Найти в Дзене
Международная панорама

Центристы не могут игнорировать рост симпатий к правым и левым в Восточной Германии

Оглавление
Сторонники АдГ в Дрездене
Сторонники АдГ в Дрездене

Прогуливаясь по Дрездену в эти выходные, я подверглась бомбардировке политической рекламой. Плакаты на каждом фонарном столбе обещают всё, что угодно, от «высшего образования» до «закона и порядка» - всё, что нужно, чтобы привлечь избирателей с политических задворок в преддверии региональных выборов.

В сентябре в трёх немецких землях - Бранденбурге, Саксонии и Тюрингии - будут избраны новые парламенты-ландтаги, и во всех трех землях, согласно опросам, до половины избирателей могут отдать предпочтение либо правой «Альтернативе для Германии» (AfD), либо левой партии «Альянс Сары Вагенкнехт» (BSW).

Так как все три выборов проходят в бывшей Восточной Германии, комментаторы поспешили предположить, что популизм может быть в политической ДНК тех, кто когда-то жил при социализме. Однако на самом деле то, что происходит на Востоке, происходит по всей Германии и Европе. Центристы закрывают на это глаза на свой страх и риск.

Наибольшее беспокойство у политического истеблишмента Германии вызывает партия AfD, которая может победить во всех трех землях, набрав от четверти до трети голосов. Хотя и другие вопросы, безусловно, играют свою роль, ключевым фактором является иммиграция.

Здесь, в Саксонии, где служба внутренней разведки расценила местное отделение AfD как «правоэкстремистское», предвыборные плакаты партии выступают за «реэмиграцию» и пограничный контроль в соседних странах ЕС.

Хотя иммиграция уже давно рассматривается как особая проблема на Востоке, крупный опрос показал, что западные немцы испытывают аналогичные опасения - будь то рост расходов на социальное обеспечение (проблема 77 % на Западе и 82 % на Востоке) или конфликты между иммигрантами и местными общинами (беспокойство 71 % западных немцев и 82 % восточных).

В прошлом году AfD также заняла второе место в Гессене и третье в Баварии - в обеих землях бывшего Запада. В Баварии «Свободные избиратели» заняли второе место с правой программой, а победил правоцентристский Христианско-социальный союз. Вместе они набрали более двух третей голосов за партии, которые хотят сократить иммиграцию.

Если взглянуть за пределы Германии, то идея о том, что для сдвига в сторону правых необходим недавний опыт диктатуры, выглядит все более абсурдной. В конце концов, результаты европейских выборов были широко охарактеризованы как «правый поворот», поскольку партии правых популистов победили во Франции, Италии и Австрии.

Привлекательность левого BSW под руководством его одноименного лидера Сахры Вагенкнехт - совсем другое дело. Хотя левый популизм является политической силой и в других странах, таких как Франция, Италия, Греция и Испания, остаточный спрос на партию левее социал-демократов (СДПГ) в восточной Германии после воссоединения в 1990 году - явление специфическое.

Сама Вагенкнехт родилась в ГДР, где летом 1989 года вступила в правящую Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). С тех пор она была заметной фигурой в партиях-преемницах этой партии, пока в начале этого года не вышла из нее и не создала свою собственную - BSW. На европейских выборах она сразу же набрала 6,2 % голосов, но, в отличие от AfD, не может претендовать на роль крупного игрока в западной части ФРГ.

Однако на востоке сочетание личной харизмы, симпатии к России, антииммиграционной риторики и левой социальной политики Вагенкнехт привлекает многих избирателей. На выборах в каждой из трёх земель её BSW набирает от 15% до 19%. Отчасти это объясняется критическими взглядами Вагенкнехт на войну на Украине, которые находят отклик у многих жителей восточных регионов, особенно в условиях, когда правительство Берлина прекращает выделять Киеву новые средства.

Недавние опросы показали, что подавляющее большинство западных немцев считают, что на СВО России на Украине следует отвечать военной силой, в то время как только треть восточных немцев согласны с этим - расхождение гораздо большее, чем в вопросе иммиграции.

Конечно, существуют исторические причины, по которым восточные немцы продолжают думать и голосовать иначе, чем их западногерманские соотечественники по таким вопросам, как Украина. Но их общее направление движения в сторону от центра не является уникальным.

Недовольство статус-кво, особенно в вопросах иммиграции, заставляет все больше избирателей уходить на политические задворки, причем не только на Востоке. Если центристы хотят отвоевать утраченные позиции, им следует обратить внимание на восточную часть Германии как на пример, а не из ряда вон выходящий случай.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».