Найти тему

Эволюция букваря

Оглавление

20 августа (10 августа по старому стилю) 1634 года издатель Василий Бурцов выпустил в свет первый московский букварь, который на долгие годы стал самой главной книгой для тех, кто хотел научиться читать и писать. Хотя букварь Бурцова и не был первым букварём в России, но до него подобные издания не имели такого распространения, а основной книгой, по которой учились грамоте, был Псалтирь. Поэтому именно 20 августа отмечается день букваря.

Как долго мы грамоте учились?

За почти 390 лет было выпущено множество самых разных букварей и азбук, но долгое время обучение грамоте было доступно очень немногим. И пусть земские трехлетние школы, появившиеся в 1864 году, сыграли свою роль в повышении грамотности крестьянского населения, к 70-м годам XIX века читать научилось не больше 9% жителей Центральной России, а к 1917 — уже половина, правда, в целом по стране этот показатель не превышал 35%.

Реформа русской орфографии 1918 года, введение единых учебных программ в 1927 году и обязательного четырехлетнего (с 1930 года), а затем и семилетнего образования сделали своё дело. Перепись 1959 года подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидирована безграмотность.

-2

Онфим и его берестяная грамота

Понятно, что грамоте люди учились и до того, как появились печатные книги. И несмотря на то, что ни одного рукописного букваря не сохранилось, зато есть, например, «тетради» на бересте 6–7-летнего мальчика Онфима (полное имя — Анфимий).

Из книги Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину»:

«Берестяное наследие Онфима напоминает школьную тетрадь, в которой, кроме обычных заданий, было разрешено писать и рисовать всё, что захочется. Здесь и алфавит, и стандартная деловая переписка — с некоего Дмитрия следовало взыскать долг. И рисунки-игры».

Первый то ли букварь, то ли азбука

-3

Единственный сохранившейся экземпляр книги основателя книгопечатания на Руси Ивана Фёдорова, вышедший во Львове в 1574 году, не имеет ни заглавия, ни титульного листа, поэтому трудно сказать, был ли это букварь или азбука, или грамматика. Сейчас эта книга хранится в библиотеке Гарвардского университета США.

Она состоит из 80 страниц и нескольких разделов, написана на старославянском языке. Помимо записи двух- и трёхбуквенных слогов, здесь есть и тексты для чтения, взятые из Библии, и образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, и раздел об ударениях и «придыханиях».

Букварь Василия Бурцова

-4

Бурцов ориентировался на книгу предшественника Фёдорова, и по структуре его букварь очень похож на львовскую азбуку. Однако он использовал красный цвет, чтобы выделить буквы, слоги и названия разделов, много внимания уделил оформлению книги. В результате букварь Бурцова стал в Центральной России основным пособием для обучения грамоте. Он был переиздан Московским печатным двором в 1637 году. Переиздание усовершенствовали и дополнили. Например, в предисловии появилось обращения к ученикам, рассказывающее, как и зачем вообще нужно учиться. А ещё в букваре появилась гравюра, на которой учитель наказывает розгами провинившегося ученика...

Больше картинок!

В самом конце XVII в. — в 1694 году — в Москве вышел букварь Кариона Истомина с гравюрами Леонтия Бунина. Но иллюстрации — не единственная особенность нового букваря. В отличие от предыдущих собратьев, он вышел светским, так как автор не поместил в него религиозных текстов. А ещё он предназначался не только отрокам (мальчикам), но и отроковицам (девочкам).

Больше разных букварей!

С развитием книгопечатания букварей становилось всё больше. Красивые, красочные издания — для детей дворян и помещиков, и попроще — на дешёвой бумаге, без картинок и прочих изысков — для народа.

Свою руку к обучению грамоте россиян приложила и Екатерина II, написав «Российскую азбуку для обучения юношества чтению». Книга вышла анонимно в 1781 году в Санкт-Петербурге при Императорской академии наук.

В 1864 году свет увидел один из самых популярных букварей (157 переизданий) — «Родное слово для детей младшего возраста» педагога, «учителя всех учителей» Константина Дмитриевича Ушинского.

А в 1872 году была издана «Азбука», написанная Л.Н. Толстым для преподавания в Яснополянской школе. В 1875 году Толстой выпускает «Новую Азбуку». Кстати, именно для неё он написал рассказы «Филипок», «Три медведя», «Птичка».

После революции 1918 г. буквари стали ещё и инструментов воспитания маленьких советских людей.

-5

А вот «Букварь» В.Г. Горецкого наверняка вспомнят многие наши читатели. По нему училось грамоте последнее поколение советских школьников. Он был издан в 1981 году, но переиздавался ещё целых 30 лет, то есть и после распада СССР, так что многие из нас его видели, помнят и даже учились с ним читать. С каждым новым изданием букварь менялся, «приспосабливаясь» к новому времени.

Книга по развитию речи и не только

Сейчас выпускается множество самых разных букварей, пособий для обучения чтению. Конечно, есть такая книжка и у «Абраказябры».

-6

«Город слов. Большая книга по развитию речи» Наташи Югай — это не азбука и не букварь, это многофункциональная книжка, которая не только учит читать, но и развивает большинство важных познавательных психических процессов — речь, память, воображение, внимание…

Несмотря на то, что в книге почти нет текста, в ней есть сюжет. Главные герои Аля и Яша попадают в удивительный парк развлечений «Город слов», а сопровождает их робот-экскурсовод. Каждый разворот книги – это игра, развивающее задание: лабиринты, клады, поиск отличий и разных предметов, сравнение размеров, цифры, а ещё – единороги, йоги и шахматы! Бродя по городу вместе с Алей и Яшей, ребёнок тренирует внимание и логику, развивает память и воображение, учится употреблять разные части речи (прилагательные, глаголы, предлоги), запоминает название частей тела и цветов…

Книга подойдёт малышам, которые ещё не умеют читать и только учат буквы, а также тем, кто уже готовится к школе. Ведь она рассчитана на длительное многократное использование.

-7