По мнению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, а также губернатора города на Неве Александра Беглова, «Санкт-Петербург XXI века» больше не достоин чести располагать улицей, названной именем выдающейся революционной деятельницы Лидии Михайловны Книпович! В 2021 году эти два господина решили, что имеют право данную улицу переименовать, совершенно не считаясь с мнением горожан и поправ ряд государственных законов. Но неужели наш город действительно не достоин права нести в будущее память о человеке, много лет прожившем на невских берегах, работавшем здесь, и принявшем участие в становлении первой в мире социалистической страны - Советского Союза? Неужели он не заслуживает этой частички своей истинной истории лишь потому, что о Лидии Книпович сейчас уже мало кто помнит и знает?
Что-ж, Коммунисты Невского района г. Ленинграда с удовольствием исправят эту несправедливость!
Читайте нас, и мы дадим вам ПРАВДУ!
О ЛИДИИ КНИПОВИЧ КОРОТКО
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Лидия Михайловна Книпович (партийные псевдонимы - «Дяденька» и «Чухна») родилась 15 (27) декабря 1856 года в селе Тюсбю Нюландской губернии, Финляндия, в семье врача и статского советника. Была средним ребёнком, имела двух старших братьев и младших брата и сестру. После кончины матери занималась воспитанием младшего брата Николая и сестры. Получила домашнее образование, а также брала частные уроки, посещала лекции в Гельсинфорсском университете и даже работала народным учителем в Гельсингфорсе (старое название столицы Финляндии Хельсинки). В конце 1870-х годов познакомилась с революционным движением «народовольцев», и уже в 1881 году вошла в народовольческий кружок, где участвовала в печати и распространении листовок.
После смерти отца в 1887 году Книпович перебралась на жительство в Санкт-Петербург к своему брату Николаю. Под его влиянием она постепенно перешла к марксистским взглядам. В начале 1890-х Лидия начала преподавать в Смоленской вечерне-воскресной школе для рабочих за Невской заставой, где познакомилась с Надеждой Крупской и с Владимиром Ульяновым (Лениным) и, позже, стала членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». По просьбе Ленина, пользуясь знакомством с народовольцами, Лидия организовала Лахтинскую типографию.
В 1897 году, после разгрома типографии, Лидию арестовывает полиция и направляет в трехлетнюю ссылку в Астрахань. Там Книпович ведет активную пропаганду среди рабочих. После решения Ленина печатать газету «Искра» по его просьбе становится агентом газеты на юге России, налаживает подпольную сеть переправки и распространения газеты. Участвует в организации подпольной типографии «Нина». В 1902 году Книпович входит в Центральный Комитет или бюро русской организации «Искры».
В 1903 году Лидия Книпович становится делегатом II съезда РСДРП, и примыкает к большевикам. В 1905 году становится секретарем Одесского комитета РСДРП. Осенью 1905 года по просьбе Ленина принимает активное участие в организации I конференции РСДРП в Таммерфорсе. В 1906 году занимается организацией IV съезда РСДРП в Стокгольме.
До 1911 года Книпович продолжает работу в Петербургской организации РСДРП, исполняет все крайне конспиративные поручения партии, взаимодействует с думской социал-демократической фракцией. Она ведет переписку с центральным комитетом РСДРП и большевистской группой, хранит деньги, пересылаемые из ЦК для профессиональных работников партии и является центральным лицом большевистского центра.
Летом 1911 года Лидию Книпович снова арестовывают и отправляют в двухлетнюю ссылку в город Гадяч Полтавской губернии. Во время ссылки у нее обостряется базедова болезнь. В мае 1913 по окончании ссылки она уезжает в Симферополь к своей соратнице А.М. Руниной-Вржосек, где и проживает до своей смерти в феврале 1920 года*.
* Примечание КомНевРай: С датой смерти Л.М. Книпович имеется некоторая путаница. Википедия утверждает, что она умерла 9 февраля 1920 года, тогда как другие источники, которым редакция газеты «Моя Правда» склонна доверять больше, выдают дату 10 марта 1920 г. Что-ж, будем разбираться.
________________________________
Это была краткая и общедоступная информация о героине нашего выпуска. Однако о Лидии Михайловне Книпович больше и лучше всего могут рассказать лишь люди, с которыми она непосредственно жила, работала и дружила. Поэтому передадим слово им, и сохраним всю авторскую орфографию. Бо́льшая часть следующего текста, а также некоторые фотографии публикуются в интернете впервые, и сняты с реальных исторических документов.
ЛИДИЯ КНИПОВИЧ, ЕЁ СЕМЬЯ И «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»
Из воспоминаний Николая Михайловича Книпович (брата Лидии), опубликованных в издании 1924 г. «Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917-1921 гг.» (см. оригинал).
Отец Лидии Михайловны, Михаил Михайлович Книпович, происходивший из крестьян Ковенской губернии, по национальности литовец, по окончании медицинского факультета в Дерпте (Юрьеве) поступил на службу военным врачом и большую часть своей продолжительной (37-летней) службы провел в Финляндии.
Выйдя в отставку в чине действительного статского советника, он поселился в принадлежавшем ему маленьком имении Миккола в деревне Финбю, где и оставался до смерти, являясь бесплатным врачом населения окружающего района, очень плохо обставленного в медицинском отношении. Все хозяйственные заботы лежали на поселившейся вместе с ним Лидии Михайловне, окружившей старого отца самым заботливым попечением. Следует отметить, что после смерти матери в 1880 г. Лидия Михайловна, в сущности, почти целиком взяла на себя главные заботы в семье и заменила мать для младших брата и сестры.
Мать Лидии Михайловны, Анна Федоровна, урожденная Моллер, дворянского происхождения, была чрезвычайной доброты и сердечности, сумевшая, несмотря на институтское образование, воспитать детей в атмосфере самой нежной любви и большой свободы. Дети в семье Книпович пользовались свободой, по тому времени необычайной; ни о каком гнете семьи, подавлении личности детей не могло быть и речи.
У Лидии Михайловны было 3 брата: Михаил, Федор и Николай и сестра Зинаида; у них же жила также бабушка по матери, Анна Алексеевна. Семья была дружная, и жизнь 4-х младших членов текла в Гельсингфорсе и в имении отца бодро, деятельно и весело в кругу молодежи, среди которой были и люди развитые с широкими интересами и запросами (Михаил, значительно старше остальных, жил в то время в Петербурге).
Первое соприкосновение Лидии Михайловны с подпольным революционным миром, а именно с группой народовольцев, относится к концу 70-х годов. Во главе этой группы стоял в Гельсингфорсе учитель гимназии Павел Алексеевич Сикорский, бывший ранее артиллерийским офицером; к нему примыкал ряд офицеров (Вейгерт, Мощинский, Тарасов), учителей (Николай Платонович Вукотич и другие) и других лиц. Сикорский и Вукотич, а также некоторые другие были близкими знакомыми семьи Книпович.
В 1881 г. эта группа провалилась в связи с арестом Рогачева. Последовали обыски, аресты. Сикорский был сослан в Сибирь, некоторые из арестованных поплатились более или менее серьезно. У семьи Книпович был произведен безрезультатный обыск и допрос Лидии Михайловны и ее сестры. В Гельсингфорсе эта первая русская политическая история вызвала величайшую сенсацию и возбудила большое негодование против русских властей, конечно, не постеснившихся нарушить при этом права некоторых финляндских граждан. После смерти отца в 1889 г. Лидия Михайловна переселилась в Петербург.
С этого времени начался период ее энергической деятельности как культурно-просветительной (в комитете грамотности и в школах для рабочих), так и революционной. Характерной чертой в ее деятельности было глубокое убеждение в настоятельной необходимости культурно-просветительной работы в рабочих кругах наряду с работой чисто революционного характера.
РАБОТА ЛИДИИ КНИПОВИЧ С МАРКСИСТАМИ
Из воспоминаний Надежды Константиновны Крупской (друга и соратницы Лидии Книпович), опубликованных в издании 1924 г. «Памятник борцам пролетарской революции, погибшим в 1917-1921 гг.» (см. оригинал).
Работа в партии Народной Воли воспитала из Лидии Михайловны выдержанного подпольного работника. На нее можно было положиться, как на каменную стену. Никогда ни одного лишнего слова, ни одного лишнего вопроса, ни одного намека на свою или чужую революционную работу. Она вкладывала в работу всю свою душу, ненавидела болтовню, она не была ни оратором, ни писательницей, зато была незаменимым организатором. Надо ли было организовать, распространение нелегальной литературы, поставить работу в районе, организовать явку, никто не делал это так умело, как товарищ Лидия. Она умела втягивать людей в работу и воспитывать их на работе. Сама она беззаветно отдавалась работе, не жалея сил и здоровья.
Влияние ее на молодежь было очень велико. Замечательно Лидия относилась к людям: внимательно, заботливо. Не один товарищ скрывался у нее, не один приезжал к ней передохнуть, и она окружала их таким вниманием, такой теплотой и заботливостью, что люди потом этого никак не могли забыть. Умела она всегда найти для человека нужную ему ласку, делала все, что могла, шла на великий риск. Была она человеком убежденным, защищавшим резко и упорно свои мнения. Ко всем вопросам она подходила как-то своеобразно, часто совсем с неожиданной стороны. Когда она учительствовала в Варгунинской вечерне-воскресной школе (в Питере, за Невской заставой), у ней складывались с учениками сразу уже совсем особые отношения. Рабочие относились к ней с безграничным доверием, как к близкому товарищу. Не на одних только учеников влияла Лидия Михайловна, влияла она, и очень сильно, и на учащих этой школы.
В 1895-1896 г.г. Лидия была посредницей между «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» и группой народовольцев, приближавшейся уже по своим взглядам к социал-демократам и имевшей на Лахте типографию. Лахтинская типография по существу дела работала на «Союз Борьбы».
В 1896 году Лидия была арестована с народовольцами, долго сидела в тюрьме, потом была в Астрахани в ссылке. Когда за границей стала издаваться «Искра», Лидия посылала для «Искры» корреспонденции, всякие материалы, укрепляла связи «Искры» с местами. Лидия принимала участие в организации II партийного съезда и затем съезда Стокгольмского. Все время Лидия работает в районах, ведет большую организационную работу, состоит членом I.К.
(ЧИТАТЬ статью "Искромётная история улицы Книпович" - про улицу Книпович в г. Астрахань на сайте "Астраханский листок")
Наконец, тяжелая болезнь заставляет ее уйти с работы и поселиться в Крыму. Но и не ведя непосредственной работы, Лидия всем сердцем была с большевиками, что привело к разрыву с рядом близких людей и сделало особенно тяжелым ее пребывание в Крыму. Умирая, в бреду она говорила о коммунистах, о свиданиях с ними, о том, как она будет работать с ними. Ее схоронили симферопольские рабочие. Работа таких людей, как Лидия Михайловна, не бросается в глаза, и малоопытные люди не понимают даже часто, каких громадных усилий стоило налаживание той или иной работы. Кажется, что все как-то делается само собой, но заслуга перед партией людей, всецело посвящающих себя делу, огромна; без них не было бы той сплоченности, той внутренней силы, которыми по праву гордится Коммунистическая партия.
(ЧИТАТЬ статью "Лидия Книпович. Агент газеты «Искра» и глава Петербургского комитета" на сайте "Красная весна")
Небольшая, но по тому времени достаточная для скромной жизни, пенсия, которую Лидия Михайловна получала после смерти отца, позволяла ей не гнаться за заработком и свои силы и время посвящать прежде всего и больше всего той деятельности, которой она отдалась всею душой и навсегда. Она умерла в Симферополе 10 марта 1920 года.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЛИДИИ КНИПОВИЧ В КРЫМУ
Из очерка Сергея Яковлевича Аллилуева (друга Лидии Книпович, позже - тестя И.В. Сталина) «Памяти Л. Книпович», опубликованном в 1923 году в сборнике «Красная летопись» №5 (см. оригинал).
С Лидией Михайловной Книпович (Дяденькой) я познакомился в первый раз в Крыму. В 1919 году, в июле, под напором деникинских банд, во время нашего отступления из Криворожского железно-рудного района, где я работал в качестве члена особой комиссии по обследованию управления рудниками, я был взят в плен белыми. Заболев сыпным тифом, слег в госпиталь в Николаеве. После выздоровления счел нужным пробраться в Крым, чтобы уйти с поля зрения белых, так как в Николаеве было много криворожцев, которые меня знали.
В конце сентября я благополучно добрался по Бугу и Днепру до Каховки, а затем через Армянск, проселочной дорогой до Симферополя, где и познакомился с Лидией Михайловной, которая в это время жила у Анны Михайловны Вржосек. Здоровье ее было сильно надломлено, она страдала одышкой и удушьем и потеряла слух, вследствие чего отошла от партийной работы, сильно тосковала по близким и дорогим друзьям и товарищам по прежней совместной партийной и другим работам.
В особенности она часто вспоминала и высказывала желание видеть Надюшу (Надежду Константиновну Крупскую). И, когда деникинские банды получили надлежащий отпор от Тулы и были сброшены в Черное море, мы в это время жили в уверенности и в полной надежде на скорый приход наших, красных, войск в Крым и на окончательную ликвидацию врангелевских банд. Но ликвидация эта затянулась, уверенность наша стала слабеть.
Л.М., несмотря на свою одышку и сильные холода 1919 и 1920 гг. (зима была в Крыму суровая), часто ходила в белогвардейскую читальню просматривать местные и заграничные газеты, из которых она узнавала положение наших войск на Фронтах. Остановка наших войск у Крыма на Л.М. повлияла удручающе, она стала терять надежду увидеть Советскую Россию, близких и дорогах друзей и уже не надеялась больше прижать их к своей старческой груди.
В конце января 1920 г. Лидия Михайловна заболела воспалением легких. Она спускалась со 2-го этажа дома в подвал за дровами для топки печек, её продуло сквозняком, она слегла и уже больше не встала. Во время болезни она питалась плохо, температура в ее квартире стояла низкая, лекарства было очень трудно доставать.
Анна Михайловна Вржосек в это время постоянного заработка не имела, помощи также ни от кого не было, притом Л.М. не хотела принимать помощи ни от кого, кроме близких друзей - большевиков.
От сильного истощения и продолжительного неподвижного лежания у Л.М. на теле образовались пролежни, необходимо было как можно чаще оправлять постель и поворачивать самое Л.М.
Анна Михайловна жаловалась мне, что Л.М. в последнее время стала капризничать, раздражаться и, по видимому, тяготиться её услугами и уходом за нею, так как на предложение поправить постель и повернуть её на другой бок выражала неудовольствие, что её беспокоят, несмотря на то, что сильно страдала сама от болей в пролежнях. Когда я приходил проведать Л.М., то Анна Михайловна просила меня предложить свои услуги Л.М. повернуть её, на что Л.М. охотно соглашалась.
За несколько дней до своей смерти Л.М. совершенно потеряла сознание, а 10-го или 11-го марта Л.М. не стало.
Заветным желанием Л.М. было — быть похороненной за счет рабочих организаций, которым она посвятила всю свою жизнь и отдала все свои молодые и в преклонных годах силы. «Профессиональный союз металлистов» Симферополя отпустил для этой цели 10.000 руб. На похоронах присутствовало несколько человек представителей местных организаций и близкие знакомые Л.М. При спуске гроба в могилу Л.М. солнце в последний момент своего заката посылало ей своими лучами живительное весеннее тепло и последний блеск пурпурных лучей.
К глубокому сожалению, похоронили Л.М. при участии священника. Анна Михайловна Вржосек объяснила это обстоятельство тем, что будто Л.М. перед смертью выразила свою волю и желание, чтобы её похоронили по всем правилам христианского обряда, в чем я лично глубоко сомневаюсь. Мне думается, что это желание присуще лично Анне Михайловне, а не Л.М., потому что в это время Анна Михайловна, как и большинство наших бывших попутчиков из русской интеллигенции, отошедших от нас и от русского народа после октябрьского переворота, а также от своих прежних идеалов, заболела религиозной горячкой. Также ей хотелось навязать эту болезнь и покойной Л.М. Нет, я не верю, чтобы Л.М. не осталась верна своим прежним идеалам. Она верила в будущее творчество и торжество новой нарождающейся эры и могущество пролетариата, она была с нами до последней минуты всеми помыслами и фибрами своей высокой души до последнего вздоха...
Лидия Михайловна Книпович похоронена на Старорусском кладбище города Симферополя.
ПРО УЛИЦУ КНИПОВИЧ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
6 декабря 1976 года три проезда в Невском районе г. Ленинграда – Смоляную улицу, 1-й Круг и Больничную улицу – объединили в улицу Книпович, в честь выдающейся революционной деятельницы Л.М. Книпович, которая в 1890-е годы преподавала в вечерне-воскресной рабочей школе за Невской заставой. Подпольную работу Лидии Михайловны высоко ценил сам В.И. Ленин, а Н.К. Крупская писала о ней как о «неповторимом типе революционерки».
В апреле 2021 года губернатор Северной столицы Александр Беглов подписал постановление о возвращении улице исторического названия «Смоляная» - так улица называлась с 1871 года, когда входила в состав Стеклянного городка — исторического района Санкт-Петербурга, промышленный профиль которого получил отражение в названиях улиц — Хрустальная, Стеклянная, Глазурная, Фаянсовая…
Самое начало настоящей статьи Коммунисты Невского района г. Ленинграда не ради красоты увенчали грозным вступлением в виде манифеста. Это - протест!
В самом деле, 2021 год послужил для Петербурга утратой одной из его улиц, а точнее - названия. Вполне вероятно, что когда лица жителей Северной столицы из-за «ковида» были спрятаны за медицинскими масками, этим успешно воспользовались некоторые из высших чинов духовенства и буржуазии. Митрополит Варсонофий и новоиспечённый тогда градоначальник А. Беглов, например, занялись исторжением из себя ненависти ко всему советскому, и взялись за переименования улиц, названия которых связаны с эпохой большевизма. И, если с духовным лицом здесь всё более-менее ясно, то от бывшего члена КПСС Беглова такие выпады выглядят весьма досадно, впрочем, как и его стремительное «перевоплощение» в буржуана в 1991 году.
К счастью, дальше улицы Книпович в тот раз дело не пошло. Повесив на неё «смоляной» ярлык - название, которое часть этой улицы носила ещё в царские времена, антикоммунисты на пару лет угомонились, готовя новые коварные планы. А между тем, в царской России имя «Смоляная» носил лишь небольшой фрагмент сегодняшнего проезда - от Шлиссельбургского проспекта (ныне пр. Обуховской Обороны) до ул. Хрустальной, - и возвращать историческое название объекту, бо́льшая часть которого называлась по-другому - незаконно. В конце концов, там, где сегодня располагается центральная часть улицы, раньше вообще всё выглядело иначе (см. фрагмент карты ниже).
СМОТРЕТЬ более подробную карту Санкт-Петербурга 1901 года.
Улица КНИПОВИЧ (СМОЛЯНАЯ) в СПб на Яндекс Картах (2024 г.)
Кроме того, поскольку данная улица практически целиком располагается в промышленной зоне, и жилых зданий на ней почти нет, то борцы с коммунизмом сочли, что нет и людей, чьё мнение было бы необходимо спросить перед переименованием. Юридические же документы находившимся на улице Книпович организациям разрешили менять постепенно, поэтому на некоторых зданиях и заборах в том районе ещё сохраняются прежние таблички и надписи.
Но всё бы выглядело не так плачевно, если бы за защиту улицы Книпович в Санкт-Петербурге взялись в своё время те «товарищи», кому положено защищать советские имена и названия, как зеницу ока охранять от руки врага всё, что связанно с первой в мире социалистической страной и её идеологией. И не их победа вовсе была бы важным элементом в этой истории, а – участие в борьбе. Увы, но эти люди не только не пытались протестовать против данного безобразия – они, как выяснилось, вообще не заметили того, что произошло!
Прочитав предыдущий абзац, многие поймут, о ком в нём идёт речь, а некоторые даже узнают здесь и себя самих. И последние товарищи пускай подумают, а так ли хорошо они выполняют свои обязанности на доверенных им должностных постах? Не занимают ли они напрасно эти места, нарушая тем самым качество работы своей организации и препятствуя её пополнению более инициативными кадрами?
А по тексту у нас... ПАРАМ-ПАРАМ-ПАМ...
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК И ИСТОЧНИКИ
ШЕДЕВРЫ НАШЕЙ ФИЛЬМОТЕКИ
Увы, но ни художественных, ни документальных фильмов про Л.М. Книпович и её деятельность не существует. Но на канале «Моя Правда» мы сделали для вас подборку с лучшими советскими фильмами про деятелей нелегальной революционной партии «Народная воля», в которую в своё время входила и Лидия Михайловна.
СМОТРЕТЬ художественные фильмы «Казнены на рассвете» (1964, Мосфильм, реж.: Е. Андриканис), «Софья Перовская» (1967, Мосфильм, реж.: Л. Арнштам) и «Таинственный узник» (1986, Молдова-фильм, реж.: В. Гажиу).
ШЕДЕВРЫ НАШЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ
СКАЧАТЬ электронную версию книги С. Рубанова и Г. Усыкина «Под псевдонимом Дяденька. Документальная повесть о Лидии Книпович» (Политиздат, 1981), PDF.
ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ
В Петербурге активисты выступили в защиту улицы Книпович...
Жители Петербурга ждут, что суд вернет имя Лидии Книпович на карту города...
Апелляционный суд поддержал декоммунизацию Петербурга...
ОООЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ССЫЛКА
Ленинградские коммунисты продолжают борьбу против переименования улицы Книпович... Но... это совсем другие коммунисты!?
_____________________________________________________________
Вы читали Листок Коммунистов Невского Района г. Ленинграда «Моя Правда», Биографический цикл / выпуск №3 / Книпович Лидия Михайловна. Улица Книпович в Санкт-Петербурге.
СКАЧАТЬ его PDF-версию для печати вы можете здесь. Подготовка материала и верстка: Алексей Кумачёв. Редактор: Яна Искра. Основная часть текста статьи (выпуска) заимствована у разных источников. Перепечатка и распространение приветствуются. Информационные и материальные спонсоры выпуска, союзники: Коммунисты Невского Района г. Ленинграда (КомНевРай) / КПРФ Невский район / Надежда России СПб