Найти тему

Очаровательные женские образы в живописи и поэзии

Чарльз Силлем Лиддердейл (1830 - 1895) — Голова девушки.
Чарльз Силлем Лиддердейл (1830 - 1895) — Голова девушки.

Чарльз Силлем Лиддердейл - английский жанровый художник, портретист. Взгляд девушки на этом портрете очень выразителен и сама зеленоглазая красавица очень мила. Поэтому открывает нашу портретную галерею очаровательных женских образов.

Фёдор Тютчев – Вновь твои я вижу очи
Вновь твои я вижу очи —
И один твой южный взгляд
Киммерийской грустной ночи
Вдруг рассеял сонный хлад…
Воскресает предо мною
Край иной — родимый край —
Словно прадедов виною
Для сынов погибший рай…
Лавров стройных колыханье
Зыблет воздух голубой
Моря тихое дыханье
Провевает летний зной,
Целый день на солнце зреет
Золотистый виноград,
Баснословной былью веет
Из-под мраморных аркад…
Сновиденьем безобразным
Скрылся север роковой,
Сводом легким и прекрасным
Светит небо надо мной.
Снова жадными очами
Свет живительный я пью
И под чистыми лучами
Край волшебный узнаю.
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. ок. 1900 г.
Константин Егорович Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. ок. 1900 г.

В этом произведении в полную силу проявилось умение художника Маковского передать женскую красоту. Княгиня запечатлена в образе сказочной царевны. Ясные серые глаза смотрят на зрителя спокойно и благосклонно, уголки губ слегка приподняты в легком намеке на улыбку. Нежный румянец на щеках, теплое сияние кожи, изящные пальцы создают хрупкий и утонченный образ одной из самых красивых женщин эпохи.

Владимир Набоков — Глаза
Под тонкою луной, в стране далекой, древней,
так говорил поэт смеющейся царевне:
Напев сквозных цикад умрет в листве олив,
погаснут светляки на гиацинтах смятых,
но сладостный разрез твоих продолговатых
атласно-темных глаз, их ласка, и отлив
чуть сизый на белке, и блеск на нижней веке,
и складки нежные над верхнею,- навеки
останутся в моих сияющих стихах,
и людям будет мил твой длинный взор счастливый,
пока есть на земле цикады и оливы
и влажный гиацинт в алмазных светляках.
Так говорил поэт смеющейся царевне
под тонкою луной, в стране далекой, древней…
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805–1873) Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой.1858.
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805–1873) Портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой.1858.

Это парадный портрет княгини Татьяны Александровны Юсуповой написан во Франции, где молодые супруги Юсуповы проживали некоторое время. Через 6 лет появится на свет их первенец - дочь Зинаида.

Шарль Бодлер – Глаза Берты
Пусть взор презрительный не хочет восхвалить,
Дитя, твоих очей, струящих негу ночи;
О вы, волшебные, пленительные очи,
Спешите в сердце мне ваш сладкий мрак пролить.
Дитя, твои глаза — два милых талисмана,
Два грота темные, где дремлет строй теней,
Где клады древние, как отблески огней,
Мерцают призрачно сквозь облака тумана!
Твои глубокие и темные глаза,
Как ночь бездонные, порой как ночь пылают;
Они зовут Любовь, и верят и желают;
В них искрится то страсть, то чистая слеза!
Рогир ван дер Вейден (годы жизни 1399-1464)  Портрет дамы. 1460.
Рогир ван дер Вейден (годы жизни 1399-1464) Портрет дамы. 1460.

«Портрет Дамы» – это название одного из самых известных портретов в богатом творчестве Рогира ван дер Вейдена. Он отчётливо подчёркивает собой черты того, что когда-то считалось идеализированной красотой современных на тот момент женщин.

Уильям Шекспир Глаза, улыбка, волосы и брови — Сонет 106
Когда читаю в свитке мертвых лет
О пламенных устах, давно безгласных,
О красоте, слагающей куплет
Во славу дам и рыцарей прекрасных,
Столетьями хранимые черты —
Глаза, улыбка, волосы и брови —
Мне говорят, что только в древнем слове
Могла всецело отразиться ты.
В любой строке к своей прекрасной даме
Поэт мечтал тебя предугадать,
Но всю тебя не мог он передать,
Впиваясь в даль влюбленными глазами.
А нам, кому ты наконец близка, —
Где голос взять, чтобы звучал века?
( Перевод С.Маршака )
Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919) - Летом (Лиза), 1868
Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919) - Летом (Лиза), 1868

Лиза была первой юношеской любовью Ренуара. Она позировала художнику во время его раннего периода в творчестве, была запечатлена на более чем 20 его картинах.

Фёдор Сологуб - Закрывая глаза, я целую тебя
Закрывая глаза, я целую тебя,-
Бестелесен и тих поцелуй.
Ты глядишь и молчишь, не губя, не любя,
В колыханьи тумана и струй.
Я плыву на ладье,- и луна надо мной
Подымает печальный свой лик;
Я плыву по реке,- и поник над рекой
Опечаленный чем-то тростник.
Ты неслышно сидишь, ты не двинешь рукой,-
И во мгле, и в сиянии даль.
И не знаю я, долго ли быть мне с тобой,
И когда ты мне молвишь: «Причаль».
Этот призрачный лес на крутом берегу,
И поля, и улыбка твоя —
Бестелесное всё. Я забыть не могу
Бесконечной тоски бытия.
Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь Умиление злых сердец». 1914.
Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь Умиление злых сердец». 1914.

Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина. Созданная в годы первой мировой войны, картина приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.

Александр Блок — Глаза, опущенные скромно
Глаза, опущенные скромно,
Плечо, закрытое фатой…
Ты многим кажешься святой,
Но ты, Мария, вероломна…
Быть с девой — быть во власти ночи,
Качаться на морских волнах…
И не напрасно эти очи
К мирянам ревновал монах:
Он в нише сумрачной церковной
Поставил с братией ее —
Подальше от мечты греховной,
В молитвенное забытье…
Однако, братьям надоело
Конец преданьям и туманам!
Теперь — во всех церквах она
Равно — монахам и мирянам
На поруганье предана…
Но есть один вздыхатель тайный
Красы божественной — поэт…
Он видит твой необычайный,
Немеркнущий, Мария, свет!
Он на коленях в нише темной
Замолит страстные грехи,
Замолит свой восторг нескромный,
Свои греховные стихи!
И ты, чье сердце благосклонно,
Не гневайся и не дивись,
Что взглянет он порой влюбленно
В твою ласкающую высь!
Наталья Данько — Работница. 1920–1923. ГМК «Кусково»
Наталья Данько — Работница. 1920–1923. ГМК «Кусково»
Владимир Маяковский – Если я чего написал
Если
я
чего написал,
если
чего
сказал —
тому виной
глаза-небеса,
любимой
моей
глаза.
Круглые
да карие,
горячие
до гари.
Телефон
взбесился шалый,
в ухо
грохнул обухом:
карие
глазища
сжала
голода
опухоль.
Врач наболтал —
чтоб глаза
глазели,
нужна
теплота,
нужна
зелень.
Не домой,
не на суп,
а к любимой
в гости,
две
морковники
несу
за зеленый хвостик.
Я
много дарил
конфект да букетов,
но больше
всех
дорогих даров
я помню
морковь драгоценную эту
и пол-
полена
березовых дров.
Мокрые,
тощие
под мышкой
дровинки,
чуть
потолще
средней бровинки,
Вспухли щеки.
Глазки —
щелки.
Зелень
и ласки
выходили глазки.
Больше
блюдца,
смотрят
революцию.

Разные эпохи, разные художники, разные женские образы. Неизменны только поклонение красоте и женскому очарованию.

И в позии тоже. Поначалу я задумала создать подборку стихотворений известных авторов о женских глазах. Такие попались прекрасные стихотворения, очень разные и эмоционально впечатляющие.

А когда я стала находить живописные полотна к стихотворениям, получилось наоборот: картины потребовали для себя поэтического сопровождения. То есть не подборка стихов с иллюстрациями, а картинная галерея со стихотворным оформлением.

Картины выбирала мало известные, чтобы расширить свой и ваш кругозор и полюбоваться на красоту. А стихи выбирала хорошие, любимых всеми поэтов, чтобы читать и наслаждаться красотой слова и музыкой стиха.

📙📗📘 🎨🖼️🎨 📙📗📘 🎨🖼️🎨

Понравилась моя работа - поставьте смайлик - 👍, появились мысли, пожелания, замечания - выскажите их в комментариях, я буду ждать.

В продолжение темы предлагаю посмотреть другие мои публикации:

#женские живописные портреты #подборка картин и стихов о женских глазах #про женский взгляд в живописи и поэзии