Найти тему
Азбука отцовства

Первые шаги и совершенствование ходьбы на 10-12 месяце.

Первые шаги делают некоторые дети на 9-10-ом месяце, делает ли первые шаги ребёнок только в начале 2-го года (на 13-14-ом месяце), то его двигательное развитие всё ещё в норме. В этой части мы приводим упражнения для детей, которые уже сделали первый самостоятельный шаг.

Преодоление больших расстояний шагами.

Поставим ребёнка у мебели, где он может держаться, и зовём его к себе. Постепенно увеличиваем расстояние между собой и ребёнком. Некоторые дети через неделю, другие в течение месяца проходят через всю комнату и очень скоро начинают ходить по всей квартире. В этот период необходимо принять меры предосторожности и убрать всё, что могло бы поранить ребёнка или что он мог бы повредить.

Методические рекомендации: ещё в предисловии мы говорили о так называемом обобщении способности (генерализации). Этот принцип мы хотим продемонстрировать на примере развития ходьбы. Как только ребёнок начинает ходить по квартире, мы говорим, что он уже ходит, но это совсем не означает, что развитие ходьбы окончено. Ребёнок совершенствует ходьбу до совершеннолетия, но и в этом возрасте её можно развивать. В раннем возрасте ребёнок должен научиться ходить не только по ровному полу, но и в более трудных условиях, например, по неровной дороге, траве, по лесной тропинке, по снегу, в гору и c горы, вперёд, назад, в сторону, медленно и быстро и т. д. Недостаточно, чтобы ребёнок освоил что-либо только в определённых условиях. Каждая способность должна быть обобщена.

На нескольких примерах мы продемонстрируем, как обобщать способность ходить.

Ходьба по грубой неровной поверхности.

Если ребёнок хорошо ходит по ровному полу в комнате, то предоставим ему возможность ходить по менее идеальной местности, например, по дороге к парку, по деревенской дороге, во дворе, по тротуару и т. д. Постепенно предоставляем ребёнку возможность ходить в ещё более трудных условиях: по траве, по снегу, по писку, по сену, по неровной лесной дорожке и т. д.

Ходьба по гальке.

Дадим ребёнку возможность походить босыми ногами по берегу реки, ручья или озера, где есть галька. Можно также собрать гальку и обильно насыпать на полу балкона или на огороженной части двора. Хорошим подспорьем может быть ламинат с наклеенными на него разрезанными пополам резиновыми шариками (диаметр около 2 см), которые можно купить в магазинах. Это упражнение особенно важно для детей с недостаточным развитием свода стопы; детям до 2-3 лет c плоскостопием проводим это упражнение ежедневно.

-2

Удары по мячу.

Положим на пол мяч и покажем, как можно пнуть мяч. Ребёнок идёт к мячу, в непосредственной близости от мяча делает большой шаг и тем самым пинает его. При этом движении затруднено сохранение равновесия и нарушена ритмичность ходьбы: ребёнок тем самым учится делать неправильные аритмичные шаги, что сложнее, чем делать правильные, одинаковые ритмические шаги.

-3

Преодоление низких препятствий.

Предложим ребёнку в квартире преодолеть, например, высокий порог, лежащую на полу доску, папин тапок и т. д. В саду ребёнок может переступать резиновый шнур, выступающий корень в лесу и т. д. Первоначально помогаем ребёнку, подавая руку, позднее отрабатываем преодоление препятствий без какой-либо помощи.

-4

Вход на бордюр и спуск с него.

Обучаем подниматься на низкий бордюр или ступеньку и спускаться назад первоначально с нашей помощью, а затем без неё.

-5

Ходьба со склона.

При прогулке с ребёнком подведём его к небольшому пригорку и предлагаем ему подняться и спуститься с него. Спуск труднее для ребёнка, чем подъём. Постепенно ищем более крутые пригорки, но не более 20-25 градусов.

-6

Ходьба по узкой плоскости.

Уложим на пол доску шириной 15-20 см. Ребёнок, который ходит ещё неуверенно, широко расставляет ноги и лишь позднее начинает ставить ноги ближе к оси ходьбы или почти на неё. Когда ребёнок ходит уже увереннее, предложим ему ходить по доске, побуждая его тем самым, чтобы он сознательно ставил ноги ближе к оси движения. Вместо доски можно использовать сложенное в несколько раз покрывало или кусок бумаги.

-7

Ходьба по приподнятой поверхности.

Предыдущее упражнение можно усложнить, если предложить ребёнку ходить по широкому бревну или высокой лавке. Это упражнение позволяем ребёнку делать лишь тогда, когда, находясь непосредственно рядом с ним, обеспечиваем его безопасность.

Ходьба по кирпичам.

Уложим в саду 8-10 кирпичей в произвольно в ряд и предложим ребёнку пройти по ним. Для страховки ведём ребёнка за руку. Упражнение должно стимулировать ребёнка ставить ножки на разную ширину шага, т. к. кирпичи расположены на разных расстояниях друг от друга, он должен делать большие и маленькие шаги, ставя ногу то больше вправо, то больше влево.

-8

Ходьба по кирпичикам с неодинаковым уклоном.

Уложим опять несколько кирпичей почти рядом друг с другом, но один будет иметь небольшой уклон вперёд, другие назад, вправо или влево. Предложим ребёнку пройти по ним, удерживая его при этом за руку. Ребёнок должен научиться приспосабливать ногу к различному рельефу местности.