Найти тему
Что ты читаешь?

ШКОЛА САММЕРХИЛЛ: ВОСПИТАНИЕ СВОБОДОЙ

Оглавление

Книга Александра Нилла "Школа Саммерхилл - воспитание свободой" была издана в 2014 г. издательством "АСТ" в серии "Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер. Как только она появилась на полках книжных магазинов, я бросилась её покупать, так как в это время в московской школе-новостройке детская команда только приступила к созданию свода правил и активно искала способы влияния на развитие школы с помощью разнообразных проектов. Дети, объединенные в так называемую "Некрасовскую республику" с большим желанием решили не только прочитать, но и совместно со школьниками из других школ сети обсудить её, выделить то, что привлекло наибольшее внимание, вдохновило, мотивировало к участию в школьном самоуправлении - системе, которая только-только начала складываться. Скажу сразу, что обсуждение получилось весьма активное, а его последствия значительно повлияли на развитие лидерского потенциала ребят. Как и в дальнейшем, обсуждая эту работу А. Нилла с педагогами, мне хочется сегодня выделить несколько принципиально важных положений, полезных для образовательной системы в целом.

О ребенке

А. Нилл ценит и уважает ребёнка, признает его уникальность, видит в нем личность. Он пытается уберечь ребенка от посягательство взрослого. Буквально это звучит так: "Я полагаю, что ребёнок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться" (с. 17). Этот тезис - самый, пожалуй, спорный в педагогическом кредо А. Нилла, вызывает опасения взрослых, не сильно верящих в то, что ребенок не посещающий занятия в Саммерхилле сам на каком-то этапе осознает свое пребывание в пустоте и начинает посещать занятия, внутренне прожив "озарение" и само мотивируясь к учёбе. Однако в школе А Нилла было множество таких ситуаций и его управленческий и педагогический опыт подтверждал непреложность его посылов.

О школьных предметах

А. Нилл более всего ценил практико-ориентированные занятия ребят. Побывав однажды в мастерской в Саммерхилле я увидела массу хаотично разбросанных рабочих инструментов, которыми дети действительно пользовались для изготовления домиков для птиц, скамеек, починки качелей. А. Нилл писал так: "Все, что действительно нужно каждому ребёнку, - это чтение, письмо и арифметика; остальное надо предоставить инструментам и глине, спорту и театру, краскам и свободе" (с. 45)

О детском самоуправлении

Детское самоуправление в школе Саммерхилл настоящее, лишенное бюрократизма. "Председатель на каждом собрании - новый, его назначает предыдущий, а обязанности секретаря выполняют добровольцы" (С. 71). Дети, сталкиваясь с разнообразными ситуациями, видя несправедливость или проявление конфликта, пытаются самостоятельно выработать правила, найти пути решения возникающих споров. Поэтому свод правил в Саммерхилле это постоянно прирастающая новыми положениями и регламентами книга, инициирующая детей к решениям, предложениям и идеям.

Что нужно детям?

А. Нилл полагает, что воспитание - это то, что не является внешним по отношению к ребёнку, процесс внутреннего ценностного развития. "Обучение нужно детям гораздо меньше, чем любовь и понимание", - пишет А. Нилл (с. 164). Именно такой поддержки ждут дети в семье и в школе, именно в такой поддержке постоянно чувствуют дефицит. Мы все чувствуем в этом дефицит, что уж тут говорить.