь». Также посредством рационализации тот, кто завидует, объясняет достижения других в виде критических замечаний «если бы не …(папа, дядя), сам бы он не справился», или утверждений, что тот, кому завидуют, добился … (положения, успеха, состояния) нечестным путем;
- проекцию, когда собственная зависть не просто отрицается, а приписывается другим, избегая, таким образом, чувство стыда за свои мысли и переживания;
- зависть может быть скрыта под маской борьбы за справедливость, агрессии, обиды и даже депрессии;
- зависть может выражаться в виде иронии, подколок, критики, нежелания разделить радость достижения другого.
Как перестать завидовать?
- Осознать, что вам свойственно завидовать без осуждения себя и других. При этом важно быть честным перед собой.
- Попытаться понять, что вызывает в вас чувство зависти. Т.е., исследовать причины зависти.
- Оценить, насколько вам необходимо то, чему вы завидуете. Например, если бы у вас было бы такое-то качество/внешность/положение и т.п, чтобы вам это дало и чего бы вы лишились, имея желаемое.
- Перестать сравнивать себя с другими, у каждого своя история и свой жизненный путь.
- Принять себя таким, какой вы есть, со всеми своими достоинствами и недостатками. Нельзя изменить что-то в себе, если это отрицается. Принятие же позволяет начать процесс изменений.
- Учиться удовлетворять свои потребности.
- Формировать адекватную самооценку.
- Выявить ограничивающие убеждения, поддерживающие позицию жертвы и комплекс неудачника, с последующей их проработкой.
- Ставить конкретные достижимые цели.
- Начать изучать что-то новое, приобрести новые навыки.
- Учиться радоваться жизни.
Конечно, избавиться совсем от чувства зависти крайне трудно. Но нужно помнить о том, что завидуя, мы обрекаем себя на несвободу. И важно научиться уважать и ценить то, что есть в нас и у нас.