Осень еще не началась, а в России уже скакнули цены на верхнюю одежду. Куртки подорожали на 11,5%, плащи — на 17%, а пальто — на 6%, гласят данные госсистемы «Честный знак». Почему стоимость поползла вверх до начала сезона, когда обычно случается ажиотаж, разбирался ОТР.
Какая верхняя одежда подорожала
Система маркировки «Честный знак» сравнила цены на верхнюю одежду за период с января по июнь в 2023 и 2024 годах. Оказалось, что средняя стоимость курток увеличилась на 11,5% и составила 4,3 тысячи рублей, жилеток — на 14% и дошла до трех тысяч рублей. Плащи стали на 17% дороже, цены на них стартуют от 7,8 тысячи. За пальто придется заплатить на 6% больше, от 6,7 тысячи.
А вот пуховики за год, наоборот, подешевели. Если в 2023-м цены начинались от 10,5 тысячи рублей, то сейчас они рухнули на 24%, до 7,9 тысячи. Среднюю стоимость верхней одежды оценивали, основываясь на данных касс, объяснили «Известиям» в пресс-службе «Честного знака». Там добавили, что стоимость пуховиков упала благодаря тому, что отечественное производство этих изделий выросло на 21%. В продаже появилось больше дешевых моделей, которые пользуются спросом.
Доля импортных курток до сих пор остается сравнительно высокой — 76%, их производство в России выросло не так сильно, как пуховиков. Привезенные товары зачастую стоят дороже тех, что шьют у нас. Виной всему затраты на перевозку, таможенные пошлины и хранение, отметила руководитель управления товаров народного потребления ЦРПТ Варвара Михайлова. Сами россияне в последние годы все чаще отдают предпочтение более дорогим моделям.
Что будет дальше с ценами на куртки и пуховики
С приходом осени цены на верхнюю одежду поднимутся еще. Но сезон повышенного спроса пока не наступил, поэтому сейчас можно купить куртки и пуховики из старых коллекций по выгодной стоимости, заметила Михайлова. При этом если сравнивать даже подросшие цены с показателями 2022 года, то они стали заметно ниже. В тот год санкционное давление на Россию увеличили, и многие бренды покинули страну. С 2022-го стоимость пуховиков упала на 34%, жилетов и пальто — на 18%, а курток и ветровок — на 20% и 29% соответственно.
Поставщики материалов поднимают цены на фоне колебания курса доллара. Санкции тоже влияют на конечную стоимость, ведь из-за них дорожают перевозки сырья для верхней одежды. Производство пуховиков, курток, жилетов и прочих вещей подорожало примерно на 10%, поднялись также цены в рознице. На маркетплейсах рост составил примерно 15% — в эту величину площадки заложили свои расходы, пояснила директор компании по пошиву одежды Broswil Екатерина Бан.
Президент компании по пошиву женской одежды Zaykins Анна Смирнова добавила, что часто разница в закупочной стоимости нескольких партий одного и того же материала составляет около 20%. Так происходит, опять же, из-за колебания валютного курса. А кроме ткани для каждого изделия еще нужна фурнитура и нитки, которые тоже подорожали. Поднялась и стоимость оформления сопроводительных документов. Наценка на изделия в итоге получается где-то 50-80%, в зависимости от расположения производства.
Почему еще растут цены на одежду
Инфляционные издержки производителей, поставщиков и перевозчиков выросли. Это и повлияло на подорожание верхней одежды, а еще сказывается нехватка швей, объяснил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. В июне 2024 года стоимость женской одежды выросла на 3,7%, а мужской — на 5,4%, гласят данные Росстата.
Однако директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович выразил мнение, что эта информация не совсем точная. По его словам, Росстат рассчитывает макроэкономическую инфляцию по рекомендациям ООН, но в эту корзину не попадает часть востребованных товаров.
Остапкович считает, что подорожание одежды идет по общему тренду. На него влияет стоимость логистики, оборудования и материалов, которые раньше закупали за рубежом. К тому же производителям теперь нужно повышать зарплаты своим сотрудникам, чтобы удержать их на местах. В то же время доходы россиян растут, за ними подтягивается спрос, а товаров не становится больше, подытожил он.