Найти в Дзене
Иван Жилин

Нил Стивенсон, "Семиевие"

Когда человек что-то предполагает, совершенно не факт, что он будет располагать. Человек может предполагать, что вернётся к истории Дэниэля Уотерхауза и Джека Шафто, которую Нил Стивенсон излагает в своём "Барочном цикле", но в итоге человек просто берёт другую книгу Стивенсона - и внезапно угадывает! Ну то есть "Семиевие" не вошло в круг моих любимых книг, но всё же, скорее, понравилось, и помогло сохранить интерес к автору. Попробую рассказать, как так вышло. Сначала - важное предуведомление. Не нужно быть слишком умными, не надо думать над названием книги - Seveneves, и предполагать, что "eve" - это канун, канун какого-нибудь праздника, да хоть Рождества. Нет, всё намного банальнее, и чем раньше читатель подумает про эту банальность, тем менее удивительно будет для него многое из описанного. В отличие от меня. Да, и ещё: как-то рассказать про эту книгу и обойтись вообще без спойлеров мне кажется в принципе невозможным, так что, как водится, caveat emptor, но я постараюсь делать это

Когда человек что-то предполагает, совершенно не факт, что он будет располагать. Человек может предполагать, что вернётся к истории Дэниэля Уотерхауза и Джека Шафто, которую Нил Стивенсон излагает в своём "Барочном цикле", но в итоге человек просто берёт другую книгу Стивенсона - и внезапно угадывает! Ну то есть "Семиевие" не вошло в круг моих любимых книг, но всё же, скорее, понравилось, и помогло сохранить интерес к автору. Попробую рассказать, как так вышло.

Сначала - важное предуведомление. Не нужно быть слишком умными, не надо думать над названием книги - Seveneves, и предполагать, что "eve" - это канун, канун какого-нибудь праздника, да хоть Рождества. Нет, всё намного банальнее, и чем раньше читатель подумает про эту банальность, тем менее удивительно будет для него многое из описанного. В отличие от меня. Да, и ещё: как-то рассказать про эту книгу и обойтись вообще без спойлеров мне кажется в принципе невозможным, так что, как водится, caveat emptor, но я постараюсь делать это мягко (спойлер: у меня не получится).

Отчасти меня прощает то, что первый из спойлеров, описывающий событие, запускающее вообще всю сюжетную механику, расположен прямо на обложке. Это, друзья мои, Луна, расколовшаяся на семь крупных и бессчётное количество мелких осколков. В силу какого именно неизвестного события происходит эта катастрофа автор оставляет за кадром, в голову лезут всякие лю-цысиневские ужасы, но на самом деле для всего происходящего далее причина раскола Луны не имеет значения. Ну то есть (вот сейчас спойлер чуть жёстче) эта тема вообще не возникнет, да и нет в том надобности - от этого раскола более чем достаточно непосредственных последствий, так что вполне понятно желание автора разобраться с ними.

Потому что первым и самым важным последствием будет являться плотная бомбардировка Земли осколками Луны. Дело в том, что семью большими кусками дело не ограничится - наш спутник продолжает дробиться на все более мелкие осколки, которые в какой-то момент а) полностью забьют орбиту и сделают невозможным космические полёты и б) разбомбят поверхность нашей планеты практически до состояния архея с вскипанием приличной части океанов. Называется это явление "белое небо" и означет, в общем, финита ля человечество.

Разумеется, человечество не собирается сдаваться и ставить на себе крест не будет, совсем наоборот. Неожиданно решительно и относительно дружно мировое сообщество начинает готовиться к неизбежному (до этого самого неизбежного два года) и стремительно покидать колыбель, чтобы создать новую. Дело происходит примерно в наши дни с соответствующим уровнем технологий, то есть какое-то райское орбиталище создать в принципе невозможно, и максимум на что остаётся надеяться - это на старую добрую МКС, которая будет разрастаться до совершенно невероятных размеров.

Собственно, первые две части - это довольно увлекательная история создания комического ковчега из дерьма и палок. Да, это современные и относительно высокотехнологичные дерьмо и палки, но тем не менее. Стивенсон явно был очень увлечён конструированием этого вопроса, и, несмотря на то, что за техническими подробностями довольно вяло проглядывают персонажи, читать всё это интересно. Постепенно в сюжет вплетается всё больше политики, и вот тут удельный вес персонажей постепенно растёт. Сказать, что они офигенно интересные и необычные люди нельзя, но картонными я бы их тоже не назвал. Герои достаточно живые, а местами и даже узнаваемые - и Хиллари Клинтон, и Илона Маска тут все определят без труда. Правда, это улучшенный Маск и более молодая Хиллари, но это уже детали.

Тут и достроенная МКС, и капсулы, и астероид - всё, что нужно для встречи Армагеддона
Тут и достроенная МКС, и капсулы, и астероид - всё, что нужно для встречи Армагеддона

Если первая часть - это в основном история разрастания МКС до невероятных (относительно) размеров и создания флота небольших обитаемых капсул, то вторая уже как раз менее техническая и более социальная. Человечество к тому моменту уже сгорает в адском огне орбитальной бомбардировки, а его жалкие остатки уже теряют былую монолитность и единение и начинают сраться. Говорят, что по роману сейчас собираются снимать сериал, ну так это прям исключительно благодатный материал, потому что постоянные внутренние распри, стабильно ухудшающие шансы людей на выживание в хоть каком-то объёме, тут прямо уже в сюжете заложены и даже ничего изобретать не надо. В итоге автор планомерно ведёт историю к промежуточному финалу, идея которого заложена прямо в названии, и именно этой идее "Семиевие" обязано большим количеством женских персонажей, включая общую любимицу, русскую космонавтку Фёклу. Именно эта идея, а не повесточка, объясняет гендерный перекос, тем более, что среди баб там достаточно лиц разной степени мерзотности, а среди мужиков достаточно самоотверженных и благородных (в отношении обоих полов обратное тоже верно).

В общем и целом космическая одиссея человечества, достигшего совершенно исключительного события "бутылочного горлышка" постепенно завершается относительно удачно - во всяком случае с помощью генной инженерии у людей остаётся шанс и надежда, а самые тупые читатели, вроде меня, наконец поняли смысл названия. И вот тут надо было бы, наверное остановиться, или последовательно продолжить этот достаточно увлекательный base-builder типа, наверное, Space Heaven или Astroneer. Но здесь Стивенсона начинает нести.

То есть, наверное, нельзя критиковать автора за желание прыгнуть на пять тысяч лет вперёд и посмотреть, как потомки выживших организовали прекрасный новый мир на орбите медленно, но верно приходящей в себя Земли. И не стоит, думаю, ругать его за социальные выкладки, которые звучат очень спорно и даже немножко отдают расизмом, что отчего-то в мире культуры отмены не считывают - ну и слава Богу, наверное. Ну вот такой у него получился прогноз исходя из заданных самостоятельно данных, ну почему, в конце концов, и нет. Но это всё описывается ну настолько скучно и не увлекательно, что создаётся впечатление чтения сурсбука с описанием мира какой-то футуристичной RPG или очередного grim darkness of the far future. А если учесть, что практически сразу Нил начинает живописать и технологии этого послезавтрашнего дня, становится вовсе уныло.

Схема орбитального кольца, на котором три миллиарда землян счастливо проживают в третьей части. Обратите внимание, расписаны и где какие расы и как называются орбиталища. Всё хорошо, но эта схема ещё и в тексте подробно описана, и вот тут прям совсем тяжко читать
Схема орбитального кольца, на котором три миллиарда землян счастливо проживают в третьей части. Обратите внимание, расписаны и где какие расы и как называются орбиталища. Всё хорошо, но эта схема ещё и в тексте подробно описана, и вот тут прям совсем тяжко читать

Причём формальный сюжет, который разворачивается в третьей части - это настолько примитивная мелодрама высокой степени трогательности, что ей даже элементы приключений и махача не помогают. А уж с точки зрения логики события и находки, которые совершает партия персонажей на поверхности Земли, и вовсе вызывает вопросы, а то и натуральные станиславские "не верю".

Ну то есть книжка по инерции дочитывается до конца, но, в отличие от финала второй части он вообще не производит впечатления. Ну то есть сплошной хэппи-энд с некоторыми несерьёзными оговорками; эдак можно было и эпилог какой просто сообразить, а не растекаться мыслью настолько далёко в будущее. Хотя там у него есть некоторые забавные лингвистические штудии, посвящённые интеграции русских слов в английский.

Тем не менее, за счёт первых двух частей книгу точно можно занести в актив, а третья хоть и портит весь позитив, но не настолько, чтобы бросить. К прочтению с некоторыми оговорками можно рекомендовать, а лично для себя я вернул Стивенсона в число авторов, к творчеству которых попробую возвратиться. Ну, если опять на Барочную трилогию не налечу.