Анна Тихомирова и Мария Степанова окончили программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Мария продолжит обучение в магистратуре по программе «Религиозное образование в России и за рубежом», Анна готова попробовать себя в профессии: она устраивается учителем начальных классов в общеобразовательную школу. Мы поговорили с будущими педагогами о трудностях и радостях современных учителей в теории и на практике.
Есть ли различие между подготовкой преподавателя в светском вузе и в православном учебном заведении?
Мария: ПСТГУ дает фундаментальное педагогическое образование, диплом Университета позволяет работать не только в православной гимназии, но и в обычной светской школе, а также преподавать «Основы православной культуры». Одна из задач выпускника ПСТГУ, как я ее себе представляю, – нести христианские ценности, в том числе, в свою профессию, не декларируя их, не навязывая, а реализуя их в себе.
Анна: Нас учили, что главный принцип православной педагогики – христоцентричность. Ребенок несет в себе образ Божий, а это, в свою очередь, распределяет акценты при обучении: православный педагог развивает в ребенке сначала духовную жизнь, потом душевную, а потом уже тело. Помимо базовых педагогических дисциплин на факультете были специальные, в которых педагогика рассматривается в свете православного миропонимания (например, курс «Христианская антропология»).
Мария: Православный учитель исходит из того, что нужно не изменять ребенка, а помочь ему побороть свое несовершенство.
То есть ребенок – это несовершенный взрослый?
Анна: Вне райских стен несовершенны все – и дети, и взрослые. Цель педагогики неразрывно связана с целью христианской жизни. Задача учителя – помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты, подготовиться как к жизни земной, так и к жизни вечной.
Не входит ли такой подход в противоречие с образом жизни современной школы, где главной задачей часто становится успешная подготовка к сдаче ЕГЭ?
Мария: Сейчас мы, как вчерашние студенты, можем рассуждать только с позиции теоретиков. Очевидно, что система тестов помогает поступлению в вуз, но при этом она упрощает многообразие других видов деятельности: уже в начальной школе дети как будто готовятся к поступлению, а это ведь самый творческий период в жизни школьника.
Анна: Подготовкой к сдаче ЕГЭ не ограничиваются проблемы в современных подходах к обучению. Например, в наши дни ребенок может найти в интернете ответ на интересующий вопрос без помощи учителя, поэтому исчезла своего рода монополия учителя на знание. Это усложняет и без того нелегкий путь завоевания авторитета у учеников.
В этом плане православному учителю должно быть комфортнее преподавать в православной гимназии…
Мария: Во время практики мне удалось побывать и в светской школе, и в православной гимназии. Были дети, с которыми учителю приходилось очень непросто, независимо от специфики школы.
Как должен вести себя учитель, когда отношения с ребенком складываются «очень непросто»?
Мария: Быть в меру строгим, понимающим и обязательно любящим – таким Учителем был Христос.
Среди множества специальных дисциплин вы изучали и историю педагогики. Как думаете, нужен ли в наши дни педагогу опыт дореволюционной отечественной педагогики – с ее высокими дисциплинарными требованиями (в частности, практикой телесных наказаний)? Не противоречит ли это принципу христоцентричности?
Мария: Да, в дореволюционное время детей воспитывали очень строго, было важно научить их страху Божьему. Насколько помню, телесные наказания к ученикам применяли до правления Екатерины II, в эпоху которой в отечественное образование проникли западные идеи гуманизма. Когда произошло восстание декабристов, телесные наказания вернули в школу, так как считалось, что одна из глубинных причин восстания – воспитательные послабления. Телесные наказания в российских школах просуществовали до 1917 года.
Анна: Как кажется, применение строгих методов воспитания в дореволюционной школе можно объяснить недостатком теоретической основы преподавания: все-таки учебные заведения для будущих учителей появились значительно позже учебных заведений для детей. Но во все времена были учителя, являвшиеся носителями христоцентрических принципов в педагогике. В русской литературе можно найти много примеров христианского отношения учителя к ученику. Строгость не отменяет любовь. Сегодня мы понимаем, что авторитет завоевывается не силой, а воспитание эффективно только через личный пример. Когда ребенок доверяет учителю, может обратиться со своей проблемой, это положительно влияет на обучение.
Есть ли конкретные примеры, на которые может ориентироваться молодой учитель?
Анна: В свое время меня вдохновил опыт Антона Семеновича Макаренко: поразила его стойкость перед трудностями, верность педагогическим принципам, решимость претворять в жизнь свои методы воспитания, несмотря на нетипичные обстоятельства.
Мария: Примером самоотверженной любви для нас стал праведный Иоанн Кронштадтский. Для современного педагога будет также ценен опыт Василия Александровича Сухомлинского, который настаивал на том, что школьное образование невозможно без нравственно-эстетического воспитания, без бережного отношения к природе и человеку.
Макаренко и Сухомлинский – это представители советской атеистической школы. Действительно ли их опыт полезен православному учителю?
Мария: Несмотря на атеистическую школу, некоторые из выдающихся советских педагогов смогли донести до детей христианские по духу принципы. В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» очень много говорится о человеческой душе, о радости, которую мы можем дарить друг другу, о счастье творчества, о красоте и гармонии природы. В одной из своих сказок Василий Александрович рассказывает ученикам о Волшебнике, в чертах которого совершенно точно угадывается Божественный образ.
…Где-то далеко, за горами и морями, живет Волшебник. Он – Творец Красоты. Он счастлив только тогда, когда его красоте радуются люди. Он добр. Каждую ночь он вспахивает большое поле и сеет на нем маки. К рассвету маки расцветают. Огромное, безграничное поле маков – вот что такое розовое небо, которое вы видите, дети. Видите, как играет, трепещет солнечный луч на каждом маковом лепестке…
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Анна: Не существует педагога или концепции, следование которым дают гарантированный положительный результат. Допустимо и, на мой взгляд, даже правильно использовать методы обучения и воспитания как православные, так и светские. Я слышала много историй о ситуациях в начальной школе, которые пугали меня, поэтому пример мудрого и сильного духом педагога, действующего в исключительных условиях, всегда мотивирует.
К каким трудностям современной школы должен быть готов молодой учитель?
Анна: В наше время на первый план часто выходят проблемы межличностного общения. По сути это исполнение заповеди о любви к ближнему. С трудностями в школе нам еще только предстоит столкнуться, но о многих мы знаем из производственных практик на факультете.
Мария: Насколько можно судить по практикам, которые у нас были во время учебы, сегодня учитель сталкивается с большим объемом «бумажной работы», административной нагрузкой. Из-за интенсивности программы и работы с документами у учителя остается не так много времени на общение с детьми.
Что показалось наиболее ценным в педагогических практиках?
Анна: Было интересно работать под руководством наставника. Учителя не только предупреждали о трудностях, но и помогали формировать уроки, давали ценные советы. Практические навыки очень полезны, ведь школа – это живой организм. Мне запомнилась практика, которая проводится в первые дни учебы ребенка в школе: мы смотрели, как дети постепенно адаптируются, как учитель выстраивает отношения, чтобы дети подружились, почувствовали себя в школе не чужими.
Мария: Было радостно встретить доброжелательность и отзывчивость со стороны опытных учителей – как в отношении к детям, так и в отношении к нам, практикантам. Особенно эта поддержка чувствовалась на преддипломной практике.
Какой он, современный учитель?
Мария: Многозадачный, добрый, ответственный, творческий.
Анна: Терпеливый, способный адаптироваться ко всем изменениям.
Мария: Современный учитель должен быть мудрым и чутким: мудрым – чтобы взять за руку, когда это необходимо, чутким – чтобы не пережать эту руку. Потому что учитель скорее не держит, а поддерживает ребенка на пути его взросления, одновременно такого трудного и радостного.
Беседовала Ксения Вячеславовна Белошеева
Сайт ПСТГУ: https://pstgu.ru/