Статья: Cult Friction
Автор: Марк Уолтон
Фото: Гас Грегори
Год оригинальной публикации в CAR: январь 1999
Оба этих автомобиля – полноприводные. И тот, и другой стали настоящими идолами, легендами, направлениями автомобильного жанра, с предметами поклонения. Audi TT (та, что покрасивее) и Subaru Impreza Turbo 1999 модельного года (та, что продуманнее) наконец-то встретились... Мюнхен, ноябрь.
Subaru Impreza Turbo 1999 модельного года одержала победу в этом поединке, состоявшемся в пятницу в 11 часов 32 минуты неподалеку от Реймса, на прямой, как стрела, французской автостраде. В этом автомобиле нет ничего чужеродного; всё выглядит вполне достойным, кажется идеально завершённым и даже совершенным. Все мы – я, фотограф Гас Грегори и дизайнер журнала CAR Фарэн Бэйг пришли к общему мнению о том, что Impreza не только лучше Audi TT, но и, вероятно, лучше любого из автомобилей, которыми нам когда-либо доводилось управлять. Ни убавить, ни прибавить, как говорится.
Теперь всё, что нам оставалось сделать – действительно сесть за руль Audi и проверить его в деле. Особенность Impreza Turbo в том, что она ухитряется превосходить даже те автомобили, на которых вы даже не ездили. Более трёх часов мы неслись с бешеной скоростью 190 км/ч, прислушиваясь к хрипу оппозитной «турбочетвёрки». Мы мчались в Мюнхен, где нас уже ждала Audi TT. Этот бросок лишний раз убедил нас в великолепии Subaru. Всего несколько месяцев назад я уже управлял этим автомобилем, и, как и тогда, вновь восхищался его двигателем, пьянящей скоростью, устойчивостью и рулевым управлением. Неудивительно, что Impreza считается одним из величайших автомобилей 90-х годов и собрал в свой адрес кучу похвал. Неудивительно и то, что по своему значению этот автомобиль вышел далеко за рамки рядового японского седана: это настоящий культ.
Под «культом» я подразумеваю наличие особых поклонников. Слово «Impreza» теперь являет собой нечто большее, чем просто кусок металла. Говоришь «Impreza» – подразумеваешь символ представителя совершенно новой автомобильной культуры, где японские технологии, компьютерные игры, чемпионские титулы в WRC и даже мода на «серый импорт» сходятся воедино в этом божестве на 16-дюймовых дисках. Однако предметы культа также тесно связаны с модой, а мода, как известно, время от времени меняется. Что же будет дальше?
Subaru уже представили новую Impreza 1999 модельного года с более мощным двигателем (215 л.с. против прежних 208), новые колёсные диски и спойлеры, а также улучшенной отделкой салона, чтобы выстоять в конкурентной борьбе. Хотя и понятно, что она не сможет бесконечно оставаться в лидерах. Пусть мы и отдали ей предпочтение после продолжительного скоростного пробега в Германию, когда-нибудь Subaru всё же уступит своё лидерство. И на горизонте уже показался автомобиль, который способен бросить вызов: это новый Audi TT.
Вот несколько причин: у TT есть 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом (как у Subaru), полноприводная трансмиссия (как у Subaru) и мощность в 225 л.с. (а это немало). Кроме того, у ТТ очевидно своеобразное мужское начало – грозная физиономия и совершенно плоские, как у танка, боковины. Эту машину не назовешь красивой, но красивые автомобили не всегда становятся культовыми. Не спрашивайте меня, почему. Просто я так решил.
Я также решил, что медленные и громоздкие машины, которые настолько безопасны в управлении, что их невозможно разбить, также не могут стать культовыми. Вам всё-таки хочется, чтобы у машины были какие-то «пороки», какой-то элемент «сырости» или «опасности», оставляющие надежду испытать острые ощущения. Именно поэтому мы и решили провести наш зимний уик-энд в пронизывающе холодном (-9°C) бетонном Мюнхене, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: является ли Audi TT достаточно «драйверским», чтобы сместить Subaru, или он – не более, чем просто произведение выпускника Баухауса?
Наше рандеву с TT состоялось на подземной стоянке, где этот автомобиль чувствовал себя, как дома. Он маленький (очень!), и это впечатление усилилось, стоило встать рядом с ним: маленькая коренастая машинка с неглубокими боковыми окнами и низкой дугообразной крышей. Внезапно, приподнятый Subaru со своими незамысловатыми внешними формами и большой площадью остекления показался несколько унылым.
Audi TT также очень напоминает концепт-кар, отражающий представление его конструктора об автомобиле XXI века; своего рода переосмысление модернизма посреди мост-модернистского ретро. Этим автомобилем достаточно просто любоваться.
Но серьёзно, зачем же им любоваться, когда под рукой есть ключи? Через десять минут мы понеслись по автобану со скоростью 190 км/ч.
Первое – и самое важное. Вам наверняка приходилось где-то читать, что Audi TT недостаточно быстр. Лично мне приходилось перед самым отъездом в Мюнхен и, кажется, начинаю понимать, на чём эти слухи основаны: турбированный 1,8-литровый двигатель этого автомобиля имеет настолько равномерную характеристику крутящего момента (279 Нм в диапазоне от 2200 до 5500 об/мин), что разгон происходит медленно и плавно, без толчков, подхватов или неожиданной отсечки двигателя, в отличие от Impreza, которая буквально срывается с места (из-за турбозапаздывания) (развивая, между прочим, крутящий момент 290 Нм при 4000 об/мин). TT просто едет и едет, и его скорость почти неощутима благодаря изумительно плавной подаче.
Но это отнюдь не означает, что Audi TT – тихоходка. Об этом говорят наши собственные, достаточно неожиданные наблюдения. Испытания на автобане показали, что Audi TT на самом деле быстрее, чем Impreza-99. Сначала оба автомобиля двигались на второй передаче по скользкой дороге, а затем бок о бок по второй и третьей полосам автострады на четвёртой передаче (у Subaru коробка передач пятиступенчатая, а у TT – шестиступенчатая). Audi стала проявлять характер и медленно, но решительно выдвинулась вперёд на длину капота. Затем, дождавшись удобного момента, когда не было особых помех, TT на шестой передаче рванула вперёд, до заявленных 230 км/ч. Так что отбросим слухи о «нехватке скорости» у TT, хорошо?
Учитывая, что TT по сути являет собой «переодетый» Golf, харизмы ему не занимать. Харизма – козырная карта Subaru: замечательная, ни на что не похожая оппозитная «четвёрка» с характерным свистом турбины (этот двигатель особенно эффективен на асфальтовых дорогах), глубокие кресла-ковши, крепко обхватывающие вас с бёдер до плеч, рулевое колесо Momo. Subaru, как и Volvo V70, имеет настолько характерные по форме и расположению рычаги управления, что ими можно манипулировать даже с завязанными глазами (проверять не рекомендуется).
К сожалению, вся опасность состоит в том, что TT можно спутать с любой другой машиной из ВАГовской солянки на общей платформе. Но TT – продуманная машина. Я ещё не упоминал интерьер? Для меня (как и для большинства европейских автомобильных фирм) до сих пор остается загадкой, каким образом компании Audi удалось организовать массовое производство автомобилей высочайшего качества, с настолько впечатляющим уровнем детализации. Что там Mercedes-Benz? Вот новый эталон качества! Audi подняли планку. В её салоне испытываешь одно удовольствие от одного лишь прикосновения к различным деталям, начиная от превосходного трёхспицевого рулевого колеса до вентиляционных отверстий и резинового кожуха, защищающего рычаг переключения передач. Даже дополнительно «наддутый» турбомотор Golf GTi издаёт гортанный вой на полной мощности, и весьма гулко при обгонах. Он никогда не кажется обыденным на слух. Конечно, сиденья обхватывают вас не так страстно, как в Subaru, да и обзорность не столь хороша, зато интерьер буквально завораживает: в отличие от пластикового «японца», с этой внеземной красотой и расставаться не хочется. Новые приборы с белыми циферблатами (в стиле JDM-ных WRX) несколько освежают облик интерьера, но в целом, он выглядит дёшево, да и на ощупь такой же.
Отдельно стоит сказать о рулевом колесе Audi. Рулевое колесо Subaru – это своеобразный канал живого общения с удивительно практичным шасси. Рулевой механизм отзывчив и лишён нервозности и обеспечивает постоянную «полноприводную» устойчивость даже при срыве задних колёс в скольжение на свободных виражах (следствие чувствительности полноприводной трансмиссии к движениям дроссельной заслонки). При этом важно не забывать: входить в поворот следует быстро, но плавно, а выходить из поворота резко.
Определяющими для Subaru являются два ощущения, которые сможет распознать любой, от вашего младшего братишки до вашей бабули: лёгкость и сбалансированность. Передние и задние колёса управляются не отдельно друг от друга, а как единое целое. Каждое из четырёх колёс «цепляется» или скользит в полном соответствии с вашими командами. Лёгкость, стремительность и даже какая-то воздушность этого автомобиля – вот те качества Subaru, которые внушают абсолютную уверенность в этой машине.
И именно здесь TT выдаёт своё менее благородное происхождение. Вероятно, что его рулевой механизм – лучший из всех Audi. Однако баланс нагрузок на руле (безусловно, заслуживающий одобрения по сравнению с вульгарной пассивностью) кажется более искусственным, чем у Subaru, словно это результат работы гидроусилителя, нежели подлинная реакция на неровности дорожного полотна. Кроме того, из-за тяжёлого передка, у TT нет той лёгкости и проворности при вхождении в поворот, что у Impreza. Это отнюдь не означает, что Audi – автомобиль инертный или неуклюжий, но всё же ему не хватает характерной для Subaru предельной точности.
А вот чего у этой машины хоть отбавляй (к счастью), так это игривого нрава. Пусть испытание на занос посреди поворота кажется малость избитым, здесь это важно – машина доказывает, что она отнюдь не инертна или безопасна до скуки. TT, как и Impreza, по команде водителя (и только в этом случае) может пойти боком. При этом хвост срывается в занос лишь постепенно, а механизм рулевого управления настолько «честный» (всего 2,5 оборота), что, как и в случае Subaru, процесс рулёжки доставляет большое удовольствие – водитель всегда держит процесс под контролем, а поведение автомобиля вполне предсказуемо. Следовательно, на TT можно не только мчаться с огромной скоростью, но и по пути бросать вызов самому себе. Смело ставлю Audi оценку в 9.9 баллов.
Итак, Audi TT действительно заслуживает того внимания, которое ему уделяется в последнее время: «Вот он, новый достойный соперник!». По крайней мере, он таковым станет, когда доберётся к нам в конце 1999-го. Однако удастся ли ему столкнуть Subaru Impreza с первого места в рейтинге культовых автомобилей?
Этот вопрос повергает меня в глубокую задумчивость. Долго гримасничаю, гляжу в потолок и барабаню пальцами по столу. Чёрт подери, я несколько дней раздумывал, так что вот вам решение. Кто же лучше?
Думаю, что всё-таки Subaru. Моя интуиция склоняет меня на сторону Impreza. Совершенно невозможно объяснить, почему она должна вам нравиться: несмотря на свои новые диски и спойлер, она довольно неказистая и в чём-то обыденная. Но за её рулём, вы чувствуете, что вы «в теме» и обладаете неоспоримо высоким чувством автомобильного вкуса. С другой стороны, на разработку и ручную сборку Audi потрачены многие миллионы долларов, и она способна не просто нравиться, а вызывать буйный восторг у всех, кто с нею знакомится. Только взгляните на неё – он выполнен не столь изобретательно, как, скажем, Coupé Fiat, но всё-таки везде привлекает к себе внимание, здесь тщательно выдержан вполне определённый стиль. Навеянная ралли Impreza появилась на свет в некотором смысле случайно, но она честнее: её вентиляционные отверстия в капоте возникли просто в силу самой насущной необходимости. Без алюминиевой вентиляционной решётки обогревателя салона вполне можно было обойтись. Нет у неё также алюминиевой топливной заливной горловины клапанного типа, окруженной модными болтами с внутренним шестигранником. Зато есть огромные фары дальнего света.
Рядом с TT, Subaru выглядит настолько старомодно, что, возможно, и выйти-то из моды не сможет. Но моя душа разрывается на части, когда я пишу это всё, так как TT мне очень полюбился, и я получил огромное удовольствие от вождения. Но посмотрим на это с другой стороны: если какой-то автомобиль по своим качествам приближается к Impreza, то это значит, что он приближается к идее абсолютного и вечного совершенства, автомобильного бессмертия. И Impreza – это эталон. А Audi TT близка к нему. Даже очень близка.
Сноска 1: Это не просто Golf в костюме XXI века, у TT есть свой характер, и он быстрее, чем вам кажется
Мы в соцсетях:
YouTube: www.youtube.com/@autoculture_media
VK: vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram: t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен: dzen.ru/autoculture_media
Также вы можете поддержать проект по QR-коду: