Найти в Дзене
legoman_russia

Ещё раз о редкости минифигурок, наборов и сувениров LEGO

С того момента как я опубликовал пилотную статью о проблеме редкости минифигурок LEGO, прошло без малого шесть лет. Срок довольно значительный. За это время выпущено огромное число новых фигурок и наборов, в том числе сувенирных. Многое было обнаружено (и стало достоянием общественности) в насыщенной истории компании, в том числе не без моих стараний. Часть ранее выпущенных продуктов стала привлекательной в инвестиционном плане, чему в немалой степени способствовала пандемия и активность инста самцов и инста самок со всех точек нашего необъятного мира. Изменился и вектор коллекционирования, где на арене появились не совсем привычные и даже необычные предметы с логотипом LEGO. Людям стала интересна история компании, чему способствовало также и широкое празднование ее 90-летия в 2022 году.

Все это, если не диктует необходимость, то является достаточным для очередного рассуждения на вечный вопрос о редкости в мире LEGO. В чем-то ранее высказанные мною суждения пройдут проверку временем, в другом - получат новое обоснование и развитие.

Принципиальный же момент остаётся для меня незыблем: стоимость чего-то не определяет редкость, и наоборот, не все редкое имеет значительную стоимость. Однако этому правилу, казалось бы понятному интуитивно, мешает следующий фактор.

Если обратить внимание на те наборы (прежде всего, минифигурки в гораздо меньшей степени), которые пользуются повышенным спросом и, как следствие, семимильными шагами достигают пиковой стоимости, то можно обратить внимание, что этому способствует популяризация самой модели - едва не самой редкой, лишь потому что она не претерпевала изменений и не выпускалась повторно; или самой ранней на фоне бесконечного множества подобных ей; или же самой большой, самой уникальной по составу деталей и минифигурок и так далее...

Так и хочется спросить, ну хорошо, есть некий набор, и в нем есть какая-то деталь, не используемая более нигде или же просто существующая только в этом наборе в определенном цвете. И что? Это повод определять стоимость такого набора в двух или пятикратном размере в сравнении с ему подобными? Серьезно? А как же спрос, рождающий предложение, что является единственным способом определения стоимости?

И здесь на арену выходит взращенное социальными сетями племя молодых, но бестолковых инвесторов. Рынка нет, но можно же создать его подобие, выкрикивая на каждом углу, что вон тот парень с дофигаллионом подписчиков на Ютюб сказал, что это редко и дорого, потому готов и я продать (еще и деньги очень нужны) за кучу рублей, только бери!

И все разом забыли, что по если покопаться, то набор с такой деталью или что-там еще редкого, выпущен был тиражом в пару сотен тысяч, и победив свою лень, можно его отыскать еще где-то по более приятной, а главное разумной цене. Да и в целом, если разобраться, деталь эта совсем не нужна, как и набор с ней, и все мероприятие затеяно ради туманной возможности перепродать на тысячу рублей дороже. Бизнес - не стоящий ничего, так как затраты на само мероприятие гораздо выше получаемого результатам. Тот случай, когда время - деньги. А здесь оно спущено в унитаз.

Когда я покупаю редкую минифигурку, тиражом всего в пару сотен штук, для меня значение имеет здесь и сейчас. Готов к озвученной стоимости - бери. Готов торговаться - торгуйся. Шансов найти ее спустя время по стоимости ниже - ничтожны. И в любом случае не обесценивают ни фигурку, ни коллекцию.

С массовыми продуктами такого нет. Мы вовсе стали забывать, что наборы LEGO изначально - лишь пример того, как можно сочетать разные детали. В этом и состоит принцип System in leg (System in play), приведший к развитию пластмассовых кубиков в то, чем они являются сегодня - универсальным инструментом реализации фантазии и творчества, а также отличного средства поддержания вашей мобильности и состояния сознания. Но люди который год, под влиянием лицензионных серий и маститых "специалистов" с экранов своих телефонов, видят в наборах только модель, самую-самую во всем, а не технику и принципы строительства. Тем самым конструктор становится просто игрушкой, а не средством вдохновения и созидания.

Боба Фетт из набора 10123 за 5000 долларов? Да! Дайте два, ведь это вершина всего чего только можно! Простой набор, даже скучный. Обычная фигурка, каких выпущено было сотни тысяч. Но первая с рисунком на руках - да ладно? Вот прямо так под пять тысяч и ни цента меньше? А чего не всего 50 долларов? или хотя бы 500?

И таких примеров - сотни. А вот истинные раритеты, сохранившихся экземпляров которых почти не осталось, стоят в разы дешевле. Ну или сопоставимо с раскрученными вещами, но оправданно с точки зрения именно редкости и сохранности...

-2

Вот, буквально пару недель назад, пример торгов той самой уточки. Точнее двух ее разновидностей, каждую из которых разделяет полтора десятилетия между выпусками. У них даже способ нанесения красок различается.

Цена? Я встречал и более высокие предложения, которые принимались на ура. И сравните вот с этим:

-3

Насколько нужно быть выжившим из ума проигнорировать приобретение культовой уточки при желании иметь у себя в коллекции частичку компании, отдав предпочтение никому не нужному набору 10123? А ведь он и на самом деле никому не нужен. Таких предложений на рынке - десятки. Да только висят они ни месяц, и ни два, а то и годами. И никакого спроса на них нет. Зато есть цена. Ведь так сказал тот латинос с Ютюб или какой-нибудь умник из России, решивший в один миг стать специалистом по редкости LEGO.

Но это про тот случай, когда вам действительно и для себя хочется чего-то уникального и редкого. Рядовой набор, переоцененный жадными продавцами, едва ли отвечает этим характеристикам. Разве что еще через сто лет.

Или вот совсем свежий пример с минифигуркой серии Dungeons & Dragons - драконоголовым рыцарем Паладином.

-4

При цене в России этих фигурок 600 рублей за штуку, найти его в продаже сложно. При том, что в запечатанной коробке из 36 фигурок, таковых там ровным счетом три. Еще буквально пара месяцев и цена это фигурки будет сопоставима со стоимостью всего комплекта. Почему так? Кто вдруг решил, что этот экземпляр станет основой будущих армий фанатов серии Castle? Опять Ютюб нашептал... НЕ могут же в одно мгновение сотни и тысячи людей решить, что им нужны полчища этих драконов. На фоне того, что других рыцарей явно в таких количествах мало кто держит. Или все вдруг как один строят воздушные массивные замки в своих скромных квартирах?

Сами своими бессмысленными желаниями создаем и поддерживаем шум вокруг ничего не стоящих вещей. Но вопрос снова же не в этом. Уже сейчас можно услышать не жалобы, что эта фигурка будет из-за перекупщиков стоить дорого, а что она - редкая. Ага, при наличии трех полных комплектов в заводской коробке. При таком подходе каждая из 12 минифигурок серии столь же редкая. Разве нет? Иначе, к чему подмена понятий?

Один дурак крикнул: я построю себе замок и населю его армией драконов. Другие дураки в ответ: да, мы тоже так хотим! Но умение формировать и транслировать собственную волю и собственное желание здесь спит мертвым сном. Можно ли считать коллекционером, человеком со свободной волей того, кем руководит мнение кого-то там еще, неизвестного, но модного. Где тут индивидуальность, отражением которой может и должна быть ваша коллекция? Собирать разрозненно все, потому что это названо редкостью?

Да уж лучше армию минифигурок LEGO World купить, да вот только у адекватных людей такого желания не возникает. Потому что смысла нет никакого. А без смысла - грош цена любой коллекции, потому как все накопленное становится просто хламом.

Что в итоге? А ничего! Нет совершенно ничего, что оправдывало бы с любой точки зрения тот хаос, какой творится на вторичном рынке LEGO. Главное, что отсутствует в нем - интерес и мотивация со стороны потенциальной армии покупателей. И полнейшее нежелание знать что по чем в этом мире грешном.

А еще постоянная подмена понятий, в результате чего массовое становится редким, потому и сверх дорогим. А действительно редкое - как было так и остается в одной ценовой категории. Да, сравнивать фигурку за 600 или даже 6000 рублей нельзя с таковой, оцениваемой за 600 долларов. Но здравый смысл твердит, что сравнивать можно вещи сопоставимые. Глупо считать редкой фигурку серии CMF, предлагаемую на рынке в разы выше розничной цены, когда такие же ровным счетом фигурки стоят дешевле. Здесь нет редкости. Здесь правит жадность. А сувенирные, например, фигурки, в сравнении их между собой, стоят приблизительно одинаково. Да, выше разумных и доступных каждому цен. Но таковые формируются под влиянием многих факторов: тираж, доступность даже при большом тираже, стоимость участия в мероприятии, где таковые раздавались (пример с фигурками Inside Tour). Во всех этих случаях цена - не показатель редкости. Она является оправданной с точки зрения всех факторов, совокупность которых способствовала появлению ее в продаже. А редкость здесь состоит обоснованно лишь в тираже и доступности, которые сами по себе цену не определяют, хотя и влияют на нее.

Брюзжу? Разве что немного. Скорее призываю не впадать в горячку, а покупать не потому что модно, а потому что вдохновляет на строительство, изучение истории, осмысление... а знания стоят, вопреки расхожему мнению, не так дорого. Потому что на 90% знания - это вы сами и ваше желание учиться и обогащать свой внутренний мир. LEGO как раз про это - про ваш внутренний мир. Никогда об этом не забывайте. Поверьте, если вам интересны, например, тестовые кубики компании, нужно быть готовым к их стоимости. Тогда зачем вам десяток наборов по завышенной стоимости? Если же цель - конструктор, то довольствуйтесь тем, что доступно, а не тем, что на волне интересов сомнительной группы людей, влияющих на ваше сознание. Выбор того, что собирать и покупать - это выбор свободного человека. Такова система этой игры.