В истории советского кино не раз случалось, когда из заказных агитационных фильмов удавалось сделать настоящие киношедевры. И зрители потом даже не догадывались, что их любимая картина, оказывается, несёт определённый пропагандистский смысл, призывая их к тем или иным действиям.
На канале «CINEMA» уже были статьи о подобных советских фильмах. Это, например, любимая многими комедия «Большая перемена», которая на самом деле призывала молодых людей идти в вечерние школы.
Или многочисленные художественные фильмы о спорте, пропагандирующие здоровый образ жизни. С помощью фильмов молодежь зазывали на ударные стройки. Много художественных кинолент сняли по заказу Министерства обороны СССР, завлекая молодых парней в армию и военные училища. Также были картины, снятые и по заказу Министерства финансов СССР.
Возможно, их было немало, и читатели в комментариях дополнят меня. Но мне на память приходят две такие кинокомедии от наших великих режиссёров. Это фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» и комедия Леонида Гайдая «Спортлото 82». По своей сути обе эти картины ненавязчиво призывали советских зрителей покупать облигации и лотерейные билеты.
Например, фильме Рязанова «Зигзаг удачи», премьера которого состоялась в 1968 году, был связан с историческими событиями в нашей стране. В начале 80-х годов на одной из телепередач «Кинопанорамы» тайну появления этой картины раскрыл автор сценария Эмиль Вениаминович Брагинский.
Он рассказал, что заказ на сценарий к художественному фильму, который должен призывать граждан покупать государственные облигации, он получил от редколлегии «Госкино» ещё в середине 60-х годов.
В то время по всей стране шла грандиозная стройка многоквартирных жилых домов. В ходе выполнения хрущевской жилищной программы наша страна официально вышла на первое место в мире по количеству построенной жилплощади. Но такая программа требовала много денег. И вот тогда в Министерстве финансов решили увеличить продажи населению гособлигаций, чтобы по максимуму привлечь в казну личные денежные сбережения граждан.
Облигации госзайма, в отличие от лотерейных билетов, после установленного срока гасились по номинальной стоимости. Поэтому покупатели облигаций, по сути, не рисковали своими средствами. Зато у них появлялась возможность на регулярных розыгрышах облигаций выигрывать солидные денежные призы. Собственно, об этом и рассказывает сюжет фильма «Зигзаг удачи».
Фильм прошел по кинотеатрам с успехом и в целом выполнили свою миссию. Продажи облигаций госзайма действительно в конце 60-х годов значительно увеличились. Хотя экономисты это связывают всё же не с успехом картины Рязанова, а с тем, что сама жилищная программа предоставила населению на стройках всей страны сотни тысяч дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест. У людей появились значительные денежные средства, которые в период товарного дефицита они не имели возможность потратить. Вот граждане и несли эти деньги в Сберкассы, где приобретали гособлигации. Это было удобнее и безопаснее, чем хранить деньги дома в кубышке.
Что интересно, история появления комедии «Спортлото 82» была связана с похожими целями. Только в 80-е годы в народе были очень популярны всевозможные государственные лотереи.
Любой желающий мог рискнуть небольшой суммой денег (обычно стоимость билета была меньше рубля) и выиграть мечту каждого советского гражданина – личный автомобиль! И такая возможность привлекала десятки миллионов советских граждан. Было много и других привлекательных призов, что в период товарного дефицита тоже мотивировало граждан участвовать в вещевых лотереях.
А в начале 80-х годов государство опять остро нуждалось в финансовых средствах. В этот раз из-за организации и проведения летней московской олимпиады. Дело в том, что на строительство грандиозных спортивных сооружений, а также гостиниц, инфраструктурных объектов и т.д. из бюджета были изъяты по истине астрономические суммы!
Из-за дефицита бюджета были приостановлены многие научные и художественные проекты. В том числе и «Мосфильм» в олимпийские годы финансировался по сокращённому варианту. Поэтому руководство страны искало любую возможность пополнения госказны. В том числе и через организацию всевозможных государственных лотерей.
В начале 80-х годов реклама различных лотерей размещалась не только в прессе, но и на улицах городов и, конечно же, в кинематографе. Поэтому комедия «Спортлото 82» была одним из таких агитационных фильмов.
А сегодня, много лет спустя, мы с большим удовольствием продолжаем смотреть обе эти картины, даже не заморачиваясь тем, что в своё время они были всего лишь пропагандистскими агитками.
Андрей Немчинов.
_______________________
_______________________
Если статья была интересной кликните 👍